Новости Оскола » Blog Archives » Земельная война
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Земельная война

18.12.2019

Паи роговатовцев скуплены за бесценок
Уже несколько месяцев в селе Роговатое бушуют нешуточные страсти. Здесь развязалась настоящая война. Жители этой территории всегда славились бойким характером. Вот и на сей раз решительно кидаются на амбразуру. Дело в том, что на землях селян расположена небезызвестная агрофирма «Роговатовская Нива». В 90-х годах роговатовцы передали ей свои паи, а в этом году гектары были принудительно скуплены. За гроши! Цена за пай — 3600 рублей. Впрочем, обо всем по порядку.

Паи — в аренду

Поскольку жители не намерены терпеть такое унижение, они стали бить во все колокола и инициировать собрания. Очередное, уже третье по счету, состоялось в субботу, 14 декабря. На сход граждан пригласили и СМИ.
До роговатовского Дома культуры путь неблизкий, поэтому по дороге нашлось время пообщаться с одной из активисток, с которой мы вместе добирались до села. Екатерина Воронкова, как и сотни роговатовцев — пострадавшая сторона.
В 1992 году вышел закон, по которому колхозников наделили земельными паями. В 1996 году должны были выдаваться уже другие свидетельства с кадастровым номером, но этого отчего-то не произошло (в то время как в Шаталовке такие свидетельства селяне получили! — прим. авт.). Во всяком случае, у Екатерины имеется лишь первичное свидетельство.
После распада колхозов образовалась агрофирма, в которую в том числе вступили и родители собеседницы.
— Жители села Роговатое говорят, был договор, согласно которому планировалось Федору Ивановичу Клюке на 48 лет сдать в аренду землю. Но, опять-таки, все нужно было оформить как положено. Народ говорит, что все было сделано впопыхах — за два дня.
В итоге жители сдали свои земли в аренду. В обмен на 4 гектара они должны были получать 6 центнеров зерна, вспашку огорода, материальную помощь на похороны.
— Зерно выдавали до 2019 года. Но, опять-таки, не 6 центнеров, а за минусом 13%. Люди и с этим смирились. В 2006 году обязательства не были выполнены вообще. Люди пожаловались в прокуратуру, ведомство разобралось. Снова стали получать зерно. Годы идут. Жители сдают земли в аренду (у семьи Екатерины 14 гектаров, — прим. авт.). На руках договоров нет.

Акции — в придачу

Позже она узнала, что является, как и другие роговатовцы, владелицей акций.
— В 2003 году умер мой папа. Вступая в наследство, отправляюсь от нотариуса в РК «Реестр». Прошло уже 17 лет, до сих пор помнится лицо сотрудницы. С ехидной улыбкой она ответила: «Землю захотели, у вас акции. Если не довольны, спросите у Клюки». Хорошо, акции, так акции. Оформили выписку, у меня 408 акций. Номинал акции 1 рубль, но каждая в 2000 году стоила 17 рублей 70 копеек, — делится Екатерина. — В 2006 году людей вызвали в город, в регистратор ЗАО «Реком», где выдали выписки. Люди, наверное, не возмутились. Акционеры так акционеры. Вроде бы как ничего не изменилось, зерно дают. Позже стали присылать письма о необходимости приходить на собрания. Может быть, это наше безразличие, незнание законов. С другой стороны, кто бы нас там слушал? Время идет. Вроде бы все хорошо. Поля засеваются, люди радуются, что земля не заросла. Затем в 2015 году вышел закон об акционерных обществах. Крупный держатель акций (95%), имеет право выкупить акции у мелких акционеров, что и случилось. Имущество Федор Иванович передал внуку Константину, который на основании статьи закона выпускает акции по 2 копейки. То есть наша акция, которая стоила рубль, обесценилась. Говорят, что в газете «Зори» и Интернете проходила информация о возможности прийти и купить акции. Но не все же «Зори» читают, и не все бабушки Интернетом владеют. Есть люди, которые узнали и приобрели акции. Таковых 198 человек. Но, опять-таки, на пай давалось ограниченное количество акций. В конечном итоге получилось, что мы, жители, никто. 97% акций оказалось у Константина Клюки, которые он теперь скупил по 9 рублей 21 копейки. Я звонила в «Реком». Ответили, что наши ценные бумаги списаны. У меня 408 акций. Получилось, что их стоимость — 3600 рублей за пай. А те люди, которые успели выкупить акции по 2 копейки, заработали примерно по 57 тысяч, — говорит собеседница.
Остальные роговатовцы остались практически ни с чем.
— Нас, акционеров, необходимо было собрать, посоветоваться. Не должно было так произойти. Как так, залезть к людям в карман и обманным путем забрать? Что такое три тысячи рублей? В магазин не сходишь, — сетует Екатерина.

