Новости Оскола » Blog Archives » «Больное место» (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Больное место» (Продолжение. Начало в №10)

30.04.2022


И далее: «В Старооскольском уезде в 1900-1901 г. 75% числа школ вполне удовлетворяли всех желающих учиться, и в этом отношении Старооскольский уезд занимает 1-е место».

Об относительности такого успеха, а также возрастающих требованиях крестьян к качеству обучения, а учителей к условиям их педагогической деятельности можно судить по анкете, отзывы на которую собрала в начале века Комиссия по народному образованию при Курском губернском земстве. Процитируем самые показательные ответы народных учителей, работавших в Старооскольском уезде:

«В классной комнате пол кирпичный, так что во время занятий поднимается страшная пыль, которая проникает в комнату учителя, покрывая собою все толстым слоем. Учителю приходится и после занятий пить пыльный воздух. Крыша в школе худая: как только пойдет дождь, то вода вся течет в комнату, размывает стены и потолок».
«Холод в квартире и в классе бывает ужасный; тогда и бывает тепло, когда и на дворе тепло; печка, выходящая одной стороной в класс, а другой в квартиру учителя, имеет топку из квартиры учителя, почему и не нагревается, а класс лишен лучшей вентиляции, т. к. школьное здание открыто всем ветрам, а под полом нет земляной насыпи, то в ветряную погоду присутствие учителя в его квартире, а также и в классе едва возможно. Это же обстоятельство есть также отчасти и причина манкировок учеников, которые, простуживаясь в школе, прекращают на время посещения её».

«Неудобство квартиры состоит в том, что передняя комната училища представляется общей для школы и для церковной сторожки, и потому прихожане, приезжая к церкви по каким-либо духовным требам, вынуждаются ожидать священника в церковной сторожке, производя в ней шум громким разговором, отвлекая этим внимание учеников, а иногда позволяют себе в пьяном виде входить в школу во время занятий. Кроме того, неоднократно приходилось замечать, что через эту комнату вносили в сторожку гробы с телами умерших детей, где последние находились, пока не была изготовляема для них могила, затем опять через ту же комнату, ввиду неимения другого выхода, вносились в церковь».

«Школьное здание построено лет 50 тому назад из кирпича и теперь пришло в ветхость, стены в некоторых местах треснули и пропускают мороз, отчего в школе бывает до того холодно, что трудно заниматься без ущерба для здоровья».

Особенно тяжко приходилось семейным учителям. Вот как они писали о своем жилье.

«При квартире нет печи, и состоит из одной комнаты, семейному жить почти невозможно».

«Тесна до невозможности, не отделена от классной комнаты, так что доставляет страшное беспокойство семье учителя — весь гам учеников слышен».

«Тесная, холодная, сырая: пол сгнил, двери со щелями и плохо притворяются; главное же в 34 кв. арш. приходится помещать семейство в 8 человек».
Вывод же напрашивается один: «У земской школы нет хозяина».

? Рассадник всего хорошего
А вот какие ответы получила комиссия относительно запросов и оценок крестьян, чьи дети посещали школу.

Сл. Орлик: «…население довольно училищем».
«Одна, окончившая Орликовское женское училище, поступила в Старооскольскую прогимназию. Число девочек, желающих учиться, нисколько не меньше числа желающих учиться мальчиков».

Оттуда же: «…население желает, чтобы дети выносили из школы как можно больше знаний и твердо усвоили то, что им сообщается в школе; с этой целью родители часто обращаются в училище с просьбою позволить остаться их ребенку после окончания курса, но так, как вакантных мест не бывает, то им поневоле приходится отказывать.
Жители слободы образование начальной школы считают для себя недостаточным, и в среде их возникает в настоящее время мысль об открытии двухклассного училища. Число желающих учиться всегда бывает больше того комплекта, который может поместиться в школе. Один, окончивший Орликовское начальное училище, поступил в В. Михайловское двухклассное училище».

Сл. Обуховская: «…при той же продолжительности курса учения представляется необходимым и весьма попутным расширение объема общеобразовательного курса. Местное население выражает желание обучать грамоте детей обоего пола».

Сл. Стрелецкая: «…в местном населении заметно желание, чтобы все дети, мальчики и девочки, обучались грамоте».

Сл. Казацкая: «…население к школе относится с уважением сочувственно и ценит труд учителя. Заметно желание преобразовать мужское училище в 2-классное образцовое.

Необходимым является увеличение продолжительности курса до 4 лет; следует учредить должность помощника, что вполне возможно, ввиду того, что многие окончившие курс и получившие свидетельство на льготу 4-го разряда добровольно остаются на повторительные курсы, в качестве учащихся. Например, в нынешнем 1895 г. из 26 человек окончивших 4 человека остались вторично. Кроме того, программа по каждому предмету может быть выполнена полнее. Желание обучать детей очевидно из того, что в начале учебного года общество заботилось об улучшенном и более удобном помещении женского училища и старалось отыскать другое помещение, но, за неимением удобных квартир в слободе, ежегодно общество дает приговоры, по которым родители обязуются не отвлекать детей домашними работами от школьных занятий. За последние 3 года 4 из окончивших курсы поступили в городские училища».

Оттуда же: «…население относится к училищу сочувственно и доверчиво. Хорошо организованная школа благотворно влияет на учащихся; училище, будучи рассадником всего хорошего, приносит нравственную пользу населению. Из окончивших курс четыре ученицы поступили в женскую прогимназию и продолжают учение. Одна из них теперь находится во 2-м классе, а другие в 3-м классе. Окончившие помогают учиться своим меньшим братьям и сестрам, вследствие этого, если у кого из учащихся в семье есть грамотные, те развитее, лучше учатся и лучшей нравственности».

Д. Песчаная: «…население высказывает неудовольствие, что за теснотою школы, многие дети не могут посещать ее. Многие местные обыватели показывали желание, чтобы в школе мальчикам давалось больше знаний. Все население с удовольствием отдает в школу детей обоего пола».
(Продолжение следует)

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из коллекции И.Т. Пенского (архив издательства «Ямская степь») и открытых источников

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.