Новости Оскола » Blog Archives » «Глаз в будущее»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Глаз в будущее»

28.04.2023


Впервые произведение, отражающее «марш передового отряда пролетарской молодежи», было опубликовано в журнале «Леф» (Левый фронт искусства) №4 за 1924 год, ответственным редактором которого и был Маяковский.
Двери в славу –
двери узкие,
но как бы ни были они узки́,
навсегда войдете
вы,
кто в Курске
добывал
железные куски.

Так провидчески поэт отозвался на эпохальное событие, расценив его как триумфальное шествие советской власти к победе мирового коммунизма. На наш взгляд, именно Маяковский открыл если не дверь, то широкую форточку, в которую, словно буйный ветер, ворвался литературный почин прославления социалистического труда, столь вдохновляющий последователей поэта при освещении темы «Освоение богатств КМА». Афоризм Маяковского «Двери в славу – двери узкие..» до сих пор востребован и злободневен.

🖍КМА в стихах и очерках
Несомненно, в своих философских, пафосных, новаторских агитационно-пропагандистских посылах поэмы Маяковский стал своеобразным законодателем моды в описании людей, занятых грандиозной созидательной работой на КМА, представителей передового отряда советского пролетариата и народной интеллигенции.

Характерный тому пример – творчество строоскольского поэта Ивана Вензы, публикации которого можно встретить в газете «Путь Октября» 1930-х годов. За неимением источника цитирую по своей собственной книге «Имя им созидатели», вышедшей в 2017 году. Очерк «За третью металлобазу», рассказывающий о планах строительства металлургического завода на КМА в 1930-е годы, начинается такими словами:

Где печенег
Замыливал коней,
Где пласт земли
Был кровью мазан,
Рождается
В расцвете дней
Металлургическая третья база.

Множество журналистских публикаций, а также поэтических и прозаических произведений литераторов посвящено разным периодам освоения КМА. Отметим в свое время самые популярные, известные не только исследователям литературы и профессиональным критикам.
Пальму первенства и по хронологии, и по значимости творчества можно с уверенностью отдать Дмитрию Ивановичу Крутикову (1892-1932). Здесь мы, прежде всего, имеем в виду серию статей и очерков писателя, которые он начал публиковать в старооскольской районной газете «Путь Октября». Вот как говорит об этом важном для нас литературном событии автор книги о Крутикове Борис Осыков. «8 января 1931 года «Путь Октября» дает аншлаг на всю полосу: «Мы еще не знаем наших недр». Под ним мельче: «База разведывательных работ Курской аномалии перенесена в Старый Оскол» и ниже: «С сегодняшнего дня мы начинаем печатать серию очерков, посвященных Курской аномалии», и опять броский заголовок: Д. Крутиков. «Брат Урала». Борис Осыков дает читателю и представление о названных публикациях: «Корреспонденции Крутикова не были описательными, носили активный, действенный характер. На строительстве шахты плохо с питанием, и в очередном газетном выступлении он бьет тревогу. Местные организации управления «Союзтранс» медлят с предоставлением лошадей, механические мастерские втридорога, не считаясь с государственным тарифом, берут за заказы горняков, и писатель резко, на полный голос бичует недостатки виновных». По словам Осыкова, уже чувствуя приближение кончины, писатель подозвал свою сестру – Нину Ивановну, и «попросил сообщить в Старый Оскол: гонорар за очерки в «Пути Октября» перечислить в фонд строительства самолета «Староосколец».

🖍Признавались в любви
Белгородским журналистом и писателем, большая часть творчества которого посвящена КМА, исследователи считают Федора Певнева (1912-1979). Материал для своих художественных произведений он начал копить еще будучи первым комсоргом шахты имени академика И. М. Губкина и рабочим корреспондентом многотиражной газеты «За третью металлобазу СССР». И вполне справедливо утверждение, что главными книгами в творческом наследии Певнева стали романы «Во глубине России», «Осенние костры».

В предисловии к упомянутому роману, изданному в Белгороде в 2001 году, сам Федор Павлович писал: «Ныне в тех местах, о которых повествует моя книга, развернулись грандиозные работы: построены карьеры – Лебединский и Стойленский, вырос город Губкин, возведен первый на КМА гигант тяжелой индустрии, Оскольский электрометаллургический комбинат, а возле Старого Оскола новый город, в нем будет жить двести тысяч человек. Теперешним строителям на КМА небезынтересно узнать, как жили и работали первооткрыватели КМА в суровые, неповторимые двадцатые и тридцатые годы, о чем рассказано в книге «Во глубине России».

