Новости Оскола » Blog Archives » Супермаркетам закон писан
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Супермаркетам закон писан

17.10.2008

Что нужно знать покупателям о своих правах

Нередко администрация супермаркетов требует от посетителей исполнения правил, установленных ею самостоятельно и не отвечающих букве закона. Рассмотрим несколько наиболее типичных ситуаций.

Камера – дело добровольное


Театр, как известно, начинается с вешалки, а магазин – с камеры хранения, в которую все мы под строгим оком администрации якобы должны сдавать свои сумки и пакеты.

– По долгу службы приходится носить в сумке фотокамеру, диктофон, – говорит корреспондент «Новостей Оскола» Сергей Руссу. – Все эти вещи довольно дорогие и достаточно объемные. Сдать их в камеру хранения я не имею права, тем более, что практически в каждом супермаркете висит объявление «Администрация за оставленные в камере хранения ценные вещи ответственности не несет». Несколько раз, когда охранник был особенно настойчив и с сумкой не пропускал, я вынужден был просто уйти из магазина, так ничего и не купив.

Подобных случаев на самом деле немало: исполнительные горожане нередко уступают требованиям нахрапистых секьюрити и послушно сдают свою поклажу или, не желая конфликтовать, покидают супермаркет. При этом они даже не догадываются, что их потребительские права грубо нарушены.

– Заставляя покупателей сдавать сумки, работники супермаркетов нарушают Гражданский кодекс РФ и принцип свободы заключения договора. Прием и хранение вещей покупателя относится к услуге, которую магазин оказывает только для удобства посетителей, – пояснила адвокат Центральной адвокатской конторы Ольга УЛЯТОВСКАЯ. – К тому же сотрудники вводят покупателей в заблуждение, утверждая, что за сданные в камеру хранения вещи они ответственности не несут. Поскольку магазин заключает публичный договор хранения вещей с посетителями в случаях, когда они по своей воле сдают вещи на хранение, то в соответствии с главой 47 ГК РФ (статья 891) основной обязанностью хранителя является обеспечение сохранности имущества.

Однако следует помнить, что если сумку посетитель не сдает, а в ней лежат продукты или продтовары, приобретенные в другом месте, то в соответствии с пунктом 42 главы 6 Письма Роскомторга от 17.03.1994 «О примерных правилах торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» при входе в торговый зал он должен поставить об этом в известность работников магазина.

Хотите досмотреть? Вызывайте милицию!


– Моя 14-летняя дочь пошла с подружками в один из супермаркетов, – рассказывает жительница города Губкин Ирина Тополева. – На выходе ее остановил охранник и приказал показать рюкзак, который она не сдавала на хранение. (Почему-то ему показалось, что дочь стащила шоколадку). Он вытряхнул содержимое сумки, но не обнаружив неоплаченных товаров, отправил ее, даже не извинившись! Я в шоке от такого произвола и хамства! Больше моя семья в этот магазин ни ногой!

Примечательно, что в данной ситуации показать свою власть охрана решила именно в ситуации с подростком. Но в целом такие действия работника супермаркета противоправны по отношению к любому посетителю.

– Охранники и другие сотрудники магазина не имеют права осматривать личные вещи покупателя, а также требовать чек и проверять содержимое корзины с чеком, – сообщили сотрудники Департамента экономического развития Белгородской области. – Подобные действия противоречат Конституции РФ (часть 1 статья 22) и пункту 34 главы 4 Письма Роскомторга от 17.03.1994 года № 1-314/32-9. В нем сказано, что работники предприятий самообслуживания не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

К тому же, согласно «Кодексу об административных правонарушениях РФ» (ст. 27.7), личный досмотр граждан могут производить только сотрудники милиции в присутствии понятых, предварительно приняв письменное заявление от администрации магазина. По результатам досмотра составляется протокол.

Поэтому, если внутренняя охрана магазина настаивает на личном досмотре, нужно предложить им вызвать сотрудников УВД. Если совесть покупателя чиста и присвоить что-то из товаров супермаркета у него и в мыслях не было, следует знать еще об одном нюансе досмотра.

