Новости Оскола » Blog Archives » Пережили?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Пережили?

17.09.2020

Впечатлениями о дистанционном обучении делятся студенты

Учебный год закончен, сессия сдана, практика закрыта, а вместо привычного «фу-у-уф» хочется сказать: «Пережили, и слава Богу».  Да, этот карантинный период принёс немало трудностей людям всего мира, школьникам, студентам, работающим, пенсионерам и оставил свой пагубный след на всех сферах общества. Я от лица студентов-первокурсников хочу поделиться историей первого опыта обучения в онлайн-режиме и рассказать обо всех трудностях, с которыми я успела столкнуться, а также попытаюсь выделить ряд плюсов и минусов.

Полная неопределённость

Вспоминается китайская мудрость: «Бойтесь исполнения своих желаний». Говоря честно, очень многие из ребят мечтали не ходить хоть недельку на пары, отдохнуть от преподавателей и однокурсников, не ездить на обязательно-принудительные конкурсы, научные лекции и квесты и просто посидеть дома. И я — не исключение.
Вспоминаю последние дни в университете, до «заточения» всех дома. Вуз  полон разных слухов, новостей, обновляющихся со скоростью света. То кто-то отправил в общую беседу «Вконтакте» приказ об уходе на дистанционное обучение, следом — опровержение, здесь же новость о том, что питерские и московские студенты уже пакуют чемоданы. То перестал работать гардероб в ожидании того, что вот-вот нагрянут дезинфекторы в защитных костюмах. В ряд подобных случаев укладывается  быстро распространившееся сообщение одного студента-инкогнито, который голосом, полным уверенности, рассказывал, что с нами со всеми будет в скором времени и что необходимо делать, чтобы спастись. Там было про ограниченные запасы гречки, тушёнки и туалетной бумаги, отсутствие в России аппаратов ИВЛ, которые достанутся только людям «сверху», и подобные апокалиптические истории.
Преподаватели же выражали диаметрально противоположные точки зрения о ситуации в мире и нашем дальнейшем обучении. Кто-то говорил: не верьте слухам, не наводите панику, кто-то: начинайте настраиваться на переход в режим онлайн-обучения. А для тех, кто жил в общежитии, была бонусная причина для волнений. По общажным коридорам летал слух о том, что все будут выселены и отправлены домой. И в таком подвешенном состоянии мы находились не один день. Дошло до того, что, уехав на выходные, некоторые студенты не появились на парах в понедельник. И только после этого администрация университета оповестила студентов о том, что никуда не надо уезжать, продолжаем учебу в штатном режиме, дожидайтесь официального приказа. Но буквально в тот же день нас отпустили прямо во время пары со словами «Нас переводят на дистанционное обучение».
Приказ о переходе вышел 16 марта. Однако уже 17 марта от крупных российских вузов появились подтверждения о выполнении этого требования, некоторые учебные заведения уточнили, что полноценный переход продлился неделю.  Я могу сказать, что переход до конца обучения, закончившегося сдачей сессии и оценкой летней практики, так и не смог завершиться, как следует, или каким хотелось видеть его лично мне.

Копировать, вставить…

Говоря о дистанционном обучении как таковом, следует начать с самого важного для студента, а именно с того, что стало с процессом получения новых знаний. На первых порах преподаватели, еще не вкусив весь сок общения в режиме-онлайн, пытались проводить стандартные лекции, но безуспешно. Звук доносился с постоянными перебоями, задержками или пропадал вообще. В связи с чем среди одногруппников появилась одна саркастическая фраза, описывающая процесс. Преподаватель: «Пш, бык, пш, мык, всем все понятно?» После пары неудачных попыток лекции перестали проводить вообще. А выполнение заданий свелось к переписыванию учебников, в лучшем случае, по схеме: «создать файл, копировать, вставить». Можно подумать: ну а что, собственно, сложного – сиди да постигай науки. Вся соль заключалась в том, что объем заданий с переходом на дистанционное обучение увеличился чуть ли не вдвое, а то и втрое. И тут уже приходилось самостоятельно выбирать, тему какого предмета ты сегодня успеешь прочитать и запомнить, а какого-  списать из Интернета. Такой порядок дел не мог не расстраивать, ведь вуз — это не школа, для удачной сдачи сессии недостаточно просто проскользить взглядом по страничке в Википедии. Нельзя не упомянуть еще об одном техническом нюансе онлайн-системы.
Задания, которые нам давали,  нужно было выполнить в определенные сроки. Однако электронная  система в любой момент могла дать сбой от ее перегруженности или плохой связи. Тогда приходилось постоянно писать преподавателям о причинах неотправки выполненной работы и просьбе продлить время отправления — это в лучшем случае. В ином преподаватель просто мог не заметить твое сообщение среди множества подобных, так как проблема была повсеместной и неоднократной. Иной раз такие случаи выбивали из всей рабочей колеи.
Но при всех отрицательных моментах дистанционного обучения нельзя не выделить и ряд положительных. С увеличением объёма задач, обязательных для выполнения и ограниченных сроками сдачи, ты неожиданно для себя начинаешь втягиваться в такой активный темп. И задания, которые раньше бы казались  просто невыполнимыми, очень энергозатратными и требующими большого количества времени, теперь не кажутся такими. Новый формат обучения требовал и нового формата выполнения заданий, заменивший устные ответы на практических занятиях. Теперь же ответы облекли форму эссе, анализа, рецензии и т. д. На мой взгляд, этот переход стал возможностью и стимулом  глубже узнать о разных стилях написания текстов, их структуре и построении. Также обязательность выполнения каждого задания и его оценки теперь дали каждому из студентов право на ответ. Ведь во время пары на конкретный вопрос могли ответить только несколько обучающихся, не факт, что среди них будешь ты. Но здесь же выводится один минус, такой, как невозможность услышать мнение одногруппников по поднятому вопросу или теме. Только твои ответы и оценка преподавателя.
Можно еще добавить, что во время дистанционного обучения я полюбила один не дающийся мне ранее предмет. На обычных занятиях я не могла привыкнуть к манере повествования преподавателя, не успевала за ходом его мысли, а следовательно, упускала важные моменты. Не успев разобраться в предыдущей теме, бралась за следующую. Так этот предмет стал для меня недопонятым, не разобранным до конца клубком информации. Будучи дома, я смогла вернуться к первым темам, открыть лекции и наконец-то распутать этот ком и разложить все по полочкам. Сейчас я уже сдала этот предмет и получила по нему хорошую отметку, о которой в начале семестра даже и не мечтала.

