Новости Оскола » Blog Archives » Они поднимали город (17 сентября — день города в Губкине)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Они поднимали город (17 сентября — день города в Губкине)

17.09.2022


? Мы мастера, и трест наш молод…

1957 год. Только они вышли из вагона, успели название прочитать железнодорожной станции «КМА», как их пригласили проехать в трест. Недалеко – на улицу Артёма. Поехали с ветерком – на грузовой машине. Не обижались, знали: трест «КМАрудстрой» недавно образован, транспортом не оброс. Да и август хранил тепло, которое за лето накопилось. Обида взыграла позже. После того, как в тресте отзвучали пламенные речи о том, как рады выпускникам Горьковского строительного техникума, распределённым в Губкин, вновь прибывших огорошили: начинайте с рабочих должностей. Все как один из прибывших не согласились с этим: «Не поставите мастерами, вернёмся к себе – на Волгу! Там мастера нужны». Среди выражавших такой протест была двадцатилетняя Ирина Ширяева (позже стала Пшеничная, выйдя замуж в Губкине). Руководство пошло навстречу. Однако с таким условием: проверять принимаемые решения у вновь назначенных мастеров станут чаще, чем ранее получивших деловую самостоятельность. Ну так что же? Пошло на пользу. Начальник управления «Жилстрой-2», куда зачислили Ирину, показал, как следует относиться к собственным подчинённым. Георгий Яковлевич Золототрубов не стучал кулаком об стол и не грозился карами.

Усмотрев какие-то неточности в представленной ему документации, он тут же их поправлял. При этом указывал основания. Это было поводом для того, чтобы его подшефные брались тут же снова пересчитывать или же перечитывать то, что они составили. Повторение – мать учения!
За то, что правильно поставил воспитательную работу и объекты сдавал по графику, Золототрубова повысили. Стал он заместителем управляющего генподрядным трестом «КМАрудстрой». Справедливым принимая уважительность во взаимодействии по работе, по служебной лестнице поднималась и Ирина Пшеничная. Вот ее ступеньки: мастер в строительном управлении, инженер ПТО (производственно-технического отдела), экономист планово-экономического отдела СУ «Жилстрой-2». Через два года – начальник планово-экономического отдела в управлении №11, которое строило жильё и соцкультбыт в Губкине. Прибавилось навыков, вновь движение – Ирину Павловну назначают заместителем начальника планово-экономического отдела теперь уже всего треста. Не только сама справлялась, но и других призывала к этому, внимательно вникая в те возможности, которые действительно имеются, без психологического штурма. 37 лет отдала она, Ирина Павловна, строительному тресту. А была кому-нибудь помехой в его трудовых заботах? Нет. Она прокладывала путь каждой бригаде, от неё зависевшей, к успеху на стройплощадке. Будь то школа, Дворец культуры, объект здравоохранения, жильё. Она приняла свой пост, когда улица Кирова только намечалась, за улицей Фрунзе построек не было. При ней росли и Лебеди, Журавлики – те крупные сейчас микрорайоны, которых когда-то не было. Вот что значит за цифрой плана видеть контуры новостроек.

? Вода противник? Сделаем союзником!

Далеко ли от Губкина до Свердловска? Тысячи километров! А почему получилось так, что один из старшекурсников Свердловского горного института защитил дипломную работу на тему, далёкую от Урала – «Строительство рудника имени Губкина»? Потому что в проходчики его взяли на преддипломной практике в этом городе, которому тогда внешним видом вряд ли удалось отойти от облика посёлка. Люди, с которыми он работал на шахтном стволе, попались открытые и надёжные. Сблизился с ними в рабочих сменах и укрепился в мысли, что неплохо бы в Губкине поселиться по окончании вуза. Но при распределении узнал: направлен в Магнитогорск. Через год представилась возможность получить разрешение на то, чтобы сменить место жительства. И вот он – Губкин. Город, прирастающий новыми кварталами и новыми научными идеями. Неспроста ведь открыли здесь в 1958 году Губкинский филиал института горного дела (головной вуз в Москве). Неспроста из ведомств, министерств, учреждений Академии наук в Губкин, совсем ещё небольшой, присылают больших людей – при серьёзных должностях, полномочиях. В кабинетах, где проходят встречи с теми, кто непосредственно ведёт развитие производства в железорудном бассейне КМА, подолгу не гаснет свет, когда улицы затихают.

О новой рудной базе разговоры – базе чёрной металлургии в Центрально-Чернозёмной полосе. В дебатах такой вопрос – какие методы эффективнее при сооружении карьеров в условиях высокой обводнённости? Сухоройная техника буксовала в массе налипающих пород, возникала местами хлябь, с которой бороться ещё труднее. На Лебединском месторождении впервые в бассейне КМА применили гидромеханизацию на разработке вскрышных пород, на Южно-Лебединском довели до возможной степени совершенства. Государственной премии СССР удостоилась группа энтузиастов, обратившая обилие воды во вскрываемых горизонтах из ярого противника в союзники (вода размывала вскрышу и пульпу несла в отвалы). Среди награждённых премией – Серафима Ивановна Полежаева. Заведуя лабораторией гидромеханизации как научным подразделением, она внесла тот ведущий вклад, который позволил теоретически разработать систему гидромеханизации при снятии вскрыши в карьерах КМА, экспериментально подтвердить то, что это деловое предложение, а после практически развивать разработанную систему – на посту начальника управления треста «Гидромеханизация».

