Новости Оскола » Blog Archives » О праздновании Нового года
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

О праздновании Нового года

15.01.2022


С новым столетием мир поздравляя,
Я поднимаю бокал,
К Высшему Промыслу сердцем взывая,
Чтобы мир миру он дал.
Да расточатся злоба, коварство,
зависть, неправда, вражда.
Да воссияет Божие царство
Между людей навсегда.

Да разве и мы не присоединились бы к таким пожеланиям?! К сожалению, многим нашим мечтам не суждено сбываться! В начале ХХ столетия не только не воцарился мир, но в нашей стране все чаще «брат стал ходить на брата». Не все складывалось благополучно и с международной обстановкой – Россия в начале нового века вступила в войну с Японией.

Но все же не стоит сомневаться в том, что Новый год и, конечно же, Рождество являлись одними из самых любимых в народе праздников. Несмотря на строгий рождественский пост и сопутствующие ему запреты, народ в святочные дни, продолжавшиеся с 25 декабря по 6 января, то есть с Рождества до Крещения, веселился, как мог. Причем забавы простого люда несколько отличались от развлечений, к примеру, мещан, интеллигенции, не говоря уже о представителях дворянского сословия.

✍? Святки… с мордобоем

Любопытную заметку встретили мы в газете «Курские губернские ведомости» за январь 1903 года.
«Несмотря на то что кулачные бои издавна запрещены и строго преследуются законом, – писал корреспондент. – Курские бойцы нет-нет, да и устроят, конечно, под сурдинку (потихоньку, втихомолку, украдкой, тайком, — прим. авт.) состязание в любимом спорте. Такое состязание, как нам передают, и состоялось недавно близ вокзала и кончилось сравнительно благополучно, так как кроме разбитого носа и вывихнутых двух пальцев никаких серьезных последствий за собой не повлекло. Но, само собой понятно, что сие «невинное развлечение» могло кончиться гораздо хуже. Невольно приходит мысль, что все эти кровавые потехи главным образом в результате отсутствия у нас разумных народных развлечений, об устройстве которых следовало бы подумать».

Уездный город Старый Оскол в смысле буйства нравов и наличия «разумных» культурных традиций ничем не отличался от своего губернского собрата Курска. По воспоминаниям старожилов, на реке Оскол устраивали Иордань (название проруби в водоёме, сделанной к празднику Крещения Господня для совершения обряда освящения воды), а любители повеселиться – померяться силушкой богатырской учиняли на льду кулачные бои.

Такая подчас кровавая потеха почти легально продолжалась вплоть до революции. Об этом свидетельствует и курьезный случай, происшедший в соседней с нами Короче в святочные дни 1905 года. Вот как преподносится он в документах, сохранившихся в Курском государственном архиве: «В Бокорюковке крестьяне пытались поджечь скотный двор экономии Рыжова, но прибывшие из Шебекино драгуны скоро восстановили «порядок», причем было арестовано восемь человек. К управляющему имением было предъявлено требование выдать на каждый двор по 10 пудов пшеницы и 4.000 пудов соломы на общество. Исправник объезжал уезд и установил, что наивысшая опасность угрожает участкам, соприкасающимся с Новооскольским уездом, где движение носило характер ожесточенных нападений на имения. Опасался исправник и за самую Корочу, где «настроение умов было также повышенное, и нет сомнения в том, что в недалеком будущем могут возникнуть крупные беспорядки». Исправник не ошибся: 26-го декабря «ужасные беспорядки» (как сообщалось в телеграмме) произошли. Но этот корочанский бунт носил комический характер. Во время обычного кулачного святочного боя толпа набросилась на четырех пьяных казаков, из которых один ранил шашкой нападавшего. После этого произошла свалка, а часть толпы бросилась на палатки с пряниками. Исправник и казаки едва успели скрыться, после чего толпа разошлась. На другой день в Земской Управе был организован митинг, на котором выступали студенты Яновский, Кудинов, Мамантов и крестьянин слободы Бехтеевка Колченко. Митинг прошел совершенно спокойно, и таким образом закончился «ужасный» корочанский бунт».

