Новости Оскола » Blog Archives » Ничто не свято
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Ничто не свято

25.01.2012

После того, как Юрий Лужков получил «черную метку» от президента, началась травля его окружения. И больше всего досталось его другу скульптору Зурабу Церетели

Лицом к лицу

…В начале 90-х годов Минкультуры для участников совещания предложило встречу с Зурабом Константиновичем. Президент Академии художеств Церетели прямо в выставочном зале встретился с министрами республик, начальниками управлений, председателями комитетов по культуре всей России. Вышел в сопровождении молодой грузинки. Приземистый, седовласый, с небольшими залысинами, будто вырубленным из камня загорелым лицом и смешливыми, с налетом грусти глазами. Мы знали, что недавно из жизни ушла его жена, и смотрели на шестидесятилетнего мастера с сочувствием.

«Добрый день, господа! – с легким грузинским акцентом приветствовал нас хозяин галереи. – Знакомьтесь, это моя дочь Елена». Девушка смущенно кивнула головой. А Зураб Константинович, не ожидая конца рукоплесканий, начал медленно рассказывать, где родился, крестился, учился и как создал самого себя. Чувствовалось, что ему хотелось побыстрее перейти к своим работам, не утомлять нас биографией. И он кивнул дочери. Елена встрепенулась и пригласила всех на просмотр выставки шедевров своего отца.

— Вот работа, получившая мировое признание, «Добро побеждает зло». Она установлена в Нью-Йорке у входа в здание ООН. Здесь Георгий-Победоносец убивает копьем дракона. Как видите, композиционно она напоминает герб Москвы. Кстати, фигура дракона создана из порезанных ракет России и США, согласно Договору о разоружении. …А это макет гипсовой скульптуры Колумба. Её заказали США в честь трехсотлетия открытия Америки испанским мореплавателем. Проектная высота сооружения 125 метров. Скульптура представляла собой легендарного испанца, стоящего на палубе каравеллы. В левой руке штурвал, в правой – развернутый свиток. Глядя на Колумба, я даже не предполагал, какая разрушительная кампания начнется в Москве против монумента Петру I, напоминающего «Христофора Колумба».

— Зураб Константинович, а как вы сошлись с Пикассо и Шагалом?

Усмехнулся:

— Эти два гения состоят на 90% из пота и на 10% из таланта. Ни у того, ни у другого никогда не было дилеммы: работать сегодня или не работать. Только работать! Здоров ты или болен, на улице жара или холод, желудок пуст или полон. Все отметалось ради работы. Однажды наблюдал, как работал Пикассо. Вынослив был, как конь-тяжеловоз. Смотрю: он сначала перед зеркалом делает какие-то движения и тут же убегает к мольберту, запечатлеть их. Так он рисовал «Тореодора». У него была потребность сразу фиксировать свою мысль. Ведь композитор при рождении новой мелодии сразу записывает ноты. По себе знаю: отложи миг рождения нового на минуту, и оно исчезнет навсегда, будто в обиде на своего родителя. Фиксация сразу – важнейший элемент творчества.

«Большое видится на расстоянии»

Спецкомиссия, созданная правительством Москвы, признала: «задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны». За ней орг­комитет по празднованию 300-летия морфлота России рекомендовал автору кое-что изменить: изобразить фигуру Петра в традиционной форме русского моряка начала XVIII века; установить внутри монумента бюсты выдающихся русских флотоводцев; убрать двуглавого орла с бушприта. На мой взгляд, эти предложения позволяют усомниться в компетентности членов оргкомитета. Еще в Средневековье было принято изображать императоров в древнеримских латах, подчеркивая их духовную связь с великими полководцами Рима. Я, например, видел во Франции картину, на которой изображен Наполеон Бонапарт в доспехах римского воина. Что касается установки бюстов флотоводцев внутри монумента – абсурд! Постамент – не музей. …А памятник императору Петру надо смотреть издалека, как по Есенину: «Лицом к лицу – лица не увидать! Большое видится на расстоянии…». Ну а орел на бушприте подчеркивает лишь русскость созданного Петром флота. Эти поправки автор скульптуры,  считал несущественными и не стал вносить коррективы. Лужков принял решение установить монумент накануне 850-летия столицы. И он великолепен в своем величии со стороны Белого дома, Крымского и Большого каменного мостов, Театра эстрады.

Иудушки московские

Годы спустя с горечью смотрел я телевизор, на экране которого со злорадством и цинизмом измывались завистники, подхалимы и конъюнктурщики, выполняя указания «верхов» опорочить художника. Смотрел, как отворачивались от Лужкова его бывшие друзья, как предавал его бывший первый зам — Владимир Ресин. Спеша откреститься от бывшего патрона, Ресин по-быстрому вступил в «Единую Россию» и заявил о необходимости переноса памятника в любой другой город. Но стыдливо умалчивал, что без участия зама не принималось решение ни по одному вопросу, касающемуся градостроительства Москвы. Тем более, такого фундаментального проекта, как памятник Петру Великому. Как такое возможно? Это же самое что ни на есть поведение Иуды, предавшего Христа, хотя Лужков – не Христос, и даже не ангел. Неужели первый заместитель мэра Москвы не несет никакой ответственности за состояние дел в городе, за пробки, расцвет коррупции? Чисто по-мужски я презираю его, поднявшего голос против церетелевского произведения искусства в угоду кремлевским властителям.

…Памятник же Христофору Колумбу установят в Карибском море у Пуэрто-Рико в 2012 году, вопреки всем потугам недоброжелателей. Правильно сказал Церетели: «Только святые могут уничтожать те вещи, которые сотворили люди». В Москве святых не оказалось.

Юрий ГРАДИНАРОВ

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.