– Если вас подвергли этой процедуре безосновательно, то действия администрации можно обжаловать, так как они подпадают под квалификацию статьи 306 УК РФ «Заведомо ложный донос». Виновный в совершении подобного деяния может быть подвергнут штрафу в размере до 120 тысяч рублей или обязательным работам на срок от 180 до 240 часов, либо исправительным работам на срок от одного года до двух лет, либо аресту на срок от трех до шести месяцев, либо лишению свободы на срок до двух лет, – сообщила адвокат Ольга Улятовская.

Что упало, то пропало


Иногда неаккуратно разложенный товар, теснота между витринами приводят к тому, что какой-то из продуктов падает на пол и (особенно если он находится в стеклянной таре) бьется и разливается. Продавцы спешат обвинить во всем задевшего продукт покупателя и требуют немедленно возместить ущерб, «забывая» при этом, что подобные риски заложены в финансовые документы супермаркета.

– Если покупатель случайно задел стоящий на полке товар и он разбился, то сотрудники не имеют права требовать с человека денег, – сообщила главный специалист Управления развития потребительского рынка и защиты прав потребителей администрации городского округа Людмила КУРИЛЕНКО. – Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты входит в число рисков магазина. Согласно статье 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Поэтому магазин сам отвечает за испорченный товар.

Другое дело, когда что-то из продукции повреждено явно по вине потребителя. Такое нередко происходит с нетрезвыми покупателями, то в этих случаях продавцы имеют право требовать с них оплаты товара.

Наталья ЯКОВЛЕВА.

В ТЕМУ:

Малышам везде у нас дорога

В список перечисленных выше незаконных ограничений следует «вкатить» запрет на вход в торговый зал с детской коляской. В ряде магазинов администрация в категоричной форме запрещает вход в зал с коляской, часто об этом информируют объявления на входе. Покупатель должен знать, что администрация супермаркета не может отказать ему во входе в торговый зал с детской коляской. Объясняется это тем, что, запретив «колясный» вход, администрация фактически лишает потребителя права на покупку. А здесь вступает в силу действие статьи 426 Гражданского Кодекса РФ, в силу которой «….договор купли – продажи является публичным, то есть магазин обязан продать товар любому лицу, которое согласно этот товар приобрести за предложенную цену».

Поэтому даже такой аргумент, как «в зале и так повернуться негде» в данном случае весомым не является.

 

КСТАТИ

Все в корзину!

Требование сотрудников торговли входить в зал с «фирменной» тарой – корзинками, а не сумками – авоськами всех мастей и размеров вполне законно. Регламентируется это Письмом Роскомторга от 17.03.1994 года № 1-314\32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной сети и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети». В соответствии с пунктом 42 этих Правил покупатель обязан набирать товары только в инвентарную тару. Правда, этим же документом прописано, что в наличии такой тары должно быть в достаточном количестве

 

ОФИЦИАЛЬНО

Имеете право!

— В Управление Роспотребнадзора по Белгородской области, тел.: 33-54-33.

— В отделы по защите прав потребителей органов местного самоуправления муниципальных образований по месту жительства, тел.: 22-18-33.

 

Рубрики: Потребительская   |   Наверх

    3 комментария на запись “Супермаркетам закон писан”

  1. Buktor пишет:

    Хорошая статья, автор молодец. Приведены статьи и пункты законов. Не хватает прецедентов.
    Кто-то наверняка уже судился с магазинами из-за подобных мелочей или хотя бы обращался в отдел по защите прав потребителей… интересно было бы почитать их истории.

  2. Гаррик пишет:

    Ещё один ньюанс из собственного опыта. Если охранник пытается вас задержать или забраться в сумку, мило попытайтесь узнать его фамилию и проинформируйте о возможном ущербе в 120 тыс.(см. статью). Чаще всего администрация магазинов, заставляя своих сотрудников проверять покупателей, не делает ни малейших движений, чтобы заступится за своих сотрудников.
    А вот чего не надо делать категорически, так это ругаться, кричать и возмущатся. Во-первых, охранник — человек подневольный. Во-вторых, у него есть некоторые права применить силу, в случае нарушения общественного порядка, и задержать нарушителя до приезда милиции. А оно вам надо? Если же вас все же задерживают, сами вызывайте милицию и обеспечте себе 2-3 свидетелей. Скорее всего, администратор магазина не захочет конфликта.

  3. Hokk пишет:

    Мне кажется, что у нас люди не судятся, за редким исключением конечно, даже тогда, когда им плюют в лицо каждые пять минут на протяжении десяти лет.Истребили всех, кто с чувством собственного достоинства