Новости Оскола » Blog Archives » На что жалуетесь?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

На что жалуетесь?

18.02.2021

С какими проблемами обращаются в Комплексный центр мамы, воспитывающие «особенных детей»

Основная проблема: родители не знают,  что делать с особенностями развития их деток. Многие не понимают специфики заболеваний. Как отметила психолог, анализ результатов проведенной работы за период с апреля 2015 по март 2020 года показал: 18% детей воспитываются в неполных семьях;  69% семей придерживаются авторитарного стиля общения; 74% родителей не компетентны в вопросах прав ребенка; 1/3 опрошенных матерей согласны с утверждением, что если бы отцы не мешали воспитанию детей, матери лучше бы с ними справлялись; 2/3 матерей, напротив, отметили недостаток участия отца в воспитании ребенка; нередко активный или пассивный протест матерей направлен против самого дефекта ребенка.

Спасательный круг

Дабы направить родителей в нужное русло, ведется масштабная работа: на сегодняшний день с начала 2021 года индивидуальные консультации проведены с 64 родителями, 35 из них воспитывают детей с ментальными нарушениями. Всего на учете в КСЦОН состоит 81 человек в возрасте от 4 до 18 лет. Диагнозы  разные — от нарушений функций опорно-двигательного аппарата до интеллектуальных. И смириться с тем, что врожденная патология — процесс необратимый, многим родителям непросто. Оттого и требования к особенным чадам порой завышены. Желаемое родители выдают за действительное.
— Ну что за почерк? Ведь он способен на большее, — маму ребенка с ДЦП (спастическая форма) одолевает нервозность и раздражительность. Во время тренинга психолог объясняет: требовать каллиграфии бесполезно — недуг не позволяет. Мальчик умеет писать, пусть печатными буквами, уже достижение.
— Похвалите его за это. Ситуация успеха нужна любому ребенку, — советует специалист.

 

13,2

Чтобы закрепить теорию на практике, родительнице она предложила задания: если мама правша, попробовать написать левой рукой; нажать на кнопки телефона в боксерских перчатках и т.д. Так можно прочувствовать то, с чем ежеминутно сталкиваются дети «особой заботы». Верно говорят: никогда не поймешь человека, пока не наденешь его ботинки и не пройдешь его путь «от и до».

Быть терпимее

Не принесет ожидаемого результата  агрессивное общение с ребенком. На стадии заболевания, напротив, важна поддержка, крепкое родительское плечо. Навязчивые движения,  гиперактивность, которые порой раздражают взрослых — последствия болезни, и процесс неконтролируемый. Кричать и наказывать смысла нет.
Нужно попытаться договориться. Понять, что хочет сообщить ребенок. Найти точки соприкосновения, ведь цель — социализировать ребенка. Научить его взаимодействию с людьми, — объясняет психолог.

Домашнее насилие

Серьезными последствиями чревато и домашнее насилие, отмечает психолог.  Понятие «насилие» — многогранно. Не менее страшным, считает специалист, является не только физическое, но и психологическое: обидные замечания, необъективная критика… Эмоциональное давление перерастает у ребенка в подростковом возрасте в неуверенность в себе, заниженную самооценку, тревожность.
Поэтому психолог постоянно проводит индивидуальные консультации с  родителями, направленные  на понимание особенностей ребенка. Важно объяснить, что все ваши страхи ребёнок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому, если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок рос нервным и издерганным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее. Дарите свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

Кактусы бывают разные

В психокоррекционной работе Татьяна Копылова применяет различные методики, в том числе проективные. Чаще работа ведется в индивидуальном порядке. Информацию от ребенка, даже если он не говорящий, можно получить с помощью тестов. К примеру, о характере человека может рассказать графическая методика «Кактус» (Выявление состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.). Ребенку предлагается нарисовать растение. Видение у всех разное. К примеру, одна из подопечных Татьяны Павловны вместо колючек изобразила цветы. Это говорит о позитивном настрое девочки. Также информацию дают: размер рисунка, его расположение на листе, особенности штрихов и линий, стирание и исправление нарисованного, детализация рисунка, сила нажима карандаша и т.д. С помощью теста можно выявить уровень агрессивности, тревожности, импульсивности, оптимизма, стремление к защите и т.д.
Результат дают чтение,  игровая деятельность, в процессе которой ребенок учится считать, различать форму предметов, цвета и т.д.
— Книги тоже можно читать по — разному. Мы используем метод куклотерапии. Дети очень хорошо реагируют, — отмечает психолог.
Занятия проводятся в том числе в сенсорной комнате. Групповые коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей. Необходимо выяснить специфику психических функций конкретного ребёнка: особенности памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения, речи, чтобы в дальнейшем разработать коррекционную программу. К особенным детям требуется особенный подход. И если он правильный и на регулярной основе, удается достичь положительного эффекта.

Заслуженное первое место

Татьяна Павловна постоянно повышает свой профессиональный уровень, участвуя в различных семинарах и конференциях. Так в апреле прошлого года в Чехии в онлайн формате прошла международная научно-практическая конференция, в которой приняла участие и психолог отделения реабилитации детей-инвалидов Старооскольского «Комплексного центра социального обслуживания населения» (КЦСОН) Татьяна Копылова. Со статьей «Особенности социально-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития» Татьяна Павловна заняла I место. В рамках исследования специалист раскрыла проблему принятия родителями особенностей развития своих детей.

Кристина ГОДОВНИКОВА, фото предоставлено Татьяной КОПЫЛОВОЙ

В тему:

Как сообщает «Российская газета», Верховный суд РФ готовит законопроект, дающий полиции полномочия заводить уголовные дела на дебоширов, которые дерутся, но не причиняют серьезного вреда жертвам. Инициатива заметно упростит привлечение к ответу домашних тиранов, систематически поднимающих руки на родных и близких.
Идея —  изменить процедуру по ст. 115 УК «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Как пишет федеральное издание, под статью попадают люди, избившие других без серьезного вреда: к примеру, если все ограничилось синяком под глазом, кровью из носа. На сегодняшний день существует проблема, полиция в таких случаях не занимается расследованием: статья относится к делам частного обвинения. А это значит, что жертва сама должна идти в суд и сама себя защищать. И вопросы здесь не к полиции: таков закон. Его и планируется изменить.
«В настоящее время Верховный суд работает над проектом федерального закона о совершенствовании уголовного судопроизводства по делам о нанесении побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью и клевете, являющихся делами частного обвинения», — сообщил председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.