Новости Оскола » Blog Archives » Казачьему роду нет переводу
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Казачьему роду нет переводу

17.06.2021

Музей истории Осколецкого казачества… Есть такой в Белгородской области? Есть! Расположен в Губкине, исполнилось ему десять лет. Это повод побывать в нём на экскурсии. Тем более что экскурсию соглашается провести один из основателей музея – Николай Михайлович Ерёмин, полковник казачьих войск. Он по образованию историк, по увлечению краевед. Долго и подробно освещать может различные события, но наиболее глубоко им изучена история казачества. Его монографии и статьи специалисты данного направления считают достойными внимания. Впрочем, без их совета любой читатель работ Ерёмина захочет в них как следует разобраться, встретив эпиграф, взятый из Льва Толстого: «Казаков создала граница, казаки создали Россию». Это к книге с броским названием «Возрождение казачества – это не ребячество», она тоже хранится в музее Осколецкого казачества. Это сборник, и поскольку Николай Ерёмин в его авторском коллективе, то я ему и задал вопрос, не преувеличил ли писатель заслуги казаков перед страной? В ответ — монолог Ерёмина, довольно долгий и оживлённый. Он посетовал: учебники истории для школьников и студентов порой перегружены материалами о второстепенном в жизни Дальнего зарубежья.

Дыхание истории

После этого эмоционального отступления пошёл рассказ о казаках-первопроходцах. Ермак своим походом в 1581 году положил начало открытию Сибири для тогдашнего Русского государства. Вслед отправились Поярков и Хабаров (они достигли реки Амур). К Тихому океану первым вышел отряд Дежнёва. Атласов повидал и описал, что представляет собой Камчатка. После них на Восток пошли промышленники, купцы. Русские поселения начали появляться в ранее необжитых, не затронутых пахарем территориях.

 

143 141

142

При упоминании о пахарях не могли мы не перейти с Сибири на Белгородчину. Прикрывая Москву с юга (от набегов подданных крымских ханов), первые поселенцы тех мест, где мы живем, в Диком Поле обрабатывали землю с пищалями за спиной. В гербе Старого Оскола навсегда остались пищаль и соха. И каждый старинный город в Белгородской области основан был казаками. Они несли службу в разъездах и  крепостях. Со стрельцами и пушкарями встречали неприятеля, который хотел поживиться чужим добром, а захваченных в плен людей угнать для продажи в рабство.
После такой прелюдии — ознакомление с экспозицией. Вот монеты, буквально мелочь — две копейки, одна копейка 1812 года. Но год-то какой! Он памятен всем в России: против войска Наполеона в ту Отечественную войну выступали и жители территории нашей области. Заставили они французов суматошно отступать, вместе с другими воинами вошли в  Париж.
А вот на стенде казачья шашка более позднего производства. Не в Первой ли Конной Армии для казака служила? Первая Конная создавалась на территории Белгородчины. Дальше идём по залу. Перед нами — пулемёт «Максим». Оказалось, и пулемёт — оружие казака, при определённых обстоятельствах. Необходимость Родину защищать сделала пулемётчиком в Великую Отечественную войну Михаила Матвеевича Ерёмина, тоже казачьего рода. В музее есть его фотография. Подпись под ней гласит, что Михаил Матвеевич Ерёмин – пулемётчик 322-й казачьей дивизии 4-й ударной армии. А почему он, живший и работавший в  Рыльском районе Курской области, представлен в музее, который открылся в Губкине? Потому что Михаил Матвеевич для Осколецкого казачества воспитал сына не только как казака, но и как пропагандиста казачьих моральных ценностей. Михаил Матвеевич — отец Николая Михайловича  Ерёмина. Он вспоминает, что отец его очень хотел конец войны встретить в самой Германии. Не довелось: тяжелое ранение при освобождении Латвии привело к демобилизации из армии. Предложили фронтовику Дом культуры  в селе возглавить. Согласился.

