«Белогорье литературное»
13.08.2022
? Преданья старины глубокой
Нематериально сказание о походе князя Игоря против половцев. Но вот уже веками не тускнеет читательский интерес к «Слову о полку Игореве». Жителям Белгородчины памятно то, что дружина новгород-северского князя Игоря принимала дружину курского князя Всеволода в свои союзники на берегу Оскола. А река Северский Донец, как сообщается в тексте того же «Слова», помогала князю Игорю, когда тому удалось бежать из плена степных кочевников.
К далекой от нас поре относятся темы од, которые сочинил Гавриил Романович Державин – один из самых видных литераторов эпохи императрицы Екатерины II. То, что писал Державин, обязательно изучают на филологических факультетах гуманитарных вузов. Гавриил Романович в русской литературе — предшественник Пушкина. При этом он не только создал предпосылки для преобразования А.С. Пушкиным литературного языка, но и среди первых оценил меру его способностей. «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил», — писал Александр Сергеевич. А земля белгородская здесь при чем? При том, что открыл самого Державина для читающей публики белгородец. Издавший в выпусках альманаха «Старина и новизна» в стольном граде Петербурге первые пробы пера Державина Василий Григорьевич Рубан происхождением из Белгорода. В «Белогорье литературном» это специально отмечается.
Там же отмечается и связь между Пушкиным и Владимиром Раевским – не только признанным как «первый декабрист», но и почитаемым в кругу специалистов по литературе за вольнолюбивые стихи. Совпадение их взглядов на процессы, что происходили в обществе, сблизили Александра Сергеевича и Владимира Федосеевича. То, что Раевский оказал влияние на Пушкина, подчеркнуто в новом сборнике. Тут же помещено и напоминание о том, что Владимир Федосеевич Раевский – из села Хворостянка (нынче это в Губкинском районе Белгородчины).
Касаясь творчества А.С. Пушкина, авторы сборника не преминули разобраться среди прочего, кто же та, кому посвящено «Я помню чудное мгновенье». Анна Петровна Керн (в девичестве Полторацкая), предоставившая предлог для бессмертных строк стихотворения, — внучка действительного статского советника Марка Федоровича Полторацкого, который слыл в слободе Чернянка (сегодня райцентр в Белгородской области) хозяйственным воротилой. Анна Петровна – дочь сына Марка Федоровича Полторацкого.
В классической нашей прозе редко кто станет вровень с таким корифеем, как Лев Толстой. Лев Николаевич – глыба. Необыкновенны широта и глубина его главных произведений. Он если водил знакомства, то, естественно, не с мелкими людьми, а с теми, кто даровит. В «Белогорье литературном» — описание впечатления, какое производила скрипка Михаила Эрденко, старооскольского самородка, на писателя Льва Толстого. Лев Николаевич не однажды в своем доме слушал игру нашего земляка. В репертуаре преобладало взятое из народного творчества. Вот отзыв Толстого об исполнительском умении Эрденко: «Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь так играл».
В самой толще народных масс материалы для своих произведений после революции в России находил уроженец Знаменки, села в Старооскольском районе на Белгородчине, Филипп Иванович Наседкин. Его повесть «Великие голодранцы» была удостоена премии Ленинского комсомола. На основе повести была в свое время инсценировка для драматического театра. Киностудия имени М. Горького по ней создала полнометражный фильм.
? И в наши дни
Великие голодранцы не желали мириться с бедностью, с отставанием в производстве. Это, как замечает «Белогорье литературное», сказалось и в освоении минеральных ресурсов КМА. В поселке, который образовался у первой в бассейне шахты (позже вырос здесь город Губкин), жил и работал будущий писатель Федор Павлович Певнев. Являясь комсоргом шахты в предвоенный период времени, о геологах и шахтерах знал он многое в конкретном приложении. Имея склонность к литературе, Певнев взялся писать о том, что ему представлялось значительным и достойным. В 1934 году свет увидела его книга «Покорение бассейна». По окончании Великой Отечественной войны и восстановления в СССР разрушенного хозяйства Певнев взялся более масштабно осветить человеческий фактор в бассейне КМА. Нашли заслуженную известность его повесть «Во глубине России» и роман «Осенние костры».
Шахтой имени Губкина не ограничилось освоение подземных даров на КМА. Здесь вступили в эксплуатацию мощные комбинаты как по выпуску сырья металлургии, так и производству стали. Построили и приняли в работу эти крупнейшие комбинаты наши современники, обладатели твердых принципов и настоящей квалификации. Их активное присутствие в местах, ранее казавшихся глубинкой по большей части сельского пейзажа, определило поворот в литературе – прежде всего в Белгородской области. А особенно там, где идет добыча железной руды из недр. Обаяние природы, о котором проникновенно живописал член Союза писателей СССР Владимир Михалев, постоянно проживавший в Терехово, селе Старооскольского района, а также специализация, поднявшая материальное состояние колхозных, совхозных подразделений, ставшая предметом изучения для писателя из Москвы Ореста Мальцева (он родился и вырос в селе Скородном Губкинского района), дополнились осмыслением событий, сопровождавших строительство и подъем промышленных центров КМА.
В Старом Осколе, в Губкине среди тех, кто уверенно овладел поэтическим языком, стали выделяться имена Павла Мелехина, Татьяны Олейниковой, Александра Машкары, Лиры Абдуллиной, Виктора Белова, Сергея Леонтьева, Юрия Шкуты и других. Среди прозаиков, показавших, как с развитием промышленного комплекса изменяются быт и стиль человеческих отношений, «Белогорье литературное» отмечает Александра Васильева, Геннадия Ларковича, Николая Харченко, их сотоварищей по способности изображать порывы и поступки, взятые на заметку, запечатленные писательским обобщением.
Разумеется, люди КМА с их прошлым и настоящим, мечтами и перспективами взяты только лишь для примера. Нет таких районов Белгородчины, в которых не нашлось бы эпизодов, ценных для литературного краеведения. Много имен на страницах книги «Белогорье литературное» — имен прозаиков и поэтов, драматургов и библиографов, сценаристов и переводчиков, литературных критиков. Одни из них постоянно жили на территории региона, другие расстались с ним при изменении места жительства, но постоянно в памяти держали образы малой родины, третьи — временно оказались в южной части Центрального Черноземья в силу служебного положения и нашли здесь свои сюжеты. Но коль скоро Белгородская земля, ее города и села дали им импульс к поиску в рамках литературы, новый сборник о литераторах уделил им должное внимание.
Среди тех, кто так или иначе пережитое на Белгородчине перенес на страницы своих творений, — Николай Владимирович Станкевич, Афанасий Афанасьевич Фет, Константин Дмитриевич Бальмонт, Василий Яковлевич Ерошенко, Дмитрий Иванович Крутиков, Андрей Платонович Платонов, Адриан Митрофанович Топоров, Аркадий Петрович Гайдар, Александр Трифонович Твардовский, Валентин Владимирович Овечкин, Михаил Михайлович Обухов, Лев Иванович Ошанин, Игорь Андреевич Чернухин, Наталья Глебовна Овчарова, Владимир Ефимович Молчанов, Юрий Михайлович Шестаков и немало еще других. Тем самым это свежее издание «Белогорье литературное» кому-то прибавит новое к ранее накопленным познаниям, а для другого станет открытием. 520 его страниц насыщены информацией, собранной воедино из всяческих разрозненных источников. В этом его отличие.
Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин
Комментариев пока нет.
Оставьте комментарий. Комментарий будет опубликован после проверки модератором. Это займет некоторое время.
