Новости Оскола » Blog Archives » Больное место (Продолжение. Начало в №10)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Больное место (Продолжение. Начало в №10)

10.09.2022


Факты, характеризующие связь обучения с производственным трудом, впечатляют. В 1954/55 учебном году учащиеся Старооскольского района изготовили для колхозов около 30 тысяч торфоперегнойных горшочков для выращивания рассады овощей.
Пионеры Новокладовской школы убрали картофель с площади 6 га, а восемь юннатов шефствовали над 20 колхозными телятами. Хорошо помогали своим родителям и обуховские школьники.
Заслуженный учитель РСФСР Валентина Ивановна Анпилова с 1950 по 1990 год работала в аппарате Старооскольского районо, сначала инспектором, а с 1965 года возглавляла отдел. Она хорошо помнит трудности и достижения в образовательной сфере в первые послевоенные годы. Объективно в её устах звучит и оценка деятельности лучших учителей и организаторов школьного дела в Староосколье.

? Инициатива Павла Морина

Среди незабвенных имен Валентина Ивановна особо выделяла директора Каплинской средней школы Павла Ивановича Морина. Это под его руководством педагогический коллектив заложил традиции трудового обучения, которые ныне с успехом развивают в Городищенской, Ивановской и других школах округа.
По инициативе Павла Ивановича впервые в Белгородской области была создана школьная производственная бригада, опыт организации которой он привез из служебной командировки по Ставрополью. Учащиеся Каплинской школы имели возможность не только теоретически изучать устройство инвентаря, но и осваивали технику на практике, участвуя в сельхозработах на школьных полях и плантациях. Отличные результаты могли воочию наблюдать участники представительного областного семинара, в котором принимали участие все заведующие РайОНО области.

Почин каплинцев распространился по Белгородчине, а с вхождением в состав Староосколья сел Шаталовского района Воронежской области сильные школьные производственные бригады появились в Роговатом и Шаталовке. В Старооскольском РайОНО в связи с упомянутым объединением насчитывалось 165 школ, в которых работало почти 8 тысяч учителей и насчитывалось 25 тысяч учащихся.
Инициатору почина Павлу Морину первому из старооскольских педагогов было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Его коллеги по школе супруги Роза Степановна и Александр Александрович Саплины, а также муж и жена Михаил Дмитриевич и Полина Степановна Бажиновы, работавшие в Курской восьмилетней школе, директор Нижнечуфичевской школы Николай Степанович Некрасов, десятки, а то и сотни других инициативных и творческих педагогов Старооскольского района, унаследовали и развивали лучшие традиции, заложенные их предшественниками. К счастью для старооскольской образовательной системы, её структуры возглавляли, как правило, честные и добросовестные работники, понимающие нужды школы, хорошо подготовленные в профессиональном отношении.

? В непогоду сидели дома

Но четко обозначились и кадровые проблемы, их ясно высветила реформа народного образования, предусмотренная «Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958). Как известно, реформа происходила путем преобразования 7-летних школ в 8-летние. Для решения сложнейшей проблемы не хватало квалифицированных кадров. Достаточно сказать, что среди учителей Староосколья, преподававших в 1-4-х классах, не было ни одного с высшим образованием. Из числа преподающих в 5-7-х, 7 окончили вузы, 194 имели неоконченное высшее, 49 были со средним образованием. Учителя в основном являлись выпускниками Старооскольского учительского, а затем и педагогического института. Далеко не у всех уровень отвечал возросшим требованиям.

25 августа 1961 года в Старом Осколе состоялось совещание, на котором говорилось об итогах выполнения «Закона о дальнейшем развитии системы народного образования». Дискуссия проходила по проблеме, поставленной в центр школьной политики — перехода ко всеобщему среднему образованию, который предполагалось осуществить к середине 1970 годов. Обозначился этапный момент: к концу 70-х планировалось ввести восьмилетний всеобуч.

