Новости Оскола » Blog Archives » Эмигранты
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Эмигранты

19.11.2020

О лужах на асфальте, или Почему уезжают  за рубеж наши дети и внуки

 

Китаец из Канады

Однажды, когда еще не было коронавирусной пандемии, в нашем доме побывали необычные гости. Старшая дочь договорилась встретиться со школьной подругой, которая уехала на ПМЖ в Канаду. Анастасия – назовем ее так, – умница и красавица, окончившая школу с золотой медалью и без труда поступившая на бюджетное место инфака Воронежского государственного педагогического университета, по студенческой визе уехала за границу, да там и осела.  Работает бухгалтером в небольшой фирме. В Старый Оскол приехала погостить к маме с маленькой дочуркой и  мужем китайцем – канадцем во втором поколении, родители которого эмигрировали в Канаду из Гонконга.
В то лето резвились в нашем доме еще две необычные смуглые малышки, мама которых русская женщина, а отец араб. Девочки на радость бабушке, известной в Старом Осколе работнице культурного фронта, знают несколько слов по-русски, а их родители изъясняются, конечно же, на английском. Мама девочек, тоже бывшая одноклассница нашей старшей дочери и также, как и Анастасия, окончила школу с золотой медалью, а  затем и факультет романо-германской филологии  ВГУ. Предпочла жить в США, где окончила колледж и работает вместе с мужем-врачом в медицинской сфере.

 

20201113_161832

После инфака  Воронежского педуниверситета и работы в Москве продолжила учебу в Италии третья школьная подруга старшей дочери.  Рослая блондинка, девушка модельной внешности, живет гражданским браком с итальянским полицейским, и, судя по всему, возвращаться на родину не собирается.
У младшей моей дочери подруга с мужем уехала сначала  в Доминикану, где наладили риэлтерский бизнес, а теперь  с супругом и семилетней дочерью избрали местом жительства Испанию. Друг и одноклассник зятя младшей дочери оставил престижную работу в Газпроме, теперь с женой живут и работают в Венгрии.
Речь идет о поколении миллениалов, заставших социализм и ветром крутых перемен занесенных на чужбину в поисках лучшей жизни. И подобных примеров, когда молодые, хорошо образованные наши соотечественники покидают родину, ставшую для них мачехой, пруд пруди. Каждый из нас может рассказать  на тему эмиграции кучу историй. Но важнее разобраться, почему же уезжают наши парни и девушки, и, похоже, приходятся ко двору в чужеземных государствах. А Россия от этого  только теряет!

Хороша Маша, да не наша…

Увы, для девушек выйти замуж за иностранца порой выглядит более выгодной партией, нежели перспектива связать судьбу с соотечественником, которому в реалиях беспросветной российской жизни не светит высокая зарплата, следовательно, возможность в условиях перманентного стресса создать для семьи нормальные, цивилизованные условия для существования.
Здесь можно долго разглагольствовать о патриотизме, взывать к высоким чувствам и клеймить отступников. На поверку выходит так, что мы, родители, профукавшие СССР, что-то  чрезвычайно важное и ценное  не додали своим детям. Преступный российский капитализм лишил возможности развития личности, а чтобы самореализоваться и построить жизнь по опробованным и привлекательным западным лекалам, наши дети авантюрно и бесстрашно отправляются искать счастье за рубежом. Что удивительно, большинство эмигрантов — из семей, где не преклонялись перед прелестями западного образа жизни.
Я не знаю, чем закончилась история с девушкой Машей, бабушка которой, бывшая медсестра  Старооскольского родильного дома, продавала мне козье молоко. Наверное, эта бабушка очень истосковалась по общению, поэтому рассказала мне о внучке, которой помогает финансово, поскольку ее отец, бывший военный, служивший на космодроме, из-за болезни оказался в бедственном положении.
Красавица Маша с отличием окончила школу, затем Белгородский университет им. Шухова, где теперь учится в аспирантуре. Собирается выходить замуж за сирийца,  который  после Сорбонны также поступил в БГТУ и попутно занимается в Белгороде ресторанным бизнесом.
Бабушка говорит, что он сын высокопоставленного чина, боевого генерала, а его мать недавно приезжала в Старый Оскол на смотрины будущей невестки. Увешанная дорогими украшениями,  генеральша  все возмущалась, почему сын не желает  возвращаться в Сирию. Ведь там для него предназначены хоромы. Бабушка показала, как они выглядят на фото – это сущий дворец!
Мне очень понятна грусть родных Маши. Очень жаль, что она  у себя на родине не нашла достойного избранника  и предпочла  богатого иностранца. Пожелаем ей счастья. Не исключено, что однажды приедет на побывку к родителям, как и Анастасия, с очаровательными детишками по понятным причинам  едва-едва говорящими по-русски.
Почему же Маша не стала нашей, хоть и росла в семье с глубокими старооскольскими корнями?

