Новости Оскола » Blog Archives » Что едят в монастыре?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Что едят в монастыре?

13.08.2022


?Найдете по аромату

— Видите памятник Тихону Задонскому? Идите в ту сторону, а когда дойдете до него, воздух глубоко вдохните, вот откуда пирожками да булочками запахнет — туда вам и дорога, они как раз в это время печь начинают, — напутствовал местный сторож.
И ведь как в воду глядел! Запах ванили настиг, как только я оказалась рядом с памятником. Голодный желудок заныл и на автопилоте повел в сторону кухни.

В кондитерском цехе работали три женщины. Одна из них — монахиня Лариса, женщина лет тридцати с очаровательной скромной улыбкой, она здесь главный кулинар. Остальные хозяюшки — трудницы, которые живут и работают в монастыре на добровольных началах. Монастырских пекарей я застала в момент приготовления пирожков. То, что постная выпечка может быть очень вкусной, убедилась лично, когда мне предложили продегустировать монастырские сладости. Особенно понравился так называемый «коричневый пирог». Спрашиваю, откуда взялся рецепт этой вкуснятины. Оказывается, все кулинарные секреты в монастыре передаются из поколения в поколение, а некоторым рецептам и вовсе уже более ста лет.

— Чтобы приготовить «коричневый пирог» нужно взять муку, воду, сахар, кофе или какао, мед, корицу, изюм и орехи. Все это смешиваете, выкладываете в форму для запекания и ставите в духовку на 40 минут, — раскрывает старинные секреты главный монастырский кондитер. — Получается очень аппетитно. Да вообще, скажу вам, что любая выпечка, приготовленная с душой, молитвой и хорошим настроением, всегда получается вкусной и ароматной.

? Сакральное действие

Дело близилось к полудню, и меня пригасили в трапезную отведать монастырского обеда. Я попала в монастырь в день, когда все блюда готовятся без добавления растительного масла. Таких дней здесь три — понедельник, среда и пятница. В обеденном меню фасолевый суп, рисово-гречневая каша, грибы, тертая морковка с сахаром, сок, различная зелень. В зале в основном монахи.

— Это трапезная, где обедают монахи и трудники, которых благословил на обед с монахами игумен или сам владыка, — объясняет местный повар, монахиня Лаврентия. – Остальные, в том числе и паломники, едят в другом месте. Для них готовят другие повара и у них немного другое меню. Мы кормим не только братию, это еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся – каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям, а это около 900 человек.

Работать на монастырской кухне начинают с рассвета. У шеф-повара четыре помощника. Завтрак в восемь утра, обед в половине двенадцатого, ужин в восемь вечера. Самый большой наплыв здесь в обед. А вот завтракают немногие, чаще всего те, у кого проблемы с пищеварением или те, кто в силу послушания несет существенную физическую нагрузку. Специально для них готовят лечебную овсяную кашу и свекольный салат. Монахи — очень дисциплинированный народ. В трапезную они всегда приходят к назначенному времени. Перед тем как сесть за стол, обязательно молятся. В то время как все едят, специальный человек читает истории из жизни святых. За столом полная тишина, говорить во время трапезы — грех. Единственное, что можно сказать соседу – «ангелы затрапезные». Так в монастыре желают друг другу приятного аппетита.

Трапеза в монастыре – сакральное действие, обед – продолжение богослужения. Перед началом трапезы и по ее окончании вся братия молится, благодарит Господа за Его благодеяния, молитвенно поминая здравствующих и почивших отцов и братьев. Вся еда благословляется священником. Очень заметна разница между обедом вместе со всей братией и вкушением тех же самых блюд отдельно (в силу болезни или особенностей послушания).

? Мясо не едят

Заведующий монастырским столом, кладовой со съестными припасами называется келарь. В его обязанности входит ведение строгой отчётности поступающих и отпускаемых им продуктов. Келарь наблюдает, чтобы на трапезу всегда приготовлялось то, что положено по монастырскому Уставу и чтобы оставшаяся на столах пища не пропадала. И если сердце храма — алтарь со Священным Престолом, то сердце келарской службы, которая отвечает за питание братии, — это, конечно же, кухня. На келаре – вся монастырская кухня. Оставишь её — порядка не будет, сплошная неразбериха. В келарской службе послушаются только братья, большей частью трудники.

Приготовлением пищи посменно занимаются две бригады поваров. Каждая состоит из повара и двух помощников. Повара занимаются только приготовлением блюд. Необходимые овощи для них чистят в овощном цехе, грязную кухонную посуду повара относят на мойку. Трапезники накрывают столы, режут хлеб и раскладывают фрукты. Большинство продуктов, которые есть у монастыря — собственного производства. Это и мука из зерна с монастырских полей, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу пока покупают. Коров держат на масло, творог, молоко. Мясо не едят — и это главное отличие монастырского стола от мирского.

Основная пища в монастыре — овощи, крупы, молочные продукты, выпечка и рыба, грибы. В кладовых всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов. Следят за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными, и поддерживающими силы – ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству — послушание. Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт – чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья – сыра, сметаны и молока.

От века на Руси монастыри были центрами духовной и хозяйственной жизни. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. С недавних пор я стала замечать, что, говоря о продуктах или блюдах «монастырский» или «как монастырский» люди подразумевают «качественный», «вкусный», «настоящий» (хлеб, обед, мёд). А еще обратила внимание, что эти названия используют различные производители продуктов, чтобы подчеркнуть традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман.

Марина ЯСКОРСКАЯ, фото автора

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.