Подводя двухлетние итоги осуществления школьной реформы, педагоги Старооскольского района констатировали: «В 1959/60 учебном году были организованы 8-летняя Долгополянская и Ездоцкая семилетняя школы. В 1960/61 учебном году реорганизованы Казацкая, Песчанская, Курская, Верхне-Чуфичевская и Обуховская семилетние школы. С 1 сентября 1961 года в восьмилетние школы реорганизуются еще 6 школ: Сорокинская, Ямская, Новокладовская, Черниковская, Тереховская, Незнамовская». Таким образом, в новом учебном 1961/62 учебном году предполагалось иметь 13 восьмилетних и 4 семилетние школы. К 1 сентября 1962 года намечалось завершить трансформацию семилетних школ в восьмилетние.

Остро встал вопрос с выполнением плана всеобуча: из 5574 учащихся к концу учебного года осталось 5442 человека, то есть отсев по разным причинам составил 132 человека. По этому показателю район смотрелся не очень хорошо, на что были свои объективные причины. Дело в том, что в сельских школах обучалось около 500 учащихся, вынужденных добираться на занятия на расстояние 3 и более километров. В пургу, в весеннюю распутицу старооскольские филиппки вынуждены были сидеть дома, так как подвоз детей не был организован. Стояла также задача организовать в школах горячее питание, на этот счет руководству колхозов и совхозов были разосланы циркуляры райисполкома и райсовета.

? Мастера педагогического труда

На совещании были названы имена мастеров педагогического труда, хорошо понимающих задачи перестройки учебно-воспитательного процесса. В их числе отметили Е. С. Емельянову, заведующую и учительницу Бор-Анпиловской школы, чьи уроки отличались продуманностью деталей, А. А. Овчинникову из Монаковской начальной школы, работавшую без второгодников, Н. И. Гордееву из Соковской начальной школы, заслуженную учительницу школы РСФСР. В Котовской средней школе правофланговыми стали Е. М. Часовских, М. А. Скопченко, в Верхне-Чуфичевской восьмилетней — И. А. Челычева, в Казачанской средней — В. Н. Каракулина и многие другие.
Наряду с возросшим педагогическим мастерством отмечаются и другие аспекты учебно-воспитательной работы. Приметой эмоционально-насыщенной, активной школьной жизни можно считать трудовое обучение, одним из ярких направлений также становится краеведение и туризм.

Николай Иванович Савин, участник Великой Отечественной войны, а в прошлом учитель истории, в период школьных каникул отправлялся с ребятами в путешествия по стране. Особо запоминающимся стал для них шестидневный велосипедный поход по местам боев на Курской дуге. Николай Иванович, непосредственный участник великой битвы, познакомил юных туристов с местами дислокации советских и фашистских войск, рассказал, как живой свидетель событий, о наиболее ожесточенных сражениях.

Советская школа растила патриотов, полезных для страны людей, на формирование высокого чувства был направлен комплекс мер, проводимых с помощью пионерской и комсомольской организаций.
Важной составной частью этой большой работы стал общественно-полезный труд, подогреваемый соревнованием пионерских звеньев, дружин, комсомольских отрядов.
Школьники Старооскольского района в 1962 году собрали 150 тонн металлолома, 5 тонн макулатуры, выращивали около 500 кроликов, 1700 цыплят и 1350 утят. В порядке шефской помощи колхозам и совхозам мальчики и девочки помогали выращивать 736 телят, посадили 19 тысяч плодовых и декоративных деревьев, заложили на 45 га сосновый лес.

? Путь в 180 лет за два десятилетия

Советская школа напрочь разбила устоявшийся миф, родившийся при царизме, о том, что Россия обречена на долгие годы на невежество. Журнал буржуазно-демократического направления «Вестник воспитания» в 1906 году писал, что для того, чтобы достичь всеобщей грамотности мужчин, требовалось при существовавших тогда темпах развития народного образования 180 лет, женщин — 280 лет, а народов Средней Азии — 4600 лет.
Неграмотность в Курской области была ликвидирована к 1937 году. В первых рядах борьбы за просвещение народных масс шли и старооскольские педагоги.

Евгений ЕВСЮКОВ, фото из семейного архива Розы Саплиной

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.