Новости Оскола » Blog Archives » Природа тоже хочет жить…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Природа тоже хочет жить…

26.09.2021


Инициатива Евросоюза в какой-то степени, может быть, финт в международной конкуренции. Но относиться к ней надо вполне серьёзно. В разных странах и на разных континентах возрастает стремление к долгожительству. А здоровье на 25%, как считают ученые, зависит от экологии. Экологическая культура в этом смысле – рычаг прогресса.

В федеральном законе РФ с названием «Об охране окружающей среды» в одной из статей указано, что экологические знания передаются детям в образовательных учреждениях независимо от их профиля. Но а уж если профиль соответствует, то и знаний должно быть больше? Не сомневайтесь! Так оно и есть.

Один из примеров тому — станция юных натуралистов в Губкине. Из года в год её выпускники, как говорится, уходят в большую жизнь убеждёнными защитниками природы. И сменяет их из года в год новое пополнение, которому тоже не всё равно, будет цвести природа или же угасать. Вот и новый учебный год начали в её объединениях более 700 школьников разных возрастов. В будущем часть из них по примеру старших в их семье оформится на работу в крупных горнорудных предприятиях. Перед глазами во время рабочей смены будут металлические конструкции, машины и механизмы, конвейеры, трубопроводы – то, что не относится к живому, природой не создавалось. Но неужели у тех, кто вёл различные наблюдения на станции юных натуралистов, в памяти не останется то, к чему приучала станция? Не может такого быть!

? И гуппи, и шиншиллы

С первых шагов по Станции юных натуралистов встречают яркие впечатления, которые долго не отпускают. Чтобы удостовериться в этом, идём на станцию, за оградой которой высятся ели и тополя, где цветники во дворе играют всеми цветами радуги…

Напротив двухэтажного строения, в котором в основном и занимаются юннаты, теплица внушительных габаритов. В оранжерее собрана коллекция растений тропиков, субтропиков, пустынь. Здесь финиковая, веерная пальмы, монстера, каучуконосный фикус, папоротник, юкка, инжир, фейхоа, лимон, мандарин, гранат, мушмула, эвкалипт, агава, хлорофитум, алоэ, кактусы… Сходу всё даже не перечислить: 105 видов растений.

В основном корпусе — «живой уголок». В нём около двух десятков зверьков, которые доверяют юным натуралистам, принимают корм, позволяют себя погладить, не возражают против наблюдения за характером и повадками, делают вид, что слушают и стараются понимать обращенные к ним слова. Декоративные кролики, мыши, крыса, хомяки, шиншиллы, морские свинки, чилийская белка (дегу) выглядят бодрыми и довольными.

На том же этаже где и животные, только в другую сторону, просторное помещение, на двери которого табличка «Аквариумное рыбоводство». В каком-то смысле название условное. За стеклом аквариумов разного размера по соседству с рыбами (сомом, карпом, гуппи, меченосцами, золотыми рыбками, цихлидами) жилплощадь занимают улитки, красноухие, дальневосточные, сухопутные черепахи. Забавно и познавательно ознакомиться с существами, которые плавают, ползают так, как будто они в своей естественной среде.

На том этаже, что поближе к небу, те, кому небо – родимый дом. На втором этаже обитают птицы. Их рулады льются из вольеров звонко, чисто и мелодично. Волнистые попугаи, кореллы, попугаевидные не любят сидеть на месте, перелетают то вверх, то вниз, с ветки на ветку. Какие сведения они передают свистом, щёлканьем или писком, только им, наверное, и известно. Но как следует ухаживать за ними, это известно каждому юному орнитологу. Об этом – в текстах, закреплённых на вольерах. Люди не так уже мало знают о тех, кто делит пространство с ними в разных краях земли…

Под птичью разноголосицу экскурсия завершается. Не больше часа отдано осмотру. А кажется, будто довелось побывать у морского берега и оказаться в джунглях, оставить след на песчаном бархане. Подобные осмотры действуют на детей магически. Для первого знакомства приглашают учащихся младших классов – впечатлительных, непосредственных. Уловив их неподдельный интерес, педагог может ещё рассказать такое, что усилит впечатления. Установленный точно факт: эвкалипт при условиях, хороших для него, вырастает до ста метров. Не факт, но устойчивая легенда: если желание загадать возле аквариума, в котором живут золотые рыбки, оно непременно исполнится. О попугаеобразных птицах, называемых «неразлучники»: потому они неразлучники, что, образуя пару, парой пожизненно остаются, и разлучать их не рекомендуется.

? «Экологическая прививка»

После того, что видано и слышано, разве не захочется прибавить в познаниях о природе? И, как говорится, на здоровье. Экологические знания ведут к экологическому сознанию. Педагоги станции юных натуралистов организуют воспитательный процесс разнообразно, умело, творчески. Применяемые дополнительные образовательные программы ориентированы на исследования.

На полевых занятиях в мастерских «Энтомология», «Орнитология», «Ботаника и экология растений», «Гидробиология», «Почвоведение» ребята не только распознают особенность природного объекта, но и (при её наличии) конкретно определяют экологическую проблему и пути её устранения. Оживление родника, восстановление муравейника, очищение урочища от хлама, помощь птицам в зимнюю бескормицу и другие добрые дела вдохновляют идти и дальше.

Природоохранные акции «Молодые защитники природы», «Молодёжь и природа – общее будущее», «Волонтёры могут всё!» развивают у детей умение действовать в коллективе, обоснованно планировать работу экологического характера, почувствовать, что выполнение предусмотренных планом мероприятий приносит положительные сдвиги.

А учебно-опытный участок? Вот где открытия и сюрпризы! Перец, томаты и огурцы, лук, базилик, тыква, кабачки, капуста, петрушка, морковка, свёкла – сразу несколько их сортов проверяются в разных условиях. Различные режимы полива, применения подкормок, удобрений и агротехнических приёмов дают различные результаты. Разницу берут на карандаш, делают выводы для себя. Глядишь, и родителям, желающим собрать урожай на своих сотках, ребёнок дельный совет подаст. На него посмотрят с уважением — с пользой проводит время на Станции юных натуралистов!

Штрих, к которому добавлять можно ещё немало. Как показали годы, некоторые воспитанники станции юных натуралистов видят себя в дальнейшем специалистами естественно-научного или агроэкологического профиля. Большинства они не составляют. Но в этом и нет нужды. Но главное для города, что большинство, которое окажется в других профессиях, будет иметь настрой не покорять природу, а грамотно с ней сотрудничать.

Получив в период обучения на станции юных натуралистов «экологическую прививку», они, механики, энергетики, архитекторы и строители, обогатители, горняки, экономисты, автомобилисты, станут учитывать те последствия, которые небезвредны для окружающей нас природы при росте мощностей производства. Особенно такого, как на КМА, сырьевой базе металлургии. И эти их помыслы и стремления – в правильном направлении.

Валерий ТЕЛЕГИН, фото из архива Станции юных натуралистов
в г. Губкине

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

 

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.