Другие мнения

Но не стоит забывать, что мои впечатления от дистанционного обучения могут быль совершенно и даже диаметрально противоположны впечатлениям других студентов.
Чтобы скрасить все-таки ярко пессимистически окрашенный анализ и приглушить субъективизм, приведу выдержки из рассказов студентов разных городов, найденные на просторах Интернета.
Денис Попов, студент 1-го курса Института истории, политических и социальных наук:
«Я остался в Петрозаводске. Если говорить честно, то тут сыграл роль страх заражения: Москва как-никак  потенциальный центр эпидемии. Если говорить о переходе на систему дистанционного обучения, то впечатления более чем положительные, мне нравится. Задания бывают разные. Недавно делал доклад по исторической географии, где мне пригодились мои знания по истории изменения и демаркации российско-финской границы. Семинары по истории России готовим в рукописном виде. Это мне тоже нравится. С преподавателями общаемся через общую почту, с некоторыми  «ВКонтакте» списываемся.
Свободного времени стало больше. Читаю сейчас литературу для своей курсовой работы, в основном это советские монографии или воспоминания по Гражданской войне в Карелии, поднимаю свои старые записи и архивные наработки».
Ольга С., химико-биологический факультет, Нижний Новгород:
«Качество обучения, конечно же, страдает, потому что многие студенты могут не посещать занятия. На парах (не только на лекциях, но даже и на семинарах) от нас требуется только онлайн-присутствие на портале нашего вуза. Некоторые просто занимаются своими делами с включенной вкладкой нашего портала на компьютере/телефоне. Еще по некоторым дисциплинам для проверки знаний нам дают онлайн-тесты. Ничто не мешает тупо найти ответ в Интернете/учебнике и списать его на хорошую оценку. Поэтому, я считаю, что онлайн-тесты не подходят для проверки наших знаний.
По другим же предметам нам задают различные самостоятельные работы, составленные самим преподавателем. Чтобы их решить, нужны знания с лекций. Но тут появляется другая проблема: если возникает какой-то вопрос с решением, то приходится писать преподавателю, и ответ можно прождать несколько дней, потому что некоторые преподаватели заходят на наш портал только во время своих пар.
Из минусов могу также назвать огромное количество писанины. Фотографии/сканы всех домашних заданий или самостоятельных работ (а по некоторым предметам они у нас теперь проводятся после каждого занятия) нужно скидывать преподавателям.
Из плюсов: экономия денег и времени на дороге. И если студенту не нужны знания или хорошие оценки, то на дистанционке можно не париться».
Александр К., факультет информационных технологий и кибернетики Нижегородского госуниверситета:
«В нашем университете образование, вне зависимости от того, дистанционное оно или нет, остается стабильным по качеству. В то же время учиться дистанционно легче, так как не надо никуда ехать, и все, что нужно, под рукой. Отдельным плюсом, наверное, я отметил бы свободу, нет никакого давления, так сказать, со стороны руководства, никто не смотрит, что ты делаешь, никто не осудит.
Минусов в дистанционке, на мой взгляд, мало. Главный из них — недостаток живого общения. Даже с учетом возможности созваниваться в скайпе/дискорде/прочих схожих программах общения не хватает».
Подводя итог всему сказанному, хочу отметить: обучение в онлайл-режиме, конечно же, несравнимо с тем, которое было до карантина, но раз на наш век выпало такое испытание, мы обязаны его гордо вынести  и справиться со всеми трудностями.

Марина ЗОЛОТУХИНА, студентка БелГУ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.