Новости Оскола » Blog Archives » В Питер на «майские»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

В Питер на «майские»

03.06.2021

Часть 3. «Я в это время по Фонтанке в белой рубашечке гулял…»

Безусловно, путешествовать – здорово! Своя прелесть есть в уйме уголков нашей поистине необъятной Родины. Но Питер… Кроме сумасшедшей концентрации памятников архитектуры, музеев и театров на квадратный километр, есть в нем нечто неосязаемое, но выделяющее из всех городов России. Гуляя по Невскому проспекту, окрестным улочкам и каналам, обалдевая от красоты буквально всего вокруг, не успевая впитывать эту красоту, чувствуешь что-то непередаваемое. Флёр старины, но не лубочно-лапотной, собственно, и ассоциируемой с нашей древностью, а вызывающе изысканной, нарочито пышной, помпезной и дорогой, создает особое настроение. В центре, куда бы ты ни шел, не покидает ощущение нереальности, как будто находишься среди декораций к фильму. Ты все время немного в каком-то иллюзорном мире, в сказке. Но главное даже не это. Питерский воздух словно пропитан творчеством и свободой. Здесь хочется говорить стихами, писать картины и музыку – делать это все сразу, даже если ты никогда ранее ничем подобным не занимался. Хочется бесцельно бродить часами, упиваясь этим воздухом. Вот это все мы и хотели показать своему сыну, поделиться этими ощущениями, разделить их с ним. Мы-то в Северной столице не в первый раз.

 

121

122

Итак, 2 мая, Санкт-Петербург. План? Я вас умоляю! Просто едем в центр – шататься и упиваться красотой!
Питерское метро решительно отличается от московского! Во-первых, нет этой сумасшедшей сутолоки и давки в вагонах. Во-вторых, в этих самых вагонах уже можно отхватить кусочек того самого настроения, о котором писал выше и напишу еще неоднократно! Так, например, нам в одной из первых поездок посчастливилось услышать главную тему из фильма «Крестный отец» в живом исполнении. Трио подземных менестрелей, играющих на балалайке и еще бог весть каких струнных инструментах, наполнили вагон чарующей музыкой. Отдельно порадовало то, что короткое выступление по завершении, помимо добровольных пожертвований, было отмечено аплодисментами попутчиков. Не просто унылыми подачками мелких купюр на «отвяжись», а аплодисментами, чувствуете разницу? Тут везде немножко сцена, немножко театр!
Невский проспект для человека, приехавшего в центр на метро, начинается с Казанского кафедрального собора. Это первый архитектурный шедевр, поражающий своим величием и красотой, встречающийся на пути вышедшего из подземки туриста. Сегодня тут – столпотворение. Пасха, на секундочку! Мы в целом не сильно набожные, а отдельными частями – и вовсе атеисты, поэтому не заходим внутрь, фоткаемся (а как же!) и отправляемся дальше. Куда? Куда глаза глядят! Сначала – по Невскому, потом вдоль какой-то реки, по каким-то мостикам-мостам… Ах да, Фонтанка, конечно же. Все прекрасно, но совсем не комильфо то, что мы совершенно никакущие экскурсоводы, в связи с чем вот уже несколько часов общаемся языком междометий: «красотища!», «ух ты!», «да-а-а!» и ничего толком ребенку не рассказываем. Решаем исправить ситуацию и берем обзорную экскурсию по каналам – час на катере с гидом. На троих она обошлась в 2300 рублей. Описать все красоты и достопримечательности Питера, с которыми знакомят туристов в течение этого часа, нет никакой возможности, да это и не нужно, полагаю (смотрите фотки!). Скажу только, что наш изрядно подуставший к тому времени ребенок пока еще сохранял концентрацию внимания и покорно впитывал прекрасное.

Часть 4. «На выставке Ван Гога я – главный экспонат!»

После водной экскурсии пешие забавы продолжились. «А может, это… уже домой? — робко подал голос наш юный путешественник. – Честно сказать, ноги начинают побаливать». — «Не, ну мы что – в квартире сидеть приехали? Только середина дня. Да еще и как солнечно! По прогнозам, с завтрашнего дня холод и дожди. Надо нагуляться, пока есть такая возможность!» — безапелляционно осадили его изверги-родители. Ну мы, то есть.
На глазах тающий энтузиазм отпрыска ненадолго восстановили посещением Макдональдса. К слову, цены – те же, что и у нас, один к одному. Кто-то скажет: «Конечно, это же одна сеть!» Ага! Расскажите это владельцам точек в аэропортах и на побережье в Сочи!
После уничтожения искупающего все родительские грехи биг-мака, «деть» наш повеселел, но ненадолго. Пытка прекрасным на сей раз не продлилась и часа, как он устремился к скамейке в живописном сквере со словами: «Все, я больше не могу».

