Новости Оскола » Blog Archives » «Вакцинация» против зла
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Вакцинация» против зла

25.12.2021


Телесериалы про бандитов, у которых деньги чемоданами, по центральным каналам пошли гулять, как говорится, по нарастающей. А ведь зрелищность – это сила, с которой не считаться не получится. А что можно предпринять в глубинке, где местное телевидение – это выпуски новостей, а открыть киностудию нет возможности? В Губкине повернули зрелищность к воспитанию не «джентльменов удачи», а тех людей, на которых держится производство, порядок в обществе и в семье. В начале XXI столетия здесь приступил к работе Губкинский театр для детей и молодёжи. Двадцатый сезон открылся в вышеупомянутом театре. Чем не повод познакомиться поближе?

? Классика не стареет

Более сорока спектаклей в репертуаре. В основе репертуара – золотой запас литературы. И с классикой театр не провалился. Двадцать и больше тысяч зрителей посещают в творческий сезон театральные представления. То есть зрители дают учреждению положительную оценку. Профессионалы – тоже, призы на театральных фестивалях этому подтверждение.

Как так получается? Ведь на афишах те фамилии, которые не сегодняшнее открытие! Фонвизин, Пушкин, Некрасов, Гоголь, Островский – это авторы произведений, по которым спектакли ставили во многих краях и помногу раз. Произведения, написанные ими, изучают на уроках в школе. Интересно ли снова встречаться с ними – теперь уже не в классе, а в театре? Представьте, что интересно. Когда книга перед глазами – это не так наглядно, как когда действие идёт на сцене. Страницы книги как бы оживают, и литературные герои между собою во взаимодействии. Они радуются, кручинятся, спорят о нравах и временах чуть ли не рядом с тобой. В том волшебство театра, что он как машина времени и пространства. Если, конечно, уровень актёров и режиссёров этому соответствует.

В Губкинском театре для детей и молодёжи такое соответствие имеется. Чем, к примеру, можно отличиться, приглашая на сцену «Сказку о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина? Воистину, вещь, которую следует назвать хрестоматийной. Непомерной жадности старуха, предметом мечтаний которой поначалу было новое корыто, а потом дошла до таких желаний, что мало быть столбовой дворянкой, надо стать владычицей морскою.

Но вот информация к размышлению: на Всероссийских театральных фестивалях губкинцев отмечали дипломами за сценографию этого спектакля, за музыкальное оформление, а также за актёрскую работу.

Плотный контакт со зрителем, вызов на размышление, создание обстановки, при которой сидящий в зале к действующему лицу проявляет симпатию, антипатию, в чём-то готов одобрить, а в чём-то и осудить. В губкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» в зрительном зале нет полного неприятия позиции той старухи, что гонит старого рыбака со всё более широкими поручениями на берег моря – к рыбке золотой.

Там, скорее, незлобивая ирония к гордыне, вознесённой до небес.
А вот Башмачкину, чиновнику, который в спектакле по повести Гоголя «Шинель» переписчик чужих бумаг, зрительный зал сочувствует. Новую шинель приобретает мелкий чиновник с большим трудом, голодая изо дня в день. Получив обновку, он просто счастлив. Но счастье разбито вдребезги отношением окружающих. Ночные грабители отнимают новенькую шинель, а «значительное лицо» отнимает право на защиту: вместо распоряжения установить грабителей так распекает Башмачкина, что того ноги не держат.

Переживают зрители и по ходу театральной постановки по поэме Николая Алексеевича Некрасова под названием «Княгиня Трубецкая».

Переживания эти гораздо глубже, чем в отношении чиновника Башмачкина. Тот потерял лишь вещь. Княгиня же утратила много больше – не только роскошный быт, но и право быть в высшем свете, высокий титул, свободу в выборе места жительства. И отказалась от этого добровольно! Отказалась по той причине, что иначе ей не разрешалось воссоединиться с мужем-декабристом, сосланным на каторгу в Сибирь. Княгиня готова идти по этапу и жить в диковатом крае, ей важно поддержать супруга, которым она гордится. Против царя он выступил во благо своей Отчизны!

Не был согласен кривить душой ради материального достатка Василий Жадов, в университете пропитавшийся идеей рассчитывать на себя, не продвигаться в должности потому, что дядя его — вельможа с кругом полезных связей. «А голова-то, руки-то на что?» – риторически вопрошает Жадов в спектакле по пьесе Островского «Доходное место».

Но в итоге приходит племянник к дяде с просьбой… место подоходней отыскать. Отчего такая перемена в мыслях? Жадов женился, а для семьи его доход маловат. «Позвольте мне опять служить под Вашим начальством… дядюшка, обеспечьте меня! Дайте мне место, где бы я… мог… приобресть что-нибудь». И это – дяде, про которого был невысокого мнения (полагал, что не чист на руку Аристарх Владимирыч Вышневский). Дядя был в полном праве племяннику указать: «…Молодой человек, который кричал на всех перекрёстках про взяточников, говорил о каком-то новом поколении, идёт к нам просить доходного места, чтобы брать взятки!..» Ставя такой спектакль, Губкинский театр для детей и молодёжи предлагает зрителям подумать, зря ли Жадов считал себя представителем поколения, в котором есть и крепкие характером.

? Важен не кассовый успех

Да, о моральных ценностях стоит напоминать не только в назидательных речах, но и посредством образа в театре. На сцене отражаются те схватки между добром и злом, между честностью и нечестностью, между беспринципностью и принципом, которые есть в реальности. Не всегда, конечно, и не все извлекут из театральных постановок нечто разумное, благотворное, но, пожалуй, для большинства в них есть рациональное зерно. И хорошо, что в Губкинском театре классика живёт и процветает.

Те часы, когда зрители неравнодушно внимают постановкам по сюжетам, проверенным временем, морально обогащают. Это полезный вклад, который позволяет критически подойти к тем сериалам, детективам, где кто-то находит для себя примеры, так сказать, сомнительного качества. А таких немало. Не зря ведь в Государственную Думу не так давно поступили поправки к федеральному закону РФ «О полиции».

Поправки предполагают расширение полномочий стражей правопорядка. Тревожный звонок, однако. Полномочия-то расширятся, но хватит ли физически тех, кто принуждает граждан к соблюдению установленных норм и правил? Тут мастера культуры должны бы прийти на помощь. И при рыночных отношениях культура – не коммерческое дело. Здесь слишком дорого обходится коммерция, которая для себя выбирает кассовый успех, а обществу оставляет заботы по исправлению тех, кто пошёл по кривой дорожке, не получив «вакцинацию» против зла, несправедливости и нечестности. Культура – это сфера воспитания!

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.