Новости Оскола » Blog Archives » Достойны уважения
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Достойны уважения

15.02.2012

Воспоминания о чужой войне

В Губкине и Губкинском районе проживает более 300 ветеранов Афганистана. У каждого – свои воспоминания. Есть они и у Виктора Травянова – председателя Губкинского отделения Российского союза ветеранов Афганистана. Яркие эпизоды Виктор Николаевич начал отсчитывать в первый день на срочной службе в краю далёком.

С прибытием!

…21 июня 1982 года в восемь утра самолёт, взлетевший в Ростове, сел в кабульском аэропорту. Первый шаг по трапу самолёта — и сразу же ощущение, что воздух такой горячий, будто из духовки. Позже губкинец понял, что это не только воздух, жизнь здесь тоже раскалена до предела. Вновь прибывших отвели в палаточный городок невдалеке от взлётной полосы, а вскоре мимо прошла колонна бензовозов (наливников, как их называли в армии) с простреленными кабинами, без стёкол и с буксировкой. Шумная до этого компания новобранцев, увидев такое, приумолкла. Но молодость есть молодость. Посидели, гадая: куда их дальше отправят, и вернулись к разговору о городах, откуда призывались. В разговор вступил и Травянов. Сказал, что он родом из Губкина, а главной в городе считается улица Мира. И это выглядело как-то символично. Будто его направили в Афган, чтобы от взрывов, выстрелов и разрушений страна повернулась к миру. Тут Травянов добавил, что сегодня ему исполняется 19 лет, именинник он. Компания оживилась: о, надо отметить! Виктор достал из вещмешка банки с тушёнкой. Но это ж закуска, а перед закуской положено, что..? Только ни пива, ни чего покрепче не было: отцы–командиры зорко следили за этим. Ребята с юмором нашли выход из положения: налили простой воды и стали представлять её кто  шампанским, кто — коньяком. Настроение сразу поднялось. А назавтра и именинника, и «гостей» отправили, согласно разнарядке, по разным местам.

Площадь Афганистана – больше, чем вместе взятые Франция, Бельгия, Дания и Нидерланды. Наш ограниченный контингент представлен был в 14 провинциях этой гористо-пустынной страны. Так что встречаться с теми, с кем отмечал в Кабуле свое 19-летие, Травянову почти не приходилось. Зато в другом повезло: из Белгородской области в этот призыв пришло обширное пополнение, и с земляками виделся так часто, что офицер, с которым доводилось бывать в поездках, завистливо заметил: «Везет же некоторым! Вроде из небольшого городка приехал, а земляков – полно. А я из города почти что миллионника, и пока своих не видал».

Боль и надежда

Травянов, получив водительские права еще в ДОСААФ, стал шофером в батальоне связи. А «точки» у связистов находились не всегда «в трех шагах». Иной раз добирался с такими историями, что расскажи кому на «гражданке» – не поверят. Дорога в горах такая: слева – стеной нависает скала, справа — ущелье, где на дне тонкой ниточкой серебрится река, а если появится человек, то покажется меньше муравья. На ровной местности свои особенности: всюду — обгоревший, искорёженный металл, бывший до боя танком или иной техникой. Если на горной дороге что-то не подлежит восстановлению и мешает движению, — это сбрасывается вниз, поэтому в долине «памятные знаки» грудились на обочине. Ветеран военных действий в Афганистане вспоминает, что если возникала нужда в ремонте, старались устранить неисправность прямо здесь, в пути. К жилищам людей не спешили – опасно было в кишлаках. И дело не только в том, что среди жителей могли оказаться душманы. Была и другая опасность – дети. Едва транспорт останавливался, к нему тут же бросалась толпа с отвёртками. Дети и подростки окружали автомобиль и, едва водитель отвлекался, вмиг лишали технику того, что получалось отвинтить. «Добыча» могла пригодиться в хозяйстве, а то и на обмен, продажу шла. Приходилось солдатам выходить с автоматом и грозно кричать, чтобы не безобразничали. Кстати, именно поэтому многие по ходу дела изучали язык дари – его понимали многие здешние племена. А среди офицеров были и те, кто владел здешней письменностью. Иногда эти знания спасали жизни. Положим, аборигены из тех, что были против душманов, могли подбросить нашим записку с предупреждением о засаде или другой опасности.

Но были в Афганистане и такие забытые Богом места, что местное население о войне и не знало, поэтому на советских солдат смотрели как на инопланетян. Кормились аборигены натуральным хозяйством, и от селений своих никогда не отрывались. Набредая на такие места, солдаты только головой качали: настоящее Средневековье!

Печальные итоги

Травянов и его товарищи ни на минуту не забывали, что опасность может подстерегать за каждым камнем, каждым домом, каждым кустом. Виктор Николаевич помнит, как иногда хотелось протянуть руку к сочным виноградным гроздьям, коих было множество на плантациях, но никто из солдат даже под страхом лютой жажды не приближался к виноградникам. Знали: это та самая «зелёнка», откуда могли ударить пулемёты, гранатомёты. А жажду… жажду лучше утолить из фляжки. Конечно, содержимое – не родниковая вода, а отвар верблюжьей колючки, но пить после него на самом деле не хотелось. Заканчивалась еда — обед добывали из того, что под руку попадется: дикобраз, так дикобраз, змея, так змея. Для этого специально проходили инструктаж по форс-мажорной «кулинарии».

Там, где наши войска находились довольно долгое время, афганцы убеждались, что шурави (так звали наших воинов на территории ДРА) не захватчики. Но и вражеская пропаганда «не спала»: постоянно выходили глянцевые журналы с фотографиями громил в «советском» обмундировании, отрезающих головы афганцам. И кто из местных разбирал, что это «агитка», кто выяснял происхождение этих журналов? Поэтому стоило ли удивляться, что мирные намерения помочь дружественной для СССР стране разбивались о волны ненависти?

Сегодня в Афганистане наших войск нет. Их вывели 15 февраля 1989 года. Сегодня там хозяйничают американцы. И вот что интересно, сравнивая прежнее время и нынешнее, сами афганцы говорят: «Русские с нами дрались, но честно, встречались глаза в глаза. И за это мы их уважали. А тех, кто разбомбит и улетает, не за что уважать».

…За десять лет войны в Афганистане погибло 14 427 воинов, исполнявших интернациональный долг. Еще 576 человек потеряло КГБ, и 28 – МВД.

Валерий Телегин

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.