Новости Оскола » Blog Archives » «Больное место» (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Больное место» (Продолжение. Начало в №10)

14.05.2022


Сл. Ямская: «…каждая семья считает долгом выучить грамоте, и с этою целью в школу посылают детей не только школьного возраста, но и моложе. Во избежание пропусков ученицами уроков сельское общество дало приговор не удерживать учащихся детей дома и не обременять их домашними работами. Три ученицы, окончившие курс училища, учатся в городской прогимназии… Влияние училища благотворное. Многие из учеников по окончании курса желают побывать на повторных курсах, но в настоящее время этого сделать нельзя — за теснотою помещения приходится отказывать таковым. Очень многие из крестьян желают, чтобы их дети дольше пребывали в училище для закрепления сведений, полученных в школе, и очень жалеют, что дети их рано оставляют школьные скамьи».

Сл. Ездоцкая: «…общество сочувственно встретило бы здесь открытие при училище добавочного класса, для дополнения знания детей по общеобразовательным предметам. Можно с уверенностью сказать, что половина окончивших курс продолжали бы свободное образование в добавочном классе. Осенью 1894 г. общество постановило приговор, чтобы родители отправляли в школу своих детей по достижении ими школьного возраста и чтобы не препятствовали им исправно посещать школу, хотя этот приговор и не имел окончательной силы, но все-таки дело грамотности продвинулось вперед. Из окончивших поступили в прогимназию 6 девочек, в епархиальное училище 1 девочка и в городском училище 2 мальчика. Многие из поступающих в школу знакомы с чтением букв и письмом, знакомят их с этим братья и сестры, учившиеся или окончившие курсы».

? Качество под вопросом

Состояние народного образования в Старооскольском уезде характеризует Доклад уездной управы, вынесенный на обсуждение ХХХVII очередного уездного земского собрания, подводившего итоги 1901-1902 академического года. К октябрю 1902 года согласно отчету в уезде было 79 школ, содержавшихся исключительно за счет уездного земства и сельских обществ, из них 72 школы существовали ранее отчетного года, а 7 школ открыты в этом году. Из всех школ в 13 было по два учителя, а в остальных по одному. Всех учителей в школах было 79 и 13 помощников. Мужчин — 35, женщин — 57.

Всех учащихся было 4337. Из них окончило курс в школах 533. За цифрами крылась одна проблема: «Курс сельской школы назначен три года, а в действительности, при отвлечении крестьянских мальчиков полевыми и вообще сельскохозяйственными работами, учебных занятий с детьми всего только 4,5-6 месяцев в год, или 13,5-18 месяцев в три года, тогда как в городских начальных училищах с одинаковою программою с сельскими курсовое занятие продолжается 24 месяца».
После столь короткого времени учебных занятий в сельских школах, при наплыве в них учащихся, сообщал докладчик, учитель, чтобы приготовить детей к выпуску, несет сверхъестественный, почти невозможный труд. Как видим, проблема качества школьной подготовки сегодня остается актуальной так же, как и в конце ХIХ столетия.

Кроме земских школ, как следовало из отчета, в уезде существовали две министерские и одна частная. «В наступившем 1902-1903 академическом году открыто, согласно приговорам сельских обществ, 6 школ и предположено к открытию еще 5 школ; после того в уезде будет всего 90 земских школ, из коих 75 в один комплект и 15 в два. Затем согласно определенной земством сети, остается открыть еще 19 школ и 18 вторых комплектов, тогда старооскольское земство приблизится к конечной цели — введению образования в уезде».

? Благотворители

Из документа можем судить об актах благотворительности. Так, Н. П. Ачкасов пожертвовал жилой дом для Корочковской школы, а помещик Кочубей предложил за свой счет освещать Волоконовскую школу и доставлять необходимую для нее мебель.

Задача открыть в уезде 19 школ стояла, как правило, в селах малолюдных и бедных. При обсуждении этого вопроса приняли участие в дебатах гласные (в Российской империи так называли членов собрания с решающим голосом, — прим. авт.) А. В. Старов, Д. В. Бакланов, А. Е. Симонов, В. А. Щепотьев, Е. В. Фрейман, Н. В. Раевский, А. Е. Калмыков, Н. П. Старов и представитель духовного ведомства отец Андрей Положинцев. Прения гласных сводились и к тому, чтобы не отказываться от выполнения намеченной земством программы развития школьной сети в уезде и оказать помощь от земства бедным селениям, которые не могут нести расходы по содержанию школьных зданий (отопление, освещение, наем сторожа, приобретение классной мебели).

