Новости Оскола » Blog Archives » Дом-усадьба Асеевых
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Дом-усадьба Асеевых

22.10.2020

– Цна! – в воротах моего гаража нарисовался кореш на велосипеде.
– Что цна, дорогой? – спросил я, удивившись необычному приветствию друга.
– Цна — это название реки, на которой стоит Тамбов. Я нашел там интересные достопримечательности, — Боря прямо светился от радости. Это был «его» маршрут.
Поделившись со мной итогами поиска интересных мест Тамбовской области, особый акцент «соратник» по походам и активный участник путешествий Боря Шайкин сделал на доме-усадьбе Асеевых. Решили, что это будет главная цель 3-дневного маршрута, остальное – по обстановке. Дальше всё по схеме – расчет километража, прокладка маршрута, поиск мест для ночевки с палатками.

Модерн, барокко, классицизм

29 августа рано утром мы начали движение. И вот она, первая удача – на АГЗС перед Воронежем заправщик, узнав куда мы едем, подсказал короткий путь через окружную дорогу, улицу Хользунова, потом 45-й Стрелковой дивизии, Северный мост и — по Остужева. Спасибо тебе, человечище! Высохли бы, как кузнечики, в Воронежских пробках…
Дорога до Тамбова оказалась отличного качества, 347 километров преодолели за 6 часов, с дозаправками и кофе-брейком. Стоянку организовали на берегу Цны, проехав село Бокино.
Утром свернули лагерь и направились на экскурсию по Тамбову. Легко нашли дом-усадьбу Асеевых. Шикарное здание начала XX века, выстроенное по проекту архитектора Льва Кекушева в стилистике барокко, классицизма и модерна одновременно, восхитило нас своей фундаментальностью и формами. Воздушный, словно бисквитный, белый дворец плыл в яркой синеве раннего тамбовского утра. Оказалось, что у этого здания нет двух одинаковых сторон, как нет симметрии фасадов, в чем и суть стиля барокко. Шикарная массивная деревянная дверь парадного входа с плавными изогнутыми линиями остекления, смещенная относительно центра стены, является признаком стиля модерн. Оригинальными оказались детали внутреннего интерьера — в гардеробной сохранившиеся мебель и стилизованные под головы жуков (символ богатства) крючки для одежды, камин, паркетный пол. На полу парадного входа лежит  немецкая керамическая плитка, ей порядка 115 лет. Первый этаж дома предоставил нам возможность любоваться бесконечными росписями потолков (плафонов), аванзал — помещение перед парадным входом в главный зал дома — поразил  огромной хрустальной люстрой  и паркетом, выложенным греческим рисунком «геометрическая бесконечность», символичным для модернистов. Особенность аванзала – множество арок, заполненных рисунком из металла. В каждой двери дома установлена своя оригинальная бронзовая ручка. Нет ни одной (!) повторяющейся  дверной ручки.

Кабинет, будуар, столовая

Рабочий кабинет Михаила Асеева оказался достаточно просторным помещением, отделанным ценными породами дерева, с остекленным полукруглым выступом и оригинальным потолком, с натянутыми ткаными картинами, подчеркивающими достаток хозяина и его личный вкус в отделке. Встроенная мебель ручной работы из ценных пород дерева, старинные швейцарские напольные часы, массивный стол, обитый зеленым сукном, лампа с абажуром и художественно оформленной ножкой, массивный сейф… Казалось, что дух Михаила Асеева незримо присутствовал здесь, ревностно наблюдая за посетителями. Когда экскурсанты вышли из кабинета, я задержался, чтобы сделать несколько фотографий, и в этот момент часы отбили полдень, символично напомнив красивой мелодией о скоротечности времени и его ценности.  Белый зал для приемов поразил нас изобилием лепнины и позолоты на потолке, гигантской массивной люстрой, деталями интерьера и размахом, с которым вообще создавалось здание.

 

IMG_20200830_111605 IMG_20200830_102053 IMG_20200830_102424 IMG_20200830_110646 IMG_20200830_110700

Диванная комната в женской половине дома служила приемной, предваряющей будуар хозяйки дворца – Марии Никаноровны Асеевой, у которой с Асеевым было 8 детей. В небольшое пространство проходного помещения органично вписана сохранившаяся встроенная мебель. Украшением диванной является коллекция китайского фарфора XVIII века.
Будуар, или малая гостиная, а также бильярдная, каминный зал оказались богато декорированными помещениями, характерными для особняков конца XIX — начала XX века.
Парадная столовая представляет яркий образец авторского дизайна архитектора Льва Кекушева, выполненного в эстетике модерна. Здесь шикарный наборный паркетный пол, дубовые стеновые панели, потолок с неповторяющимися шелковыми шпалерами, удивительная бронзовая люстра в виде распускающихся бутонов и мебель красного дерева.
Лестница из белого итальянского мрамора на второй этаж восхитила нас размерами и великолепием форм, потолки имеют росписи с философскими и религиозными мотивами. Второй этаж здания частично имеет прозрачный сводчатый потолок, имевший в пору создания хрустальные светопреломляющие элементы, освещающие коридор причудливым переливающимся светом. На стенах фризы с античными группами, а также картуши, в которых должен располагаться герб семьи. Они пусты, их изготовили еще при строительстве дома и оставили пустовать до получения Асеевым дворянского титула. В 1915 году Михаилу Асееву и его супруге за благотворительную деятельность императорским указом жаловано потомственное дворянство, но революция 1917 года разбила планы Асеевых на светскую жизнь.

