Новости Оскола » Blog Archives » Поэтический краевед (Окончание)
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Поэтический краевед (Окончание)

25.04.2023

«Близился 1905 г., разгорались огни грядущих битв труда с капиталом, – пишет Рождественская, мысленно обращаясь к землякам. — Помните демонстрации рабочих транспорта и промышленных предприятий? Митинги с огневыми гневными речами? Упорные забастовки? Помните героев-земляков, чьи имена с любовью и гордостью читаем в списках «очаковцев» и «потемкинцев»? Веяние «весны» кратковременной, но успевшей показать лучезарные дали? Вы были членами (и частыми посетителями) «Коммерческого клуба», радушно открывшего свои двери широким кругам городской молодежи? В нем стройно звучал оркестр народных инструментов, руководимый любителем-энтузиастом (фамилия стерлась в памяти), самодеятельный мужской хор выступал успешно в концертах, и любовью горожан, неизменной, вполне заслуженной, пользовалась группа любителей драматического искусства, собравшаяся вокруг К. В. Скорупского, фотографа-профессионала, талантливого режиссера и актера.

Безграничная и бескорыстная любовь к искусству, горячее желание познакомить родных горожан с произведениями наших лучших писателей, показать правду жизни, призвать к борьбе за счастье человека, укрепить веру в его силы, вот что крепко спаяло этих пионеров художественной самодеятельности. И вы увидели «На дне» М. Горького. Полвека, стремительного бурного, полного глубоких переживаний и активного участия в событиях мирового значения, не изгладило образов, созданных коллективом актеров-любителей. Немного усилий – и перед вами встанет лукавый утешитель Лука-Краснов, телеграфист транспорта (он здравствует – низкий поклон и сердечное спасибо!). Мудрый босяк Сатин – покойный земляк наш писатель Дм. Ив. Крутиков, хищник Косталев – сам К.В. Скорупский, и другие персонажи пьесы в исполнении земляков. Не забыли, конечно, и концертов Евг. Ив. Балабановой, Ив. Мих. Анпилова, Андрея Вас. Буздыханова?»

Об этом спектакле в своей книге «Боец, гражданин, писатель» подтверждает известный белгородский краевед Борис Осыков: «На сцене Старооскольского коммерческого клуба нередко ставили платные спектакли. В самодеятельную труппу входили служащие телеграфа и железнодорожной станции, приезжающие на каникулы студенты. Дмитрия обладающего незаурядными данными артиста-любителя, охотно приняли в дружный коллектив. …По предложению Дмитрия поставили пьесу «На дне».
Далее Борис Осыков говорит о том, что сложную роль Сатина ярко и убедительно сыграл Дмитрий Крутиков. Зрители приветствовали артистов. «Спектакль удался. Несмотря на косые взгляды местных властей, его ставили несколько раз в коммерческом клубе и на подмостках общественного сада», – подводит итог сказанному автор книги о Крутикове.

🖍Для тех, кому за 70
Валентина Рождественская в молодые и зрелые годы много выступала на сцене как музыкант, давала частные уроки игры на фортепиано. В ее скромной комнатке, находящейся в подвальном помещении двухэтажного кирпичного дома, словно в клубе, собирались любители музыкального творчества. Приезжали друзья из Москвы, Харькова, Киева. Валентина Михайловна была дружна с сестрой Дмитрия Крутикова Ниной Ивановной. Вот какой любопытный эпизод вспоминает старооскольская журналистка Любовь Иваненко: «С Валентиной Михайловной Рождественской я познакомилась в 1973 году, когда мне, начинающему журналисту, корреспонденту районной газеты «Путь Октября», она позвонила и попросила сделать сообщение о выходе повести «Уроки конспирации», рассказывающей о Ленине. Автором книги была подруга Валентины Михайловны Нина Ивановна Крутикова, сестра известного писателя Дмитрия Крутикова, кандидат исторических наук, работавшая научным сотрудником в Москве в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Я позвонила в дверь, но долго не открывали. Потом появилась невысокая благородная старушка, двигавшая перед собой стул. Тогда я догадалась, что задержка неслучайна – Валентине Михайловне из-за проблем с ногами нелегко было перемещаться по дому.
Она передала книгу, на которую я потом написала небольшую рецензию. Редактор Александр Кепов сильно сократил материал, поэтому, думаю, заметка прошла почти незамеченной читателями. Но Валентина Михайловна Рождественская была благодарна.

