Новости Оскола » Blog Archives » То, о чём молчат
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

То, о чём молчат

07.10.2021

30 сентября в рамках «Недели кино российских немцев» в Музее истории ГУЛАГа в Москве прошёл показ фильма «Невыбранное время, нежданная судьба» старооскольского режиссера Ольги Осетровой, посвящённый 80-летию депортации российских немцев. Всего в программу вошло восемь картин, которые рассказывают о судьбах российских немцев в XX веке.

Как они выжили?
Съемки фильма «Невыбранное время, нежданная судьба» проходили в городе Котлас Архангельской области. В основу картины легли воспоминания тех, кого судьба забросила в эти северные края, и их потомков. Фильм рассказывает о трех группах этнических немцев, которые попали в Котлас в разные периоды времени.
Идея создания картины возникла в 2018 году, когда в Колтасе был представлен предыдущий фильма режиссера Осетровой «Несломленные», снятый к 75-летию трудармии. Во время презентации зрители стали рассказывать истории своих родителей, бабушек и дедушек. И тогда было решено снять фильм на основе их рассказов.
Основная часть съемок проходила в сильный мороз. Этот холод чувствуется в фильме, когда съемочная группа вместе с героями картины посещает кладбище в деревне Макариха. В 36-градусный мороз замерзала даже камера, и продержаться было невозможно. «На протяжении съемок, -говорит Осетрова, — в голове пульсировала одна мысль: как трудармейцы выжили здесь? Я сытая, тепло одетая, на ногах – сапоги на меху, не могу выстоять и часа на таком морозе! А трудармейцы, голодные, в галошах из автомобильных шин и утлой одежонке, работали физически в сорокаградусные морозы! И отогреться было негде, в бараках тоже был холод. На двух маленьких печурках даже воды согреть не было возможности».
Премьера фильма состоялась в Котласе 28 августа. Ольга Осетрова вспоминает, что в 2018 году, за круглым столом, где российские немцы Центрального и Северо-Западного регионов обсуждали премьеру фильма «Несломленные. 75-летию трудармии посвящается», руководитель Центра встреч российских немцев Котласа Галина Петрова (Ракко) рассказала, что активисты общественной организации с 2004 года собирают материалы о российских немцах-трудармейцах, строителях моста через Северную Двину. В результате этой работы в 2010 году вышла в свет книга «Невыбранное время, нежданная судьба», в которой собраны воспоминания российских немцев о своих родителях.

Успеть, пока можно
«После выхода книги из разных городов в Котлас стали приходить письма с материалами о судьбах строителей моста через Северную Двину. Письма от тех, чьи родственники прошли через ад в Котласе. Тысячи российских немцев полегли под опорами моста. Страшные цифры, а за ними – горе каждого человека, горе семьи и боль целого народа! -говорит Ольга Осетрова. — Еще работая над первым фильмом, мы удивлялись тому, как похожи судьбы наших героев. Казалось, что рассказы разных людей слагают одну биографию. Да, биографии людей, ставших «врагами народа» по национальному признаку, действительно, писаны как под копирку. Меняются лишь места ссылки. Но тем не менее каждый раз мы открываем для себя новые исторические факты. И отчетливо понимаем, что завтра уже не будет тех, кто может поделиться воспоминаниями, кто из первых уст расскажет о пережитом. Боишься, что можешь не успеть расспросить, записать, сохранить и рассказать о судьбах людей, переживших депортацию».
— За несколько лет работы у нас сложилась крепкая творческая команда, — рассказывает Ольга Валерьевна. — С оператором Александром Васильевым мы много лет работали в одной телекомпании. Александр не только профессионал в области видеозаписи и монтажа. Он способен переживать историю героя как свою личную. Кажется, что буквально кончиками пальцев перебирает отснятый материал, подбирая в монтаж самые яркие планы. За плечами дизайнера Валерия Чалых профессиональное художественное образование. Фраза «невыбранное время» в начальной заставке фильма кровью стекает в словосочетание «нежданная судьба» и алеет на монохромном фоне заснеженной тайги. Так и герои нашего фильма прожили в невыбранное время нежданною судьбой. Эта идея блестяще отражена и в перебивках фильма, которые создал Валерий Чалых на основе рисунков Александра Вормсбехера. Безупречный художественный вкус дизайнера позволил создать лаконичный, но очень яркий графический образ всей ленты. Нам посчастливилось работать с композитором Леонидом Ереминым, лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов, педагогом Санкт-Петербургского университета. В нашем фильме он выступает в качестве музыкального редактора. Доскональное знание истории музыки позволяет Леониду Валерьевичу создать уникальный музыкальный ряд, который и задает эмоциональный тон всему фильму и создает ярчайший и противоречивый образ сталинской эпохи.
В работе над лентой мы познакомились с прекрасным оператором Александром Патюковым. Он – коренной житель Котласа, очень тонко сумел передать ощущение вселенского холода на кладбище Макарихи и в окрестностях моста через Северную Двину. Огромная заслуга в том, что картина увидела свет, принадлежит историку, краеведу, руководителю Российско-немецкого центра встреч Котласа Галине Петровой (Ракко), которая много лет ведет кропотливую историко-архивную работу и записывает воспоминания очевидцев тех страшных событий. И отдельная благодарность сотрудникам музеев, которые подбирали материалы для фильма. География учреждений велика: Котласский краеведческий и Омский государственный историко-краеведческий, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева (Москва) и Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).

За каждым рассказом — судьба
Впервые мы попробовали использовать в фильме игровые моменты. Сегодня это достаточно распространенный прием в документалистике, но для нашей съемочной группы это новый опыт. В ленте звучат воспоминания епископа Луки (Войно-Ясенецкого), трудармейцев Александра Керна и Арнольда Бастера.
Рассказы разных людей озвучивает один актер. Лицо его скрыто тенью. Виден лишь силуэт на фоне развалин бараков. Этот игровой прием символичен: для беспощадной машины репрессий не важна личность, индивидуальность, способности человека. Важна лишь норма выработки. Над игровыми эпизодами работали актер нашего театра Сергей Лысенко, старооскольский оператор Дмитрий Мазуренко, у которого огромный опыт театральных съемок, осветитель Александр Селютин и звукорежиссер Даниил Архипов. Мы не ставили задачу управлять мыслями и чувствами зрителей. Нам важно было сохранить уникальные воспоминания участников ленты. За каждым рассказом наших героев – судьба целой семьи. Отрадно, что наконец-то люди смело могут говорить о том, о чем молчали десятилетиями.
Марина ЯСКОРСКАЯ

ольга

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.