Новости Оскола » Blog Archives » Темнота дороже света
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Темнота дороже света

17.09.2022


? Авиапром не на взлёте

Ладно, пусть будет так относительно ширпотреба. Но есть продукция и другая. Та, которая под силу лишь немногим. В самолётостроении, например. Лайнеры, которые способны на дальние перелёты, выпускает горстка производителей – по короткому списку стран. Не всем тут хватает знаний, опыта, умелых рук. А наши авиапредприятия здесь были на видном месте – с самолётами АН, Ту и Ил. Но вот вам свежее сравнение по конкурсам поступающих в институты – в МГИМО – учебное заведение, где готовят дипломатов, и в МАИ, где готовят инженеров по созданию самолётов. В МГИМО на факультет управления 174 претендента на каждое место, а в «управлении качеством» — менее 2 на место. Неужели качество самолёта – это нечто второстепенное? Нет, просто не на взлёте нынче авиапром. Вот и думай, абитуриент, не пойдёшь ли ты с дипломом инженера прессовщиком картона в гипермаркет или трудоустроишься кухонным рабочим в общепите. Кто даст гарантию, что ты нужен в качестве инженера по специальности, которую освоил? Авиаперевозчики взяли в РФ за правило самолёты приобретать где-нибудь в зарубежье. Как тут обстоит с патриотизмом? Это у них спросить бы – у вольно или невольно помогающих усиливать конкуренцию чужеземным производителям. И хорошо бы задать вопрос 1 сентября, в День знаний, когда в разных аудиториях забушуют пламенные речи о том, что знания и умения надо осваивать для того, чтобы с честью их употребить во благо своей Отчизны.
Благо Отечества – цель достойная. Но ведь не все дороги туда ведут, где хотелось бы оказаться. Иногда сбивают перекрёстки, и приходится возвращаться, чтобы двинуться в правильном направлении. Через эту призму посмотрим шире.

? Не набрали

Вот в России подняли возраст выхода на пенсию по старости. А может, стоило бы не поднять, а даже ещё и снизить? Приложив для этого усилия. Направление тех усилий не за семью печатями. К примеру – роботизация. РФ не на пике в названном направлении. В промышленном производстве в Южной Корее в начале XXI века — 531 робот на 10 тысяч работников, а в России на то же число работников промышленных роботов только 2.
А о чём свидетельствует факт, что на Тайване технопарки превышают достижения наших таких же парков в 15 и 20 раз по отдаче на единицу привлечённых к работе в этих самых технопарках? Частично о том, возможно, что в этом наблюдаются последствия утечки за рубеж российских учёных, которые могли бы пригодиться и у нас. С 2012 по 2021 год отток российских учёных и высококвалифицированных специалистов за рубеж вырос с 14 тысяч до почти 70 тысяч человек. А ведь это не только потеря для нас, это приобретение для конкурентов. Наши люди там, за рубежом, будут решать вопросы повышения эффективности производства, разработки новых технологий и товаров. Тогда как на российской территории убывших за рубеж не всегда получится заменить действительно равноценно. Ведь со временем резервы истощаются. А если в них ещё слаб приток… С удивлением узнаём: в ряде российских вузов после первого набора обнаружился явный недокомплект поступивших для обучения. Дополнительным набором предусмотрено: с 11 по 20 августа – приём документов от поступающих; с 26 августа по 5 сентября проведение вступительных испытаний. До 16 сентября 2022 года — издание приказов о зачислении.

? Дорогая цена

Только вряд ли дополнительный набор может что-то решительно изменить в сложившихся предпочтениях. Не в столь отдалённом прошлом порывались выпускники по окончании средней школы в юристы, экономисты. Теперь взошла звезда международников. Нужны, разумеется, и такие. Но не им дано формировать материальное процветание, индустриальную мощь страны, о которую разбиваются недружественные замыслы иных, желающих гнуть в дугу тех, кого они для этого назначат. Необходимы, возможно, стимулы, чтобы шли в изобретатели, конструкторы машин, механизмов и агрегатов охотней, чем сейчас. Научно-техническая отсталость – зрелище неприглядное. Свидетель тому – поэт позапрошлого века Николай Некрасов.

Помните «Железную дорогу»? Кто подзабыл, прочтите описание от имени скончавшихся в результате непосильного труда на сооружении «чугунки» от Петербурга до Москвы:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой».

Из-за чего пришлось им надрываться? Участвовавший в проекте крупный российский специалист по железнодорожному транспорту Павел Петрович Мельников предлагал использовать экскаваторы (паровые экскаваторы уже получали распространение). Подрядчики отказались. Проще было найти тысячи с лопатами и носилками в почти сплошь неграмотной стране, чем единицы тех, кто толково разбирался в экскаваторах, был способен ими управлять достаточно грамотно и вести все необходимые ремонты. Дорогая цена нежеланию, неумению! Наглядный пример того, что темнота незнания бывает дороже света знаний.

Валерий ТЕЛЕГИН, г. Губкин

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.