Жемчужина Тамбова

Михаил Васильевич Асеев родился 1 ноября 1858 года в селе Рассказово Тамбовского уезда в купеческой семье, получил гимназическое образование в Тамбове, в Москве обучался в университете на медицинском факультете  на одном курсе с Антоном Чеховым. У братьев Асеевых было много производств (сахарные и винокуренные заводы), разбросанных по России и приносящих большой доход. Но особенно братья разбогатели благодаря суконному производству в Тамбовской губернии. Асеевым недолго удалось пожить в своем шикарном доме. Он построен в 1906 году, но в 1917 году начинаются революционные восстания, и вся семья Асеевых уезжает в Белград. После смерти Асеева оба его сына, одна из дочерей и жена уезжают жить в Латинскую Америку. Долгое время памятник архитектуры — дом Асеевых — использовался советской властью как приют для беспризорников, как кардиолечебница, оставаясь все это время без должного ухода.

 

IMG_20200830_111419 IMG_20200830_111306 IMG_20200830_111105

Работы по восстановлению усадьбы, построенной больше века назад, начались лишь в 2009 году, окончились в 2014-м. Но результат нас впечатлил – исключительно интересное внешне, более интересное изнутри, здание восхищает как памятник архитектуры и плод трудов многих людей. Сейчас дом Асеевых – жемчужина Тамбова. На территории усадьбы, в парке растет черешчатый дуб возрастом 217 лет – памятник живой природы. Прилегающая к парку территория облагорожена комплексом фонтанов наподобие Петергофских, что оригинально дополняет красивое здание усадьбы, его парадный вход с дугообразным пандусом-заездом для конных экипажей.
И желтые тамбовские лавочки на фоне ларьков с сувенирной продукцией располагают присесть, отдохнуть, полюбовавшись на красивую набережную Цны. Набережная, длиной почти 2,5 километра, заслуживает отдельного комплимента. Она двухуровневая, первый уровень непосредственно вблизи берега реки, второй выше на 3 метра. С верхней линии отлично просматривается прицнинский лес с его вековыми хвойными и лиственными деревьями. Есть несколько стационарных фонтанов-одуванчиков на верхнем уровне, интересны фонтаны, расположенные непосредственно  на воде. На шарах-балберах закреплены веерные распылители воды и, когда прогулочные катерки создают волну, шары качаются, и распыл воды получается в виде «павлиньего хвоста» с эффектом радуги. Есть «мост влюблённых», схожий с мостом в Рамони, установлены множество памятников: Сергею Рахманинову, русскому мужику, памятный знак в честь участников антибольшевистского восстания под руководством Александра Антонова…
Стоящие вдоль набережной замечательные в архитектурном плане Казанский собор, Спасо-Преображенский кафедральный собор, Покровский собор, Колокольня Питирима Тамбовского ввинчивали в синюю высь свои купола и колоритно наполняли цветом пейзаж.
Обилие фонарей, изогнутых лестниц, террас и смотровых площадок, фонтаны и цветовые инсталляции в форме бабочек и пчел радовали глаз. Приятнейшим моментом было отсутствие распивающих алкоголь и пиво людей, а также множество спортивного вида молодежи «с умными глазами», как я называл в свое время студентов, читая лекции в университете. Прогулявшись по прилегающим улицам, мы обнаружили настоящий католический костел 1903 года постройки, по-своему красивый готикой и витражами. Казалось бы – православный край и вдруг католический храм. Интересно. Каждое последнее воскресенье месяца там дается концерт органной музыки – мы сделали стойку, размечтавшись попасть на такое событие, но зря – по эпидемситуации концерт был отменен. Фальстарт нас не огорчил – уж больно много хороших впечатлений произвел на нас Тамбов. В этом городе есть свой шарм, уют и атмосфера, лично мне он лег на душу и,  скажу честно – в следующий сезон планируем повторить поездку туда. На этом первое знакомство с Тамбовом закончилось.  Возвращение домой заняло почти весь следующий день – воскресный Воронеж был до краев переполнен транспортом, жара просто сводила с ума в пробках, и обстановка на дороге была не на шутку боевая. Не понимая любителей жить в суете больших городов, мы с удовольствием вернулись в Старый Оскол. Рекомендую по возможности посетить Тамбов всем, кто любит новые впечатления. Цените Время жизни, уважаемые соотечественники, проводите больше его в путешествиях, познавайте мир, вытаскивая себя из рутины. В мире много интересного и красивого – и оно рядом с вами.

С уважением, Константин НОВИКОВ, фото автора.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.