Тогда я также узнала, что Валентина Михайловна каждый день с утра садится за стол и записывает свои воспоминания. Что это были за бесценные заметки, я могла судить по публикациям, с которыми познакомилась, листая давние подшивки газеты. Помню, одна называлась «Нижняя площадь». Воспоминания старожила о дореволюционном Старом Осколе были написаны таким «вкусным» и образным языком, что я до сих пор ощущаю живой пульс и бурление ярмарки с ее зазывалами, скрипом телег, торжественным звоном колокольни Богоявленского собора, заглушавшем перебранками торговцев и покупателей. Читала и наслаждалась текстом, в котором, благодаря таланту автора-рассказчика, явственно ощущала сладкий, притягательный аромат еды, терпкий запах конской попоны, смешанный с забористым самосадом и ядреным дегтем. Словом, прониклась духом эпохи, живое воображение заставило перенестись более чем на семидесятилетие назад.

Валентина Михайловна в свои 80 с лишним, несмотря на старческую немощь, была молода душой и выглядела оптимистичным и жизнерадостным человеком. Жила она в однокомнатной квартирке в доме на улице Володарского, рядом с семьей брата. Комната вся была уставлена шкафами с книгами, и здесь каким-то немыслимым образом вмещалось и фортепиано. Крохотная квартирка стала центром притяжения для друзей Валентины Михайловны.
В редакционной суете я не догадалась завязать с хозяйкой более тесное знакомство, но все-таки однажды напросилась посетить ее клуб. Узнав, сколько мне лет, Валентина Михайловна шутливо возразила: «Что ты, милочка, мы принимаем тех, кому за 70». Я тогда отшутилась: «Надеюсь, доживу?» От Валентины Михайловны я узнала, что в ее маленькой квартире собирались представители местной интеллигенции почтенных лет. Несмотря на возраст, они играли на фортепиано и других музыкальных инструментах, сочиняли и декламировали стихи. Валентина Михайловна, дочь старооскольского священнослужителя, сама прекрасная пианистка, собирала у себя единомышленников – педагогов, врачей, деятелей культуры. А сохраняли они культурные традиции своей молодости с музицированием, игрой в фанты. Сберегали неповторимую целомудренную и душевную атмосферу, которую могла создавать и блюсти истинная старооскольская интеллигенция».

🖍Музыкальное приношение
По воспоминаниям учеников Валентины Михайловны, она была для них образцовым преподавателем русского языка и литературы, высококультурным педагогом, благотворно влияющим на детские умы и души. Благодарную память о Валентине Михайловне как человеке и музыканте сохранила ее ученица Анна Евгеньевна Чечнева, заслуженный работник культуры Российской федерации, дочь Валентины Ивановой, режиссера некогда знаменитого Старооскольского народного кукольного театра. Благодаря Анне Евгеньевне, на протяжении уже более четверти века на базе музыкальной школы №3 проходит и набирает обороты открытый межзональный конкурс учащихся и солистов-исполнителей, посвященный Валентине Рождественской. Анна Чечнева называет конкурс музыкальным приношением своему любимому учителю.
Анна Евгеньевна сохранила несколько раритетных сборников нот для фортепиано, принадлежавших Валентине Михайловне, а также «Тургеневский ежегодник» за 2011–2012 годы. В издании Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева опубликовано стихотворение Валентины Михайловны из «Журнала для записи впечатлений», которое случайно обнаружили ученые исследователи. Оно их впечатлило своей неординарностью и тем, что «нет ни слова о самом музее, но все полно Тургеневым и его романом

🖊«Дворянское гнездо».
Дворянское гнездо. Колонны. Чаща парка.
В аллеях полусвет и липы аромат.
Беседка старая. У входа — хмеля арка.
На клумбах резеда. Газон едва примят.
Дворянское гнездо. Уют гостиной. Вечер.
Причудливость теней сплетается в узор.
Намеки первых гроз. Невысказанность речи.
И тетушки в чепце недремлющий дозор.
Дворянское гнездо. Чуть теплится лампада
В углу пред образом, где темной виден лик.
В окно глядится ночь. Чу! Песня листопада:
Боясь спугнуть ее, так робок лунный блик.
Дворянское гнездо. Грустящие затоны.
Кругом поля дремотно разлеглись.
Мерцанье звезд. Покой и полутоны.
И Лемма музыка, несущаяся ввысь.

Статью из музейного сборника дополняют воспоминания Анны Чечневой о Валентине Рождественской.
Дети известного своей пасторской и благотворительной деятельностью настоятеля храма Ахтырской Божией Матери Михаила Рождественского – сыновья Николай, Дмитрий и дочь Валентина – оставили заметный след в культурной жизни Старого Оскола.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.