Новости Оскола » Blog Archives » Жизнь после смерти
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Жизнь после смерти

17.11.2011

 Игорь Ткаченко – о работе гравера по камню

К сожалению, а может и к счастью, человеческая жизнь рано или поздно заканчивается. Имя, отчество, фамилия, даты жизни и смерти, портрет – вот и все, что остается после нас. Портрет на камне — последняя ниточка, что связывает мир живых и мертвых. Изображение дорогого человека создает иллюзию, что он рядом.

Такой портрет – штучная работа. Занимаются увековечиванием ушедших в мир иной художники-граверы. Что же за работа такая — все время быть рядом со смертью, изображать ее?
Игорь Ткаченко в детстве мечтал стать художником. Да что там мечтал – он им родился! С «горшкового» возраста возился с красками, а став старше, увлекся живописью: писал пейзажи, натюрморты, портреты. Но так сложилось, что уже 10 лет работает художником-гравером в мастерской частного предпринимателя.

К Игорю людей приводит горе. Но как бы тяжело не приходилось, губкинцы стараются придать последнему пристанищу усопшего достойный вид. Ведь это не просто дань памяти, но и знак того, что близкие помнят.

— Порой очень тяжело сдержаться, когда клиент сообщает о трагическом случае, – признается художник-гравер. – Но бывают моменты, когда заказ воспринимается как чудачество. А как по-другому расценить желание сделать памятник себе любимому еще при жизни? Хотя не всегда такие заказы обусловлены прихотью. Иногда на это толкает безысходность. Был случай, когда пенсионеры, дети которых живут на Севере, попросили сделать себе надгробия заранее, на случай, если родные не смогут приехать.

Иногда, работая, приходится включить фантазию, чтобы передать не только портретное сходство, но и показать увлечения, профессию покойного, «поймать» его душу. Как-то родственники музыканта пожелали увековечить его с любимым баяном. Приходится граверу и исправлять положения фигуры, удалять ненужные детали, менять мимику.

От того, какую фотографию принесут родные, зависит и изображение на камне. Качественный снимок позволяет разглядеть и отобразить морщинки, родинки и другие особенности лица. Многим нелегко объяснить, что старое пожелтевшее фото, где покойный запечатлен молодым, уступает по качеству его последним снимкам. Большое значение имеет и материал, на котором гравер выбивает портрет. К памятнику из мрамора и крошки можно прикрутить только керамическую фотографию или плитку. Портреты же создаются в основном на граните. Этот камень надежен – памятник простоит сотни лет. В среднем на создание портрета уходит от пяти часов до трех и более дней работы. Это тяжелый труд: целый день стучать инструментом по холодному камню, вдыхая пыль, чтобы в итоге получилось то, чего ждут заказчики. Каменная пыль (не всем удобно работать в защитной маске), оседая в легких, вызывает заболевания органов дыхания.

Хотя работа Игоря связана с горем, невозможно постоянно пропускать через себя боль — нужно уметь «абстрагироваться», как делают это медики и полицейские, ежедневно сталкивающиеся со страданиями. Когда делаешь портрет, не нужно думать о том, что человек умер. Надо стараться, чтобы он вышел как живой, ведь портрет на камне несет в себе жизнь после смерти, уверен Игорь Ткаченко.

Оксана ТКАЧЕНКО

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.