Новости Оскола » Blog Archives » Глазами живописца-летописца
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Глазами живописца-летописца

04.02.2021

«Мастер индустриального пейзажа» – так названа эта выставка картин, что развернулась в Губкине, в одном из залов краеведческого музея. Экспозиция получила совершенно точное название. Анатолий Савинов, автор работ, в индустриальном пейзаже стал в 70-е годы прошлого века одним из известных не только в городе, но и в области, и в стране.
После зональных выставок, на которых внимание знатоков изобразительного искусства привлекли полотна Савинова, отображавшие промышленные  стройки и горнорудное производство, в 1976 году он был принят в Союз художников СССР. Сорок шесть лет ему было на тот момент. Многие в этом возрасте, что называется, устоялись. Считают: хватает опыта, что ранее накоплен по профессии. Савинов полагал иначе. А потому использовал возможности, как только они появлялись, чтобы спуститься для наблюдения в шахту, в карьер, проехать к промышленным строительным площадкам. Цель – не только запечатлеть в зрительной памяти то, что видел, но и пообщаться с горняками, строительными бригадами, проникнуться тем творческим подъёмом, который сопровождал их трудовые будни.

 

12,3

12,1

12,2

Те будни были своеобразными. Внедрение современной техники, освоение новейших технологий, широкое поощрение рацпредложений в цехе, на участке – всё это тогда в бассейне КМА находилось в состоянии кипения и бурления. Медалью ВДНХ, а то наградой и покрупнее, венчалось продвижение вперёд в экономической эффективности. И какие круги расходились в обществе при подобных случаях! На торжественных заседаниях передовикам, новаторам – благодарность, аплодисменты. Потом на Доске почёта крупным планом обязательно портрет. Почёт, уважение и известность выходили за пределы предприятия. А уж Савинову ли не знать было об авангарде в соцсоревновании по Губкину? В городской художественной мастерской сам принимал заказы на оформление наглядной агитации. Руководителем мастерской он и ушёл из жизни – в 1990 году погиб в автомобильной катастрофе.

Учился на токаря

Да, уже тридцать лет как не кладёт краски на полотно кисть художника Савинова. Но в индустриальном пейзаже никто его в столице КМА ещё не превзошёл. Это не только мнение, к примеру, Евгения Смирнова, ученика Савинова, которое высказывал он после обзора выставки работ своего наставника. Солидарны с такой оценкой научный сотрудник Губкинского городского краеведческого музея Ирина Семенихина и заместитель директора музея по научной работе Марина Мочульская. Они здесь разобрались обстоятельно. Почему и взялись за заботу подготовить выставку, посвящённую 90-летию со дня рождения художника. И обычные зрители отмечают: индустриальные пейзажи в исполнении этого живописца выглядят убедительно. Анатолий Савинов лично приобщился к производству, работал с металлом. После восьмого класса общеобразовательной школы сельский парень поехал в Курск с тем, чтобы учиться там на токаря. По окончании ПТУ был принят рабочим на завод в Харькове. На дальнейшее повлияла повестка военкомата – призвали на службу в армию. А служба солдата-срочника проходила на казарменном положении. Поручения замполита обновлять лозунги, оформлять боевые листки – это свежие впечатления в однообразном расписании занятий. У кого мало-мальский дар в отношении рисования, тот на срочной военной службе, что называется, рад стараться. А там, глядишь, возникнет размышление о том, что навык может пригодиться и после увольнения в запас…

Люди железной воли

Савинову действительно пригодились способности к рисованию. В 1953 году, снова став гражданским человеком, он поехал в знакомый Курск и поступил учиться в художественно-графическое училище. Четырёхгодичное обучение вышло не в тягость – в радость. И вот он – выпуск, указание в дипломе желанной квалификации учителя рисования. После распределения на Сахалин получил возможность убедиться, какие в стране просторы,  поехал на край земли. Преподавал молодой специалист  рисование и черчение. Сахалинские этюды Савинова достаточно экзотичны. Однако сравнение подтверждает: настоящая творческая сила к нему пришла позже – уже на КМА. Так получилось, вне сомнений, потому что именно тут его личные настроения вошли в резонанс к государственному делу. У картин, исполненных Савиновым на индустриальную тематику, смысл сюжета часто повторяется – за освоение рудных недр взялись люди железной воли. Подчёркивая это, он использует определённый творческий приём. Работники в полный рост совсем небольшими выглядят рядом с горными машинами, которыми им доверено управлять. Горные машины в свою очередь мелковаты по габаритам против бортов карьера. Фабричный корпус, который строится, высотою почти что с подъёмный кран… Исполинское измерение характерно для воплощения директив по созданию рудной базы чёрной металлургии в Центрально-Чернозёмном районе. Совместима ли эта мощь с необходимостью сохранить природное естество за периметром гигантов индустрии?

Важная строка

Савинова не оставлял в покое этот вопрос. Выходец из села, рядом с изображением промышленных объектов, что удивляли его циклопическим объёмом, на экспозициях он стремился достоверно передать изображение поля, луга, перелеска, пруда, реки. Отображением скромного обаяния спеющей нивы, лога, где слегка качаются ромашки под тёплым потоком воздуха, он как бы напоминал проектировщикам новых мощностей по добыче и переработке минеральных ресурсов недр: мы зависимы от природы, ранить её нельзя. Не однажды в его работах в этом качестве предстают виды села Архангельское Губкинского района, откуда художник родом. Столь же часто – сельские мотивы, что открыл он вблизи Губкина.
На Сахалине не задержался. Через год уже договорился, чтобы в Черноземье отпустили. К этой дате в Губкине успели не только шахту восстановить на Коробковском месторождении, но и начать строительство рудника на Лебединском месторождении. Бывало, на Сахалине включит радио, а в передаче рассказывают о том, что на малой родине такие события, о которых должны знать по всему Советскому Союзу: посёлок имени Губкина преобразован в город, шестым пятилетним планом в СССР предусмотрены грандиозные преобразования в железорудном бассейне КМА. Если и малознакомых с ней притянула к себе тогда Курская магнитная аномалия, то что о Савинове говорить? В геологи, горняки, обогатители и строители в быстрорастущем Губкине выходили и его односельчане! Словом, вполне понятно, почему учитель рисования в школе на Сахалине принял решение для себя, что называется, непростое. Посредством различных льгот на острове можно было заработать больше, чем в родных местах. Но художником движет чувство. А оно – не расчёт, в котором всё взвешено, всё в согласии с арифметическим построением.
Дальнейшее показало: ощущение его не подвело. Анатолий Савинов в железорудном бассейне КМА стал видным живописцем-летописцем. Привечали созданное им устроители разных выставок советских художников – в Губкине, Белгороде, Курске, Орле, Брянске. Его картины хранятся в музейных фондах России и Белоруссии. Больше всего их в Губкине (более сорока в городском краеведческом музее). Такой добротный творческий отчёт позволяет не наскоком, а обдуманно сделать выводы: работы Савинова – нужная и важная строка в культуре Губкинской территории, в целом в бассейне КМА.

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин, фотоснимки работ А.Г. Савинова  – из архива Губкинского городского краеведческого музея

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.