Интересный факт в этой связи мы обнаружили в газете «Рудный край» №24(3018) за 1963 год – органе Белгородского обкома КПСС и облисполкома Совета депутатов трудящихся для городов Губкина и Старого Оскола. В очерке В. Павлова под названием «Солдат на железной земле» рассказывается о ветеране КМА, бывшем главном геологе «КМАстроя» Сергее Федоровиче Борисове. Автор говорит о том, что к знаменитому геологу обращались за советом или консультацией многие творческие люди, журналисты, писатели, деятели кино, создающие произведения о людях КМА. Федор Певнев был в их числе, и в газетном очерке есть упоминание о его творческой манере – добросовестного, нелегкомысленного по отношению к слову и факту писателя: «Писатель Ф. Певнев, в недавнем прошлом – секретарь комсомольской организации первой на КМА шахты, рукопись своего романа «Во глубине России» прежде всего показал Сергею Федоровичу».

Традицию изображения людей КМА, заложенную Певневым, продолжил в своем романе «Взрыв» член Союза писателей СССР Александр Васильев (1920-1995). Это произведение было издано родственниками писателя ограниченным тиражом, поэтому малоизвестно.

Но и, естественно, о родном крае не могли не писать поэты. Пожалуй, наиболее поэтически ёмко отразил особенность земли Белгородской член Союза писателей СССР Владимир Михалев. Многим старооскольцам и губкинцам известно его стихотворение «Мой край»:
Хмельные ветры рожь колышут,

Короча стиснута в садах.
Встают у Яковлево вышки,
Дробится в Губкине руда.
Гремит состав за дальней рощей.
Руду,
цемент,
зерно
давай!
Мой край –
Родная Белгородщина –
Железорудный, хлебный край!

Во втором по счету поэтическом сборнике Михалева «Хлебоцветье» опубликовано стихотворение под названием «Губкин», которое поэт посвятил коллеге Игорю Чернухину. Сюжет стихотворения таков: в составе поэтической делегации поэты «раз по пять читали на день» стихи строителям, горнякам, «и люди в жестких робах» им аплодировали, чем автор не может не гордиться. Губкинскому краю признается в любви в своих поэтических сборниках сотрудник НИИКМА Юрий Шкутта. Профессию металлургов прославлял работник ОЭМК Петр Рощупкин. Ему принадлежат слова:

Есть важная профессия такая:
В сталь огневую превращать руду
Простыми,
Но умелыми руками,
Крепя основу МИРУ и ТРУДУ.

В сборнике «Похеренный век» в стихотворениях «Мечтаем и верим». «Мы – строители», «От первой вешки», «ЛЭП», а также других Петр Рощупкин пишет о людях-первопроходцах – строителях ОЭМК, нового Старого Оскола, а в лице своих лирических героев в традициях Маяковского прославляет людей труда.

🖍И фильмы снимали
Стоит, пожалуй, сказать еще о том, как откликнулся на трудовые успехи людей КМА отечественный кинематограф. Многие наши земляки знают фильм «Большая руда» режиссера Василия Ордынского, в котором снимался в главной роли водителя рудовоза Евгений Урбанский. Фильм этот снят по одноименной повести писателя шестидесятника и будущего диссидента Георгия Владимова, которого критик Лев Аннинский назвал огромной мощи писателем, чья мировая слава остается незыблемой.

Но стоит вспомнить, по крайней мере, еще о двух фильмах, рассказывающих о КМА. Это весьма добротно сделанный на «Мосфильме» научно-популярный фильм с игровыми элементами по сценарию Владимира Крепса. Режиссер-постановщик картины Дмитрий Варламов, съемку осуществил оператор Константин Кузнецов. Старожилы губкинцы вспоминали, что в зале комбината «КМАруда», где в 1961 году проходила премьера, яблоку было негде упасть.

С таким же интересом теперь уже жители Старого Оскола встречали фильм «Командировка в Бонн» режиссера Сергея Колосова с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Фильм вышел в прокат под названием «Диалог», он рассказывает о разрядке международной напряженности между СССР и ФРГ, без чего было немыслимо строительство ОЭМК. Вячеслава Тихонова тепло встречали в Старом Осколе, как и Евгения Урбанского – в Губкине.
Но это уже речь об ином жанре, который также ждет своих исследователей.

Евгений ЕВСЮКОВ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.