Новости Оскола » Blog Archives » Цифровое поколение
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Цифровое поколение

11.09.2021


— Интернет вошел в жизнь и взрослых, и детей. И сейчас растет и развивается так называемое «цифровое поколение», еще его именуют «цифровыми аборигенами». Для современных подростков Интернет — это пространство, в котором они развиваются. Настораживает позиция, когда однозначно говорят, что Интернет — это зло, нужно оградить от него детей. Этого уже никогда не произойдет, — констатирует факт Ирина Сухогузова, заместитель директора старооскольского Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. — Интернет — виртуальная площадка, где происходит общение, люди работают… Ситуация с пандемией показала, насколько нужно развивать эти возможности. Интернатизация наблюдается и в государственных программах. Потому ошибочно говорить: «Давайте спасем детей от Интернета». Это неправильный вектор, который создает представление, что нужно выходить на войну с Сетью, — придерживается мнения психолог.

Специалист советует взрослым просто-напросто не отставать от детей и осваивать Всемирную паутину сообща.

— Родители должны также ориентироваться, знать о возможностях Интернета, чтобы вместе с маленькими детьми его изучать, показывать возможности, а также предупреждать о подстерегающих опасностях. В противном случае ребенок освоится сам, дети с кнопками дружат легко, — дает совет Ирина Сухогузова.

✍? В зоне риска

Помимо полезных возможностей Интернет таит в себе и опасности. И врага, как говорится, нужно знать в лицо. По словам Ирины Геннадьевны, выделяют основные группы рисков. Контентные связаны с размещением, навязыванием всевозможной информации, содержащей агрессию, порнографию, насилие, нетерпимость, ненависть, нецензурную лексику, азартные игры… В том числе — это всплывающие окна, на которые можно нажать случайно.

Разношерстные контенты предлагаются недобровольно.

Существуют и коммуникационные риски. Это все, что связано с общением людей в Интернете, включая социальные сети, различные группы, использование мессенджеров. Через общение может происходить хищение информации, финансов. Кроме того, ребенок может попасть в ситуацию кибербуллинга – подвергаться давлению, насилию, в большей степени психологическому. Случаются угрозы, вымогательство, шантаж.

✍? Под маской добра

Осторожнее нужно быть с незнакомцами. Ведь зачастую за безобидной на первый взгляд аватаркой таится опасная личность. Дети могут не понимать, что за именем может скрываться совершенно другой человек. Познакомился, к примеру, мальчик с девочкой, а по факту владелец страницы — мужчина.

Бдительность психолог советует проявлять и взрослым, мониторить социальные сети своих детей.

— Иногда родители говорят: это некрасиво, это подглядывание в личный дневник. Здесь нужно понимать, что соцсети — публичное пространство.

Поэтому говорить об этике в данном случае не совсем правильно.

Опять-таки, если аккаунт ребенка скрыт – это сигнал для родителей:
что-то случилось, ребенок от вас что-то утаивает. Возможно, вам что-то не понравилось и вы грубо, оценочно об этом сказали. Но, обеспечивая безопасность ребенка, нужно не забывать, что любое ваше слово может «откинуть назад» ощущение доверия и безопасности. Что бы вы ни нашли на его странице, разберитесь в том, что его беспокоит.

Поговорите с ребенком, не обвиняя. Выясните, к примеру, зачем он выложил те или иные картинки, клипы.

— Зачастую дети говорят: все разместили, и я тоже это сделал. Здесь нужно обсудить, но не поучая, не наказывая. Важно научить анализировать информацию. Критичность мышления помогает не подвергаться манипуляции, — советует психолог.

Специалист рекомендует выстроить с ребенком доверительные отношения, быть в курсе, с кем общается ваше чадо, ведь зачастую подростки ищут утешение в Интернете, а опасные незнакомцы — тут как тут. И они подбирают такие слова, которые не находят родители.

✍? Обращайте внимание

Рассказала Ирина Сухогузова и о том, как распознать, что у ребенка появились проблемы.

Она отметила, что необходимо наблюдать за поведением, за тем, как внешне проявляются мысли, эмоции. Резкие изменения в поведении — самый яркий маркер. Насторожить родителей также должны беспокойство, неопрятность, утрата интереса к увлечениям, потеря аппетита и т.д.

— Что касается когнитивного уровня, нужно очень внимательно к этому относиться. Ваше счастье, если ребенок озвучивает вслух: «зачем вы меня родили», «смысл жизни», «зачем жить»… Это сигналы, это первые этапы склонности к формированию суицидального поведения, — говорит психолог.

Она уточнила, что интерес к теме смерти является нормой в определенных возрастах — дошкольном детстве (около 6 лет) и подростковом возрасте, когда формируется личность.

— Но если это не возрастной интерес, то такая ситуация должна вызывать тревогу, — говорит психолог.

Что касается эмоционального уровня, это беспокойство, страх, тревога, приводящие к нарушению сна.

— Очень важно, как поведут себя взрослые. Нужно воздержаться от критики, оценочности, а постараться найти контакт и темы для разговора. Причин, по которым с ребенком что-то происходит, масса. Родители это могут увидеть в соцсетях. Бывает, что им рассказывают подруги и друзья ребенка. Здесь также важна реакция взрослых. Если они кинутся сразу разбираться, можно поломать хорошую дружбу.

Сказанное необходимо использовать в качестве сигнала, информации.

✍? Скриншоты — в обязательном порядке

Психолог предупредила: если ребенок рассказал об опасности или родитель сам увидел настораживающую переписку, группы или что-то подобное, необходимо сохранить эту информацию.

— Если что-то произошло, ребенок должен понимать, что он не один. Чувство одиночества — самый плохой подсказчик. Отсутствие единения переносится тяжело, — подытожила Ирина Сухогузова.

Кристина ГОДОВНИКОВА,

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.