Назад, в Москву?

Предположение первое. Выдающиеся выпускники  стараются уехать учиться в большие города, где видят для себя больше перспективы. Многие из них мечтают уехать на ПМЖ за границу.  Причина банальная. В городе нет достойной высокооплачиваемой работы, и выпускники столичных вузов, как правило, не возвращаются в Старый Оскол.
Мне могут возразить: но ведь здесь есть ОЭМК, Стойленский ГОК, а также немало малых и средних предприятий, которые охотно приняли бы высокообразованных специалистов. Но, во-первых, высокооплачиваемых вакантных мест на реальном производстве не столь уж и много. А зарплата в провинциальном городе не чета московской или петербуржской, не говоря уж о европейской или американской!
Да и будем честны, профессия, к примеру, металлурга давно потеряла свою былую привлекательность, иначе чем объяснить, что в местном филиале СТИ «МИСиС» на металлургических факультетах среди студентов доминируют представители среднеазиатских государств. Руководители белгородской высшей школы бьют тревогу по поводу того, что  школьные отличники, ребята, набравшие высокие баллы ЕГЭ, предпочитают столичные или небелгородские вузы.
Разговор с преуспевающим старооскольским бизнесменом неожиданно позволил увидеть и еще  одну сторону медали. Его сын окончил серьезный московский инженерный вуз, поработал по профилю в столичной фирме, но по настоянию отца все-таки вернулся в Старый Оскол. Он имеет интересную работу на высокотехнологичном семейном предприятии, имеет также возможность ездить в командировки по России и проводить отпуск в любой понравившейся стране мира. Но парня одолевает хандра, он вновь мечтает о Москве. Когда отец в откровенной беседе поинтересовался, в чем дело, парень честно признался: «В Старом Осколе мне  попросту скучно. Здесь не попасть  даже в театр, и  негде культурно провести время. Вечерние рестораны? Они тоже оставляют желать лучшего… Высокой кухни и эксклюзивной атмосферы вы здесь не встретите».
При упоминании ресторанов у автора этих строк, отнюдь не завсегдатая, возникли неприятные ассоциации. Вспомнилась картина, когда на праздник 8 Марта в одном  популярном старооскольском заведении при скопище женского люда мужики показывали стриптиз.  Бабы визжали! Потные  мужские телеса в тот вечер вульгарно гармонировали с гастрономическими изысками, которые публика залихватски запивала литрами пива и водки. На иных столах наряду с пивными фужерами стояли коньяк и виски. Но бог с ними, ресторанами, предлагающими эрзац  культурного досуга.
В городе до сих пор нет полноценной концертной площадки (дай бог, чтобы появилась в реконструированном «Комсомольце»!), слишком мало зрителей может принять театр,  в  крохотном, неподобающем для подобных учреждений здании размещается художественный музей, и можно только мечтать о том, что в нашем не таком уж и маленьком городе появится филармония.
Что ловить здесь пока еще не обремененному семьей зрелому высокоинтеллектуальному парню, приобщившемуся к более высокой цивилизации? У него более высокие запросы!
В последнее время город стал преображаться, хотя и не все новации по программе так называемого «апгрейда территории» можно принять в эстетическом отношении. Ну да ладно! У каждого свой вкус…
Радуют перемены, но, на мой взгляд, они происходят очень медленно, и, пожалуй, уже ничем не сдержать от внутренней и внешней эмиграции тех молодых людей, которые навострили лыжи из Старого Оскола.
…Каждый рабочий день вожу супругу в 27-ю школу, которая располагается в микрорайоне Весенний. Каждый день езжу по внутримикрорайонной  раздолбанной дороге, которую, похоже, не замечает ни городское начальство, ни шефы. И вот подумалось: а вот по этой, не ремонтированной на протяжении десятилетий дороге, идут в школу дети. Идут сначала первачки, а потом и выпускники. И дорога за прошедшие десять-одиннадцать лет стала только хуже.  Когда идет дождь, проезжающий по дороге автомобиль попадает колесом в выбоину, где скапливается вода, и брызгает на прохожих. Наблюдая эту картину из года в год, ребята наверняка приходят к выводу: «В этой Рашке ничто не меняется к лучшему. Вот на протяжении одиннадцати лет мы проходили в школу по убитой дороге, и нас не раз поливали водой из грязной лужи».
Лужа и явь, и, конечно, своеобразная метафора. Пока не избавимся от выбоин на родном асфальте, пока не обустроим Россию,  наши дети и внуки будут мечтать о жизни на  треклятом  и таком соблазнительном Западе.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.