Денежный отъем?

Выходит, что земли жителей скупили за бесценок. Люди запротестовали и инициировали собрания. За жителей вступились коммунисты во главе с депутатом областной Думы Станиславом Пановым. На первом собрании присутствовали только представители партии, глава сельской территории и около тысячи жителей. Ни руководство «Роговатовской Нивы», ни «ПромАгро» не соизволили объясниться. На второе собрание пришло более 700 жителей. Выслушать их приехал и глава администрации Александр Сергиенко, и коммунисты.
В конце ноября дало о себе знать и руководство «ПромАгро».
— Инициативную группу вызвали в
«ПромАгро», предложили социальный договор (явно это не бескорыстная забота о населении, скорее всего, документ родился как попытка каким-то образом усмирить непокорных селян, — прим. авт.). Прописано, что будут давать тонну зерна, социально-материальную помощь на похороны — 10 тыс. рублей. Бумаги привезли в сельсовет. А тем, кто работает в «ПромАгро», «Роговатовской Ниве» в приказном тоне сказали: не подпишите, будете уволены. Но даже несмотря на это, многие не стали подписывать, — говорит Екатерина.
Жители хорошенько изучили договор и, как оказалось, он не без заковык.
— Будет рассмотрено каждое заявление жителя. Скажут, положим, у вас прописка старооскольская, зачем вам зерно? Еще в договоре предусмотрен форс-мажор. Прошел град, к примеру, ответят нам: извините, неурожай. Насыплют два кило в пакет. Все, договор выполнен.

Бунт на корабле

14 декабря прошло третье собрание. Заинтересованных жителей было столько, что всем не хватило кресел, многим пришлось толпиться в проходе. На этот раз прибыли не только представители администрации и коммунисты. Выступить перед народом всё-таки решились и сами промагровцы. На встречу прибыл юрист и Александр Гринев, заместитель генерального директора «ПромАгро».
Первым слово взял Станислав Панов, депутат областной Думы от КПРФ:
— Стараемся решить проблему. Создана межведомственная комиссия при администрации. Мы подняли документы, на сегодняшний день старооскольская администрация продает земли сельхозначения по 7 рублей за квадратный метр, 1 гектар стоит 70 тыс. рублей. Считаю, что если существует такая цена, значит, жители должны ее и получить. Каждый из вас должен решить: кто-то может продать свою землю. Кто не желает, вместе будем добиваться того, чтобы она осталась у вас.
Сергей Гричанюк, первый заместитель главы администрации, рассказал, что администрация перенаправила обращение граждан по данному вопросу в старооскольское УМВД, однако там не усмотрели ничего противоправного и прекратили дело, с чем не согласился старооскольский прокурор, который направил материал обратно.