Жить по правилам

В селе Крупец директор ДК наладил не только порушенные войной отделения и кружки, что предназначены для досуга, культурного развития, но и военно-патриотическое воспитание подрастающих поколений. В День Победы, 9 Мая, торжественно гремело по селу: «Едут, едут по Берлину наши казаки…».
Мог ли сын его, Николай, быть в стороне от этого влияния, если с отцом сложились самые лучшие отношения? Тем более что вокруг живая память о том, что Рыльск ещё в XII веке стал форпостом Руси на беспокойном отечественном рубеже. По окончании средней школы отцовское воспитание Николая Ерёмина привело на исторический факультет пединститута в Курске. Там он усвоил изучаемый предмет, что называется, в общем плане. В станице над бурным Тереком, куда прибыл по распределению, что ни встречный, то потомок казака. И каждый гордится своими прадедом и дедом, следует их традициям, которые Николай Ерёмин воспринял как понятные и близкие. Когда к нему достаточно присмотрелись, то поверстали  приезжего педагога в терские казаки. С тех пор Николай Михайлович старается чтить их традиции. Во многом они похожие – у казаков донских или кубанских, у терских, уральских и забайкальских, амурских и уссурийских. А ныне и осколецких (в 1996 году они создали свою общину, взяв название от речки Осколец). Что это за традиции?  О них Николай Михайлович при нашей встрече принялся рассказывать у раздела музея, где крупным  шрифтом написано: «Жизнь и дела казачества – во славу Белгородчины». В рассказе напомнил, что казак – не только охранитель мира и покоя для страны, он охранитель своей семьи, покоя и мира в своей округе. Традиции казаков утверждены веками как скрепы определённого бытия. Ни на людях, ни там, где он наедине с домашними, настоящий казак не может не по правилам поступать.
В стенах казачьего музея обсуждаем отдельные извлечения из этих правил. На первом месте — почитание родителей. Не то, что грубое слово сказать —  неприветливого взгляда не должно быть в сторону матери и отца. Или отношения со старшими, с которыми не в родстве. Пока старший не разрешит, казак не должен при нём садиться. Закурить тем более не положено, пока старший не разрешит. Прекословить нельзя, обогнать старика на улице,  не попросив на это дозволения (сняв при этом шапку перед ним), — серьёзное нарушение. При какой-либо конфликтной ситуации слово старшего, свидетеля конфликта, является решающим для тех, кто вовлечён в разборку. И то, что старший требует, должно немедленно исполняться. Сдержанность, дисциплина, проявление заботы о товарищах, готовность прийти на помощь тем, кто в этой помощи нуждается, — это качества, которые должны быть у каждого казака.
«Разве есть тут что плохое?» — пытает меня Николай Михайлович, после изложения тех правил, о которых много раз он  упоминал, проводя экскурсии в музее. При этом сам он отлично знает, что спорить тут просто не о чем. Записи в Книге отзывов – в поддержку подобных установок, не чуждых народному пониманию правды и справедливости.

Рекомендована к освоению

Работая в сфере образования на Губкинской территории (учителем и директором учебного учреждения, начальником отдела образования администрации) Николай Михайлович Ерёмин систематически и активно обращался к опыту казачества. Он — среди соавторов программы дошкольного, начального и дополнительного образования «Историческое и культурное наследие российского казачества». Эту программу в Губкине разработали во исполнение постановления правительства Белгородской области «Об областной досрочной целевой  программе «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы». Разработанное исполнено таким образом, что новинка губкинцев была рекомендована к освоению в воспитании молодёжи в Центральном федеральном округе. Практическая польза от программы — в воздействии на ребят, в течение ряда лет приобщавшихся к истории казачества на лучших её примерах. Как потом показала  жизнь,  прошедшие через это вырастают собранней и серьёзней многих своих сверстников. Что весьма заметно и отцам-командирам в армии. Приумножается список губкинцев, воспитанных казаками в уважении к армейским распорядкам.  Ребята, окончив службу по призыву, переходят на службу по контракту.

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.