На собрании был прочитан также доклад земской управы по вопросу об открытии торговой школы в Старом Осколе и заявление городского головы о необходимости такой школы. Собрание постановило: «Поручить управе войти в переговоры с городскою управою по этому вопросу и выяснить все возможные средства и изыскать способы к открытию школы, вместе с тем возложить на земскую управу выяснить этот вопрос сношением с департаментом Министерства финансов».
В другом докладе были изложены основания возможности открытия в нашем городе женской гимназии при пособии от земства. Говорилось, что в существующей прогимназии только что открыт пятый класс и для гимназии нужно еще открыть два класса и увеличить здание. На эти цели решено было просить губернское земское собрание открыть старооскольскому земству кредит в 12000 р. сроком на 12 месяцев и сумму эту выдать в ссуду попечительному совету.

? Сознавая вред невежества

В газете «Курские губернские ведомости» №48 за 1 марта 1907 года под заголовком «Стремление населения Курской губернии повысить тип народного школьного образования» содержатся характерные рассуждения по обозначенной теме: «…В последнее время однако сельское население в огромных массах уже начинает сознавать весь вред невежества и понимать значение образования для культурного развития государства: оно выражает недовольство существующей постановкой школьного дела и крайней ограниченностью учебного курса начальной школы, которая не отвечает более расширенным требованиям жизни; и настойчиво стремится к повышению уровня элементарной народной школы. Правильность этого положения достаточно подтверждается отзывами, полученными Курской губернской управой за минувший год от учителей и учительниц земских школ губернии на предложенный им вопрос о том, удовлетворяется ли население типом нынешней начальной школы».

Важные вопросы, касающиеся повышения качества образования, обсуждает и Старооскольская городская дума. Пожалуй, одно из самых интересных июльское заседание 1907 года, вынесшее на обсуждение «ежегодную ассигновку 300 р. на преподавание в этом училище новых (немецкого и французского — прим. авт.) языков».

Необычным выглядит и возбуждение ходатайства о постановке в училище портрета И. П. Макарова, бывшего попечителем учебного заведения с 1881 по 1886 год. Старооскольский купец Иван Петрович Макаров, выказывая нравственное и материальное сочувствие, в 1879 году пожертвовал на постройку дома для городского училища 300 рублей. В 1881 году училищу по случаю 25-летия царствования Императора Александра II выделил 500 р. на приобретение иконы Александра Невского, а в 1885 году приобрел другую по случаю празднования тысячелетия св. Кирилла и Мефодия. Кроме того, директор общественного банка И. П. Макаров пожертвовал 500 рублей на учебные пособия, а также вносил во время своего попечительства за учеников, нуждающихся в материальной поддержке, плату в размере 50-60 руб. в год и т. д.

? «Жутко на сердце»

И все-таки органы городского и земского самоуправления были весьма ограничены в своих возможностях, а общая кризисная ситуация в стране не могла не сказаться на темпах развития образования. Классы не только открывались, но и закрывались, по поводу чего сокрушается один из старооскольских интеллигентов, хорошо знающий положение дел в уездном духовном училище, одном из лучших в Курской епархии.

Он с болью писал: «С настоящего учебного года при нашем духовном училище приготовительный класс закрыт, а между тем далеко не все заинтересованные лица согласны с этим. Правда, что в каждом селе существует земская или церковно-приходская школа, но отрицать того нельзя, что во многих школах, как земских, так и в церковно-приходских, вследствие хозяйственных крестьянских работ, дети начинают занятия в селах очень поздно (около сентября месяца), а оканчивают всегда пред праздником Пасхи, то есть каждый учебный год слишком мал, а чрез это подготовка детей, окончивших ту или другую школу, недостаточна для мальчика с средними способностями.

Правда, что священники имеют полную возможность подготовить детей за каникулы, но что делать тем родителям — псаломщикам и бедным вдовам, которые сами подготовить не могут, а репетитора в селе не отыщут? Затем, если предположить, что в 1 класс нужно принять 20 человек и приведено будет 40 — и все выдержат экзамен, куда определить другие 20 человек? Родителям желательно было бы поместить их в приготовительный класс, потому что учитель приготовительного класса, зная требования поступлений в первый класс, легко подготавливает их к 1 классу.

Лучше израсходовать лишнее на существование приготовительного класса (лишнего и не требуется), чем доставлять огорчение детям, а еще больше родителям их. Мы вполне согласны с этим взглядом. Жутко становится на сердце, когда узнаешь о закрытии учебного заведения или о сокращении его классов. Нам необходимо открытие новых школ, а не уничтожение существующих теперь в крайне ограниченном числе».
(Продолжение следует)

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из коллекции И.Т. Пенского и архива издательства «Ямская степь»

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.