Согласно оценке

Выступил и юрист «ПромАгро», который, к слову, не внес никакой ясности в ситуацию, а еще больше разгневал роговатовцев. Он рассказал, что по закону акционерами становятся лица, которые приобретают акции. Способов много, в том числе внести имущество взамен акций, что и было сделано. Далее договоры были предоставлены в Росреестр и зарегистрированы. Акционеры в свое время имели право участвовать в хозяйственной деятельности общества. Ежегодно всем направлялись письменные уведомления об участии в собраниях. Публиковалась информация в газете и Интернете. В 2016 году из 2000 акционеров явка составила 12 человек, в 2017 — 18 человек, в 2018 — 12 человек, в 2019 — 18 человек. Что касается паев, они выдавались в 1992 году по свидетельствам, на основании которых потом писались заявления о вступлении в акционерное общество. Что касается низкой цены на акции, юрист сослался на оценщиков. Мол, каждую акцию оценивали две специализированные организации. Одна из них дала стоимость 6 руб. 86 копеек. Руководство, дескать, подстраховалось и даже сделало другую оценку. Результат — 9 руб. 21 копейка. На том и порешили.
— Почему такая оценка? — спросил Станислав Панов.
— А вы считаете, что она заниженная? — вопросом на вопрос ответил юрист.
— Вы полагаете, что три тысячи — это нормально? — продолжил наступление депутат.
Волну негодования подхватили и роговатовцы. Они не согласны с минимальной стоимостью, но конкретного ответа на вопросы так и не получили. В штыки ими был принят и предложенный договор так называемой соцпомощи. Представителями «ПромАгро» озвучено, что будет продолжена ежегодная выдача зерна, а это тонна (минус 13%) на пай, и 10 тыс. рублей на погребение. Жители проголосовали против и даже не стали рассматривать предложение.
Екатерина Воронкова напомнила, что договор имеет принудительный характер для тех, кто трудится на «ПроАмгро». Когда были выпущены бумаги (это было еще до третьего собрания, — прим. авт.), людей попросту заставляли его подписывать под страхом увольнения.
— Вы знаете об этом? — Екатерина обратилась к Александру Гриневу, заместителю генерального директора.
— Нет, я не знаю, — руководитель сделал удивленное лицо и стал уверять: лично давал указание никого не принуждать.
Было бы странно услышать от него что-то иное. Ну кто же во всеуслышание поделится такой информацией! Озвучили роговатовцы и тот момент, что они не получали никаких уведомлений о принудительном выкупе акций.
— Каким образом акционерное общество получило контрольный пакет акций? — не унимались роговатовцы. — Вот, в зале сидят акционеры. Никто свои акции никому не продавал.
Возмущались жители и тем, что был выпущен дополнительный пакет акций, с помощью чего были «поглощены» мелкие акционеры. Со слов Екатерины Воронковой — это более миллирда акций. Женщина продемонстрировала документ, однако юрист опротестовал цифру. Мол, такие размеры допустимы, но было выпущено более 70 миллионов.
— Мы, пайщики, могли все это выкупить и быть держателями даже 51% акции? Едва ли, — недоумевает Екатерина.
— У нас рядом Воронежская область, Курская. Там просто выкупили земельные паи и не было такой страсти, как у нас. Понимаете, людей обманули. Жалко было каждому пайщику выдать по 50-60 тысяч? — разгорячилась еще одна жительница.
На собрании речь шла не только о заниженной цене, по которой были скуплены земли.
Многие вообще не понимают, каким образом оказались в данном акционерном обществе.
— Я не уверена, что мой умирающий отец в 2002 году приходил и голосовал за то, чтобы вступить в акционерное общество, — приводит пример Екатерина Воронкова.

Выдвинули требования

Собрание длилось около двух часов. В конце заседания выступили члены инициативной группы и выдвинули свои требования:
— Первое — мы должны получить наши свидетельства на землю. Не дубликат, а оригинал. А если нам не в состоянии выдать бумаги на руки, пусть выплатят по 400 тысяч рублей за пай.
— В то же время мы ведем работу в направлении, чтобы все сделки признать ничтожными. Этим будут заниматься юристы. На сегодняшний день стоит и вопрос заключения договора, чтобы выплачивались дивиденды за пользование землей, — добавил Станислав Панов.
Жители условились, что через месяц они снова проведут собрание и продолжат обсуждение темы. Более того, в дальнейшем роговатовцы намерены обратиться в суд. По их мнению, это единственный способ восстановить справедливость.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.