Новости Оскола » Blog Archives » Рвануло…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Рвануло…

25.12.2021


? На почве аграрных беспорядков…

Читаем газету «Курские губернские ведомости» от 21 декабря 1905 года. Корреспондент сообщает: «На днях в слободе Обуховка, в вотчине графа Орлова-Давыдова произошел пожар. Сгорели надворные постройки в усадьбе, где живет экономический лесничий, а дом с кухнею остался цел. Кроме построек сгорели девять лошадей, четыре коровы и разное экономическое имущество. Причина пожара – поджог.

На пожар явились все местные крестьяне и принимали участие в тушении пожара, самоотверженно бросались в огонь и спасали все, что только возможно было спасти. Пожар произошел не на почве аграрных беспорядков. Строения были застрахованы в одной трети их стоимости».

И далее — «Курские ведомости» от 19 января 1906 года. «Старооскольский уезд. В ночь на 11 января у помещика Н.В. Бакланова в имении его при деревне Белгородке была произведена порубка 17 корней леса. Полиция выяснила, что порубку произвел крестьянин деревни Белгородки Василий Фомин и продал этот лес под видом своего в деревню Соколовку. Порубленный лес отобран и возвращен владельцу, а Фомин привлечен к законной ответственности». Через каких-то десяток лет подобные события приобрели лавинообразный характер и получили не столько криминальную, сколько политическую окраску.

Факты, говорящие о массовых беспорядках и неповиновении закону в крестьянской среде, отражены в воспоминаниях старожилов-старооскольцев на страницах местной прессы и, конечно же, встречаются в работах краеведов. Вот как, например, пишет о стремительно развивающихся революционных событиях в своей книге «Старооскольский край» известный историк Анатолий Никулов: «В июне (1917 г.) крестьяне Долгополянской волости захватили часть земли помещика Чекунова. В Ястребовке 21 июля 1917 г. был создан Совет крестьянских депутатов, потребовавший от помещика Бобровского передачи всей земли в аренду по цене, установленной комитетом. …Из конторы нового свекло-сахарного завода графа Орлова-Давыдова поступили сообщения о самовольной порубке леса и захвата сенокосов. …В деревне Лукьяновка крестьяне арестовали и избили управляющего имением, решившего использовать старые методы управления. По решению сельского схода крестьяне имения Трепова начали самовольно рубить лес для своих нужд».

Примеры можно продолжить, а противоправные поступки крестьян объяснимы тем, что в народе «накипело». «Беспорядки» 1905 года, как видим, разительно похожи на нарушения закона со стороны простого люда в 1917-м.

Приезжавший в этом году по нашему приглашению в Старый Оскол один из крупнейших в мире знатоков творчества Фаберже Валентин Скурлов побывал и в упомянутой Лукьяновке. Гостю из Петербурга захотелось посмотреть на село, в котором располагалось имение бабушки его жены. Ксения, Ольга и София, дочери земледельца, бывшего товарища окружного прокурора Николая Петровича Дмитриева, вместе с матерью владели имением после смерти отца.

Валентин Скурлов в книге «Леонид Иванович Новиков. Архитектор. Гражданский инженер. Тайный советник» изложил генеалогию дворянского рода Дмитриевых. Среди архивных документов в книге есть весьма интересные, касающиеся затронутой нами темы.
Беспорядки в Лукьяновке, о которых говорит Никулов, начались задолго до 1917 года.

Об этом свидетельствуют телеграммы, которые приводит на страницах своей книги Валентин Скурлов. Эти красноречивые документы хранятся в Государственном архиве Курской области под названием «Дело о волнениях крестьян в Имении помещика Н.П. Дмитриева. 1906 год».

? Телеграммы землевладельца Дмитриева

«Его Превосходительству Курскому Губернатору.
В течение трех недель ежедневно крестьяне деревни Лукьяновки самовольно выпасают весь свой скот в количестве около двух тысяч штук на моей земле, несмотря на неоднократные запрещения как мои личные, так и моих служащих. Вследствие неоднократных моих заявлений местный пристав приказывал стражникам сгонять скот с моего поля, но немедленно же вслед за тем все стада опять находились на моей земле, как было и сегодня. Ввиду полного бессилия местной власти оградить меня и мою собственность от самого наглого произвола и издевательства крестьян как надо мною собственником, так и над распоряжениями законной власти убедительно и почтительно прошу распоряжения Вашего Превосходительства об оказании мне зависящего содействия к ограждению моих прав и к прекращению глумления лукьяновских крестьян над властью и законом.
Землевладелец Старооскольского уезда Николай Петрович Дмитриев, 22 апреля 1906 года»

Но, видимо, губернские власти на такой зов о помощи должным образом не отреагировали, и в адрес губернатора от старооскольского помещика Дмитриева пошли очередные телеграммы.

«Курск. Его Превосходительству господину Курскому Губернатору.
Крестьяне деревни Лукьяновки полным сходом во главе со старостой, являющимся одним из главных зачинщиков в организации беспорядков, продолжающихся уже две недели, поделили между собой мою землю и уже пашут ее открытым вооруженным разбоем, свозят с полей мой хлеб. Ввиду последовательного вслед за уборкой ограбления убранного в копны хлеба дальнейшая уже и запоздавшая вследствие снятия рабочих уборка его представляется бесцельной, производство пахоты населением прекращено, а потому озимого посева на 1907 год ее сделать лишено уже возможности. Аренду земли не уплатили шестнадцать тысяч рублей, а обеспечивавший получение этих денег хлеб, свезли.
Десять вооруженных стражников оказались не в силах противостоять толпе, свезшей вчера ночью сто десять копен ржи и овса с моего посева. Никаких мер к водворению порядка, прекращения явного и открытого разбоя местные власти не имеют, безнаказанность увеличивает только дерзость грабителей, убытки мои превысят двадцать пять тысяч рублей, что равносильно моему разорению. Если Ваше Превосходительство не находит возможным принять действительные меры к восстановлению меня в моих правах собственника имения, покорнейше прошу не отказать меня уведомить, дабы я мог выехать из имения, отчаявшись спасти хотя бы часть имущества от разграбления, что единственно несмотря на опасность положения для меня и моей семьи удерживает нас еще до сих пор в имении.
Землевладелец Николай Петрович Дмитриев, 4 июля 1906 года»
«Срочная. Курск. Г. Курскому Губернатору.

Целым рядом беззаконных действий общества крестьян деревни Лукьяновки я буквально лишен собственности на свое имение и разорен. Местный пристав не только бездействует, но явно попускает возвращенные надежды на восстановление порядка и на возможность спасти кое-что из разграбленного, угрожая, явившись с приездом поручика Лаврова энергично и добросовестно взявшегося за это возмутительное дело, о содержании которого вероятно доложит Вашему Превосходительству с опозданием. Оставляет меня и мою семью, не говоря об имуществе, на произвол судьбы. Так как в течение трех недель сплошных грабежей, разбоев и бесчинств я действительно у местных властей помощи не находил, покорнейше прошу не отказать уведомить меня о том, не найдете ли, Ваше Превосходительство, возможность поручить поручику Лаврову в интересах законности и справедливости закончить свое дело и не лишать мою семью защиты поручика Лаврова, так как в противном случае я должен выехать из имения одновременно с ним, для того чтобы браться лично к защите и покровительству Его Императорского Величества Всемилостивейшего Государя Императора.
Землевладелец Николай Дмитриев, 12 июля 1906 года»

Публикацию подготовил Евгений ЕВСЮКОВ, фото из архива Валентина Скурлова (Продолжение следует)

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.