С гидромеханизацией надолго связал судьбу Вячеслав Иовлев. Хотя изначально планы были пойти на шахту, пришёл он в науку – на тридцать лет. На шахте, куда обратился с заявлением о приёме, вакансий в то время не оказалось. Чтобы стаж не прерывался, поступил туда, где принимали, стал старшим лаборантом в Губкинском филиале Института горного дела. Потом перешел в НИИ по проблемам КМА. Лаборатория гидромеханизации сменилась отделом гидромеханизации. Вячеслав Иовлев в отделе гидромеханизации заметно поднялся в должности – стал старшим научным сотрудником. Его обязанность – рассчитывать устойчивость гидроотвалов КМА. Не должны они создавать аварийные ситуации! И никогда ни разу не создали. Разве это не говорит о квалификации Иовлева? Квалификация позволяла и дальше пребывать в НИИКМА, но грянувшие реформы настолько сузили тематику НИИ и соответственно штат сотрудников, что из-за этого пришлось осваивать новые направления. Что у Иовлева получилось. Он до сих пор работает, распечатав седьмой десяток своего трудового стажа! Уникальная физическая бодрость. А началась она с комсомольского поручения. В комсомольской организации НИИКМА поручили ему усилить агитацию физической культуры. Не любивший прежде физкультуру (в военном детстве недоедал, а потому был слаб), призывая других, и сам он с ней подружился. Среди бегунов, «моржей» Иовлев в числе активных. И, надо добавить, результативных…

? Не додала природа — добавят обогатители

В День города в Губкине обоснованно вспомнить и о том, как зарождался процесс обогащения на КМА бедных железных руд, запасы которых в недрах значительно превышают объёмы богатых железных руд. В 50-е годы XX столетия много металла нужно было для восстановления хозяйства, разрушенного агрессией коалицией фашистских оккупантов. На Коробковском месторождении после победы нашего народа в Великой Отечественной войне восстановили шахтные стволы, которые находились на временной консервации. По ряду причин добывать на этом месторождении могли лишь железистые кварциты. Их надо обогащать, чтобы процент железа в продукте соответствовал нормативам, принятым в чёрной металлургии. В посёлке Губкине (тогда ещё посёлке) затевается проверка вариантов обогащения бедных руд. «КМАстрой» начинает сооружение опытно-промышленного комплекса – фабрики №1. Первых обогатителей пригласили издалека, дали им возможность изучить, где и что практически имеется на ранее введённых производствах аналогичного назначения. В 1952 году фабрику сдали в эксплуатацию. На проектную мощность она вышла в 1956 году. Это уже тогда, когда стал правопреемником «КМАстроя» комбинат под названием «КМАруда» (в 1953 году), посёлок Губкин сменил свой статус (в 1955 году).

В городе всё шире распространялись такие термины, как дробимость, измельчаемость руды, классификация, грохочение, магнитная сепарация и другие, которые соотносятся с получением железорудного концентрата. Распространялось и представление о том, что следует заниматься подготовкой кадров обогатителей тут же, на месте, – в столице КМА. Приказом союзного министерства чёрной металлургии в 1966 году в городе Губкине был открыт Губкинский горный техникум. В первом его наборе среди принятых к обучению по отделению «Обогащение полезных ископаемых» оказался и Виталий Русанов, фамилия которого потом стала упоминаться в перечне самых опытных и видных обогатителей. Впрочем, что такое «оказался»? Выбор выпускника губкинской средней школы №2 был обдуманным и осознанным. Что он видел перед собой, выходя со школьного двора, когда уроки уже закончились? Комбинат «КМАруда» за логом. А о новостях комбината можно было узнать и в классе – работники предприятия приходили к школьникам с беседами о профессиях. И получалось из их рассказов, что если станешь обогатителем, не придётся о том жалеть.

Окончивший горный техникум, а потом ещё институт ВЗПИ без отрыва от производства, Русанов проверил лично, что на творчество есть запрос. Но и точность в выполнении инструкций — важный признак соответствия тому, что не чужое место занял пришедший в обогатители. Целая система механизмов, агрегатов, машин на линии. Правда, и успех не нарезается обычно как-нибудь пофамильно. На ВДНХ СССР опыт обогатителей комбината «КМАруда» был экспонирован (не единожды) в качестве коллективного. Хотя это, конечно, не отменяет того, что кто-то должен направлять, координировать работу коллектива. От слесаря по ремонту до начальника фабрики Русанов проделал путь на предприятии «КМАруда». Когда в 1992 году происходило объединение фабрик №1 и №2 комбината, этим сложным образованием назначили управлять Виталия Михайловича Русанова. Достигнув пенсии, сдал бразды правления на фабрике более молодым. Но был востребован в техническом отделе комбината. До 2015 года в техническом отделе комбината нёс нагрузку старшего инженера. 46 лет отдал он горнорудному предприятию – первопроходцу КМА, у которого лучшее перенять стремились (и стремятся) те, кто занят в родственных производствах. Виталий Михайлович избирался депутатом Совета депутатов Губкинского городского округа. И если в городе стало больше того, что способно радовать, в том есть и его заслуга.

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин, фото из открытых источников

Фото и видео смотрите по ссылке https://vk.com/novostioskola

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.