К сожалению, я нигде не нашел упоминания о том, что дореволюционный Старый Оскол имел своею газету. Сравним: в таком же уездном городе Белгород с 1910 до 1914 года в типографии Вейнбаума выпускался «Белгородский листок», в Короче выходил «Корочанский листок». К слову, в последнем, как обнаружил курский и корочанский краевед и ученый-историк Василий Васильевич Потапов, опубликовал фельетон знаменитый пушкинист, а ранее один из первых думских журналистов Арнольд Ильич Гессен (1878–1976), уроженец города Короча. Тогда он учился в Санкт-Петербургском университете и, естественно, поддерживал связь с родиной. Издателем корочанской газеты значился зубной врач А. М. Хин. По мнению Василия Потапова, «Корочанский листок» выпускали в типографии, принадлежащей отцу Арнольда Гессена. И хотя заметки о жизни старооскольцев в тогдашней периодической печати встречаются редко, «Курские губернские ведомости» и «Курские епархиальные ведомости» благодаря сообщениям своих общественных корреспондентов дают нам представления о жизни Старооскольского уезда.

✍? Концерт знаменитостей

Яркими культурными событиями запомнились старооскольцам рождественские праздники в 1904 году. Такой вывод можно сделать, если прочесть заметку, опубликованную в газете «Курские губернские ведомости» за 16 января. Гвоздем программы можно было считать приезд в Старый Оскол выдающихся артистов, наших земляков – скрипача-виртуоза Михаила Эрденко и певицы Евгении Балабановой.
«Мирно и спокойно прошли у нас рождественские праздники, – пишет корреспондент. – Обычаи изменились. Многого из прошлого не стало.

Совершенно отменены у нас праздничные и новогодние визиты, не стало традиционных народных кулачек; нет уже более танцев на льду реки и катаний с бубенцами и колокольчиками. Народ в праздники развлекался в трактирах и на улице около монополек, а интеллигенция в клубе. Этот год отличался обилием разнообразных общественных увеселений, назначенных в клубе. Был спектакль любителей, спектакль артистки петербургских театров Зотиковой, два вокально-музыкальных концерта артистки Императорских театров Балабановой и скрипача-виртуоза Эрденко, три маскарада: встреча нового года, детский танцевальный вечер и елка для детей. Все эти спектакли, концерты и вечера, кроме «встречи нового года», были переполнены публикою».

Далее автор в своем ностальгически-ироничном повествовании сетует на то, что в зале, где проходили рождественские вечера, вмещающем 300 человек детей и взрослых, было очень тесно и душно. Не было должной вентиляции, и открытые форточки не спасали, «А ведь горели 100 свечей! – возмущался корреспондент. – Можно было задохнуться».

А год спустя, о грандиозном культурном празднике заявило местное общество потребителей, возглавляемое Д.Д. Климантовичем. Оно разместило афишу, в которой говорилось, что 7 января 1905 года, в помещении общественного клуба дан будет «студенческий вечер в пользу недостаточных студентов Харьковского университета – уроженцев города Стараго Оскола и его уезда».

В программе вечера значились две пьесы «На дворе во флигеле» и «Порох», а также Дивертисмент и Танцевальный вечер с пометкой – «до 4-х утра!» В конце указаны распорядители: Д.Д. Климантович
и Ю.Ю. Финкенштейн.

Увы, такие проблески культурной жизни в провинции были все же исключением. Царило невежество с дикими нравами на почве неискоренимого пьянства. Даже в Белгороде, считавшемся более культурным, чем другие уездные окрестные города, время от времени случались всякого рода ЧП, о которых, впрочем, охотно рассказывали газеты.

Так, в канун 1905 года корреспондент сообщал, что на главной улице Белгорода Императора Николая II, где гуляет много народа, расположена винная лавка, и «пьяницы, не боясь угрозы штрафов, «без стеснения устраивают выпивки и обдают проходящих брызгами водки при вышибании из бутылок пробки». В другом номере той же газеты опубликована заметка о том, что в «пивной ни с того ни с сего заспорили двое молодых людей». Кончилось дело тем, что один из них, видя, что не может переспорить противника, «перешел в зверское состояние, накинулся на него с кулаками, повалил на землю и… откусил ему половину уха». Полиция, как водится, разбиралась.

В том же 1904 году по Курской губернии прошли молебны о ниспослании благословения Божия на наши доблестные войска и о даровании победы на Дальнем Востоке.

Читал старинные газеты Евгений ЕВСЮКОВ, фоторепродукция дореволюционной открытки из фондов Старооскольского
краеведческого музея, афиша из архива издательства «Ямская степь»

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.