Новости Оскола » Blog Archives » Страдают дети
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Страдают дети

24.09.2022


— Бывают, конечно, исключительные ситуации, когда родитель уходит из семьи и пропадает из жизни ребенка. Но по опыту работы могу сказать, что сейчас таких случаев немного. Напротив, в последние годы отмечается тенденция, когда папы начинают проявлять высокую активность, заинтересованность в воспитании ребенка, — говорит Марина Викторовна. — Если бывшие супруги не могут самостоятельно договориться по поводу общения с сыном или дочерью, они приходят в Центр, где мы проводим обследование семьи. Знакомимся с обоими родителями, ребенком. Разговариваем о том, как живет сейчас мальчик или девочка, стараемся выяснить его эмоциональный уровень привязанности к родителям.

Но не всегда взрослые способны договориться между собой. Педагогу-психологу вспомнился недавний случай. Родители не живут вместе три года. За это время у папы появилась новая семья, но он продолжает общаться с дочкой от первого брака. Девочка проживает с мамой, которая в целом не против общения дочери с отцом, но только не с ночевкой, что является поводом для разногласий.

— У бывшего мужа другая семья. Мама тревожится, будет ли ее дочке там комфортно. Я пообщалась с девочкой, с папой. У нас всегда проходят совместные встречи с родителем, с которым ребенок не проживает в данный момент. По поведению ребенка, даже по выражению его лица, можно судить об эмоциональном отношении к родителю, с которым он встречается в кабинете. Я предлагаю совместные игры и наблюдаю, как родственники взаимодействуют. Обращаю внимание на родителя, проявляет ли он инициативу, как общается с ребенком, как откликается несовершеннолетний, насколько раскован, эмоционален или, напротив, напряжен. В данной ситуации я увидела, что девочка очень привязана к папе. Она с ним в контакте — смеется, обнимает. У них живо протекала игра. Все хорошо. Результаты я отразила в заключении. Мама была не вполне удовлетворена. Возможно, рассчитывала на что-то другое. В подобных ситуациях нас вызывают и на судебные слушания для того, чтобы мы могли дать разъяснения, — рассказала Марина Григорович.

🖌 Орудие мести

Наблюдают специалисты и другие случаи, когда после разрыва взрослых их чада и вовсе становятся разменной монетой. Дабы насолить бывшему партнеру, мамы или папы намеренно запрещают общаться с ребенком.

— К сожалению, так бывает, что после развода ребенок выступает средством для манипуляции, — говорит психолог.
Она отмечает, что в доминирующем большинстве бывшие супруги таят обиду друг на друга, даже по прошествии долгого времени.
— Наверное, не было ни одного случая, когда говорили не то, чтобы с теплотой и любовью, понятно, что этого уже нет, но хотя бы по-человечески. Ведь вы же когда-то любили друг друга, прожили вместе какое-то время. Начало отношений не было отравлено ненавистью и взаимными конфликтами. Это же можно попытаться сохранить. Для ребенка важно, чтобы у родителя теплились хорошие воспоминания, — советует Марина Викторовна.

🖌 Брат против брата

Особенно больно, когда развод дает трещину в отношениях детей между собой. Марина Григорович вспомнила случай. При разводе родители заключили мировое соглашение и условились, что оба сына-школьника, погодки, полмесяца проживают с мамой, полмесяца — с папой.

— Это ошибка дележки пополам. Я за то, чтобы ребенок общался с обоими родителями, но при том у него должно быть четкое понимание, где его дом. Это важно. Ситуация проживания на два дома — нездоровая для ребенка, — говорит психолог.
По словам специалиста, поначалу братья проживали поочередно то у одного родителя, то у другого. Но в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля. Когда необходимо было перебираться к маме, брат постарше отказался, ссылаясь на то, что условия у папы для него комфортнее. Младший брат вернулся в соответствии с договоренностью. Но когда подошло время переезжать к папе, мама, видя, что старший сын остался жить у него, в отместку не пустила младшего. В итоге братья стали жить порознь. Более того, дети, обучаясь в одной школе, перестали общаться. От теплых братских отношений не осталось и следа. Разрушены и детско-родительские отношения.

— Отец не видит младшего ребенка. Он в обиде, что тот остался у мамы. Мама не встречается со старшим сыном. Она в обиде за то, что он остался жить у отца. Можно было сохранить и братские отношения, и детско-родительские. В итоге не осталось ничего. Обида убила отцовские чувства к младшему ребенку, материнские — к старшему. Все рассыпалось, — привела пример психолог.

🖌 Проснулись отцовские чувства

Рассказала специалист и о ситуациях иного характера:
— Случился развод, после чего папа пропал на несколько лет. Мама подает иск о лишении бывшего супруга родительских прав. И тут он наконец-таки вспоминает, что у него есть ребенок, начинает активно отстаивать права. На вопрос: «А что мешало раньше, сразу после развода, начинать общаться с сыном или дочкой?» папы либо не отвечают, либо дают нелогичные ответы. «На тот момент ребенок был еще маленький, что бы я с ним делал? Сейчас он подрос». У человека нет понимая, что так не бывает. Привязанность не возникает в один день. Это сложные чувства, которые необходимо воспитывать с детства и уметь находить в каждом возрасте точки соприкосновения.

🖌 Тяжелый груз

Психолог отмечает, что в трениях между родителями в первую очередь страдают дети.
— В год-два ребенок плохо понимает происходящее. Существует привязанность к матери. С другими членами семьи, в том числе с папой, близкие отношения будут формироваться при условии, если взрослый включается в жизнь ребенка. Если ребенок был совсем маленьким, когда расстались родители, подрастая, он будет воспринимать ситуацию, в которой находится — живет только с мамой или только с папой. То есть в момент развода не было психической травмы, — объясняет психолог.

Но если малыши не понимают, что такое развод, то дети постарше осознают серьезность ситуации. И чтобы ее не усугубить сильнее, психолог советует воздержаться от негативных высказываний о бывших спутниках жизни.

— Не можете сказать о человеке ничего хорошего — не говорите ничего плохого, — советует специалист. — Даже если в рассказе родителей о бывших супругах и есть доля правды, для ребенка это огромная травма, внутренний конфликт на глубоком ценностном уровне. В психологии существует понятие «когнитивный диссонанс» — два взаимоисключающих представления. К примеру, вы любите жареную картошку. Одни диетологи говорят, что это хорошо, и приводят доводы. Другие придерживаются мнения, что подобное блюдо — это плохо, и обосновывают точку зрения. В итоге человек в тупике. Это и есть когнитивный диссонанс. То же самое с ребенком. Для него оба родителя любимы. И переживания, перестройка, восприятие родного человека, как плохого — эмоциональная ломка.

Ребенок воспринимает семью как данность. Замечаю, что иногда родители не живут вместе по нескольку лет, а ребенок, приходя к нам на обследовании, на рисунке «Моя семья» изображает и маму, и папу, что происходит на бессознательном уровне. С раннего детства отпечатываются две главные фигуры — мама и папа. Они оба важны для ребенка. И обесценивание одной из них — для него травма, — заключила педагог-психолог.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.