Новости Оскола » Blog Archives » Поиск истины
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Поиск истины

20.11.2021


Установили имя — передадут останки родне. Не получилось имя установить — отдадут последние почести и захоронят в братскую могилу в той местности, где нашли. Не первый год подобным занимаются поисковики из Губкина.

✍? Возвращение имен

Впервые отряд «За Родину!» участвовал в Вахте Памяти, патриотическом начинании, в 2014 году. С тех пор продолжает такую миссию, расширяя географию присутствия в военной археологии на землях, где шли бои в 1941-1943 годах. Именно в этот период Красная Армия понесла значительные потери. Причина отступления, потерь – остро не хватало в то время боеприпасов и вооружения. На стороне агрессора была порабощённая Европа, она работала на него.

В Советском Союзе вывезли с запада на восток оборудование 2600 заводов – за пределы дальности полёта вражеской авиации, которая могла бы превратить эти предприятия в руины. Пока на новых для них местах не возвели корпуса участков и цехов, военно-технический потенциал гитлеровской Германии не менее чем в три раза превосходил советский потенциал. Когда снарядов крепко не хватает, сложно танки остановить…

Представляя себе всё это, в поисковом отряде перед поездкой внимательно изучают сводки, карты, воспоминания видных военачальников Великой Отечественной войны. И едут туда, где более высокая вероятность найти погибших, где долго шли жестокие бои.
Та же самая Смоленщина вплотную примыкает к Московской области.

Через Смоленщину дорога на Москву. Месяцами передовая проходила почти что по той же линии, где узел сопротивления не давал дороги наступающим. Со Смоленщины берет свое начало несколько необычное повествование. Вышла книга из-под пера того, кто лично ведет раскопки, перетирает в руках комки земли, надеясь установить, к какому виду войск принадлежали обнаруженные бойцы, от чего погибли и кто они по имени и фамилии. Автор издания – Александр Юдин, командир отряда «За Родину!»

Книга вышла не так давно, к печати была одобрена Белгородским отделением Военно-художественной студии писателей Союза писателей России. «Никто кроме нас» — название патриотического издания.

Вот что о дебюте Юдина на литературном поприще написал секретарь Союза писателей России С.А. Бережной: «Это сборник проникновенных художественных очерков не только и не столько о поисковой работе поисково-патриотического отряда «За Родину!», сколько история борьбы за души наших детей, за то, чтобы не прерывалась связующая нить поколений. Александр Юдин, автор этого сборника, не профессиональный писатель, не журналист и даже не педагог, а вчерашний шахтёр, увлёкшийся поиском и возвращением имён наших воинов и командиров, погибших в годы Великой Отечественной войны».

✍? Перехватывает дыхание

Забегая вперёд, отметим: инструктор по патриотическому воспитанию Александр Николаевич Юдин поступил на заочное отделение исторического факультета БелГУ. Так его захватили исторические события, в которые погрузился в поисковых своих занятиях.

Поисковая работа – это сильные, глубокие впечатления. Вот что испытывал автор, когда впервые держал в руках откопанный солдатский медальон – небольшой пластмассовый цилиндр для хранения личных данных. «Помню, как перехватило дыхание, когда мы подняли свой первый «смертник» в Ярцевском районе Смоленской области в апреле две тысячи четырнадцатого года. Пенальчик лежал в положенном ему месте, в районе пояса, там, где в брюках располагается маленький карманчик для него. С волнением мы ожидали результатов экспертизы».

И… чудом сохранилась та записка, которая рассказала: под Ярцевом на Смоленщине губкинцы обнаружили останки красноармейца Салтыкова Емельяна Ивановича, 1906 года рождения, призванного в действующую армию райвоенкоматом из Удмуртии. Через четыре дня после нарушения границы СССР войсками гитлеровской Германии он ушёл на призывной пункт, пообещав вернуться провожавшим его домашним. Не вернулся. Домой пришло малопонятное извещение: осенью 1941 года он пропал без вести. А что означало «без вести»?

Предположить можно было всякое: перешёл на сторону противника, бросил позиции и сбежал, стал прислуживать врагам как полицай… От мрачных предположений красноармейца Салтыкова оградил поисковый отряд из Губкина. Салтыков до последнего воевал! Он собой заслонил столицу своего родного государства. Фашисты рвались к Москве: Москва – организатор обороны. Не сдаваться, не пропускать – так были настроены Салтыков и его однополчане и без политической информации ротных политруков.

С кличем «За Родину!» шли в атаки, которые казались бесконечными. А если конец и был, то приходил он с гибелью от пули, снаряда, бомбы, любовно изготовленных в стране, взрастившей завоевателей.

Коричневой чумой их называли. Но могла ли чума скосить столько невинных душ, сколько их на счету у вермахта? В написанной им книге Александр Юдин приводит такие данные: только в 2018 году поисковыми отрядами, которые прибывали со всей страны, на Смоленщине было поднято 2762 останка. То есть, скорей всего, не учтённых как погибших в бою, потому как «без вести пропали». А ведь таких и раньше поднимали – кого на безымянной высоте, кого на подходах к ней. Эти тысячи – лишь прибавка. А посчитать по каждому из фронтов, так эти цифры будут колоссальными.

При том что никто из павших не вторгался в Германию, ища там обогащения. Что до неё тому же Салтыкову? Он простой крестьянин из Удмуртии. Ему хватало своей земли. Но получилось так, что на малую родину он вернулся через десятки лет после того, как ушел на фронт, проходивший вовсе не в Германии.

Вернулся для вечной памяти в своём селе и в своем районе. И у губкинцев он в памяти останется. Ведь именно они установили, что геройски он принял смерть.

✍? Они не сдавались

…Фашисты и к Дону рвались напористо. Ведь это транспортная артерия снабжения Красной Армии. Тут ход противнику преградил в 1942 году вместе со своими сослуживцами Ковалёв Александр Николаевич, 1919 года рождения, уроженец Большой Черниговки – райцентра Самарской области.

Радость со слезами на глазах принесли поисковикам из Губкина подробности его оборвавшейся рано жизни. Ковалёву пришлось познать, что такое горечь отступления – летом в 1942 году со своими товарищами, которых осталась горстка после продолжительных боев, оказались они не так, чтоб далеко от Дона – на Старооскольской территории. И тут попали в окружение! Сжималось огненное кольцо. «Рус, сдавайся!» — неслось на них в перерывах между плотными обстрелами.

Они не сдались. Они погибли, отвечая из карабинов на залпы вражеских миномётчиков. О том, как троих нашли в 2017 году в одной из взрывных воронок, как сумели установить, что один из них Ковалёв, — на страницах книги Юдина. Подробностей не станем приводить, чтобы читатели сами вникли в нескорую и нелегкую процедуру возвращения имени из небытия. А вот о том, как встретили земляки погибшего сообщение губкинских патриотов о том, что ими найден Ковалёв, принявший последний бой посреди Центрального Черноземья, упомянуть, наверно, необходимо.

С останками Ковалева губкинцы подъезжали к конечному пункту глубокой ночью. Очень были удивлены, что в три часа ночи их ожидает, чтобы выразить благодарность, заместитель главы администрации Большечерниговского района. Вот так иногда бывает в буднях наших поисковиков. В тех буднях, о которых говорит командир отряда А.Н. Юдин: «Главное в том, что к нам тянется молодёжь».

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.