Понимая, что смысла мучить ребенка дальше нет, и так близки к тому, чтобы получить обратный эффект, мы сдались и согласились вернуться домой. С укором смотрел на нас бронзовый Александр Сергеевич, как бы говоря: «Ребят, ну вы чо? Вы сидите в Михайловском сквере, подле, простите за вычурность слова, соответственно, Михайловского дворца, в котором, между прочим, находится знаменитый «Русский музей». И вот так запросто развернетесь и поедете в свой спальный район втыкать в гаджеты?» «Кста-а-а-ати», — не сильно рассчитывая на удачу, транслировал я примерно эти мысли своим спутникам. То ли сказался непродолжительный, но все же отдых в сквере, то ли отсутствие [горького] опыта хождения по музеям, но решительный настрой ехать домой совершенно внезапно сменился на нейтральное: «Ну, давайте сходим». И мы пошли. Традиционно сообщаю, что билеты на троих обошлись в 800 рублей, плюс 350 за аудиогид.

 

131

Строго говоря, «Русский музей» – это экспозиции русского искусства, расположенные далеко не только в Михайловском дворце, но также и в Строгановском, Мраморном дворцах и Михайловском замке. Небольшая историческая справка – просто не могу не поделиться очаровательной формулировкой мотива возведения этого памятника архитектуры. Император Павел I после рождения младшего сына, великого князя Михаила Павловича, которому не суждено было получить трон, приказал ежегодно откладывать денежные средства для строительства дворца, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, по крайней мере, мог жить по-царски».
Ну и пара строк о постоянных экспозициях «Русского музея» в Михайловском дворце: «Древнерусское искусство ХII—XVII веков», «Русское искусство XVIII века», «Русское искусство первой половины XIX века», «Русское искусство второй половины XIX века», «Русское народное искусство XVII-XXI веков». Если вы такой же «знаток» искусства, как и я, то единственный способ быстро получить представление о том, куда мы попали, это ознакомиться с кратчайшим списком наиболее известных полотен, представленных там. Вот он: «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова, «Тайная вечеря» Н.Н. Ге, «Христос и грешница» В.И. Поленова, «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова, «Лунная ночь на Днепре» А.И. Куинджи, «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина.
Живенько представили себе репродукции из различных школьных учебников, правда? А теперь включите воображение и увеличьте всплывшие в памяти «картинки» раз… в 1000!  Размеры полотен: «Последний день Помпеи» — 4,5 на 6,5 м, «Тайная вечеря» — 2,8 на 3,8 м, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — 2 на 3,6 м, ну и так далее. В общем, было, что посмотреть и чем восхититься. Но… Что-то пошло не так. Причем почти сразу. Если в первых двух-трех залах дите наше еще изображало интерес и хоть на минутку, но прикладывалось к аудиогиду, то, чем дальше мы продвигались, тем быстрее и хаотичнее становились его передвижения по залам. «Не очень интересно, да?» — сочувственно обратился я. «Ну, да. Я, походу, не очень-то люблю рисование», — доверился сын. «Слушай, ну, честно сказать, и я не бог весть какой поклонник классической живописи. Но некоторые вещи впечатляют даже просто масштабами. Разве нет? Смотри на это как на очень качественное граффити, что ли», — дал я совет, за который искусствоведы и педагоги должны хотеть сжечь меня заживо, полагаю.
Справедливости ради следует сказать, что временами интерес к сыну возвращался. Случалось это в залах экспозиции «Русское народное искусство XVII-XXI веков». Причина проста: в ней было представлено не «рисование», а предметы быта, игрушки, элементы декора помещений, одежды и пр. Здесь он близко приближался к экспонатам на стенах, низко наклонялся над витринами, рассматривал детали и даже приглашал к обсуждению. В общем, не демонстрировал, а проявлял реальный интерес! Мы немного выдохнули. Но, к сожалению, данная экспозиция оказалось едва ли не самой маленькой, поэтому очень скоро мы вернулись к хаотичному метанию между картинами.
Апофеозом посещения музея, а может и дня, стал эпизод, случившийся при переходе на второй этаж. Уже сам факт его наличия вызвал не самую ровную реакцию у детки. Преодоление лестницы было не менее живописно, чем представленный здесь же «Переход Суворова через Альпы». Закономерным итогом этой постановки стало как бы спотыкание и как бы падение. В продолжение чего жертва большого искусства просто пополз по ступенькам вверх! «Ты обалдел что ли?! Вставай сейчас же! Тебя вон уже японцы снимают! Завтра будешь звездой японского Тик-Тока, а ролик назовут «Юный русский фрик в «Русском музее»!» — среагировал я и на автомате сам сделал пару кадров (хорошо, что ничего этого не видела наша женская часть компании, поднявшаяся по лестнице минутой ранее!) «Почему сразу «фрик»? Может, я – экспонат?» — парировал мой не очень воспитанный, но очень сообразительный ребенок.
Согласно показаниям фитнес-браслета жены, в этот день мы нагуляли 22 230 шагов – примерно 15 километров…

Андрей ДУБРОВИН

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.