Новости Оскола » Blog Archives » не лишние люди
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

не лишние люди

21.03.2012

Работа для инвалидов: миф, или реальность?

В прошлом номере мы писали о том, могут ли устроиться на работу старооскольцы – инвалиды, и как работает в городе программа по трудоустройству этой категории населения. Даже в теории дела с занятостью шли не очень (всего 20 человек в год может «пристроить» Центр занятости). Как дела обстоят на практике расскажут оскольчане, столкнувшиеся с этой проблемой воочию. Оба они сироты и оба инвалиды.

С Денисом Курмаевым я познакомилась в прошлом году на выставке «Котовасия». От других посетителей его отличала только палочка в руках да слишком неторопливое передвижение от экспоната к экспонату. Разговорились, и молодой человек посетовал, что он уже много лет не может найти работу – для инвалидов ее в городе нет. Получив задание редакции написать о трудоустройстве инвалидов, я вспомнила про него, позвонила, и, к своему удивлению, услышала: «Знаете, а я работаю». Кем? У кого? На каких условиях? – вопросы одолевали, но рассказ свой Денис начал издалека.
Оказалось, он – инвалид детства, уже 12 лет имеет вторую группу. Пожизненно. После девятого класса Денис поступил на правовое отделение кооперативного техникума. Окончил его с отличием. Но тогда учебу оплачивал спонсор. После техникума хотел продолжить учебу в Белгороде, но другого человека или предприятия, готового профинансировать обучение инвалида не нашлось, и с мечтой получить высшее юридическое образование пришлось расстаться.
За время учебы в техникуме молодой человек хорошо изучил компьютер, но «корочку» об этом учебное заведение не давало. Пришлось парню окончить специальные курсы. Устроиться на работу юристом было нереально (везде спрашивали высшее образование, опыт работы и не желали связываться с инвалидом). И Денис стал давать объявления о том, что ищет работу на компьютере. И надо сказать, что работодатели на них откликались, но как только узнавали, что у парня вторая группа инвалидности, отвечали дежурной фразой «мы вам перезвоним». Само собой, не перезванивали.
— Я тогда уже почти отчаялся, — вспоминает Денис,- работы нет, будущего тоже не видно. Чувствовал себя совершенно никчемным и никому не нужным. Это, поверьте, очень страшное чувство.
Случайно в поликлинике он разговорился с женщиной, которая посоветовала молодому человеку стать на учет в Центре занятости. Денис обратился туда, стал регулярно проходить перерегистрацию. Были и вакансии по его специальности, но то требовался человек с высшим образованием, то до работы добираться нужно было далеко. А надо заметить, что если работодатель берет инвалида на работу, он должен организовать и его доставку на рабочее место и обратно. То есть нанять водителя, оплачивать бензин. Понятно, что «лишние» проблемы работодателям не нужны. Вот и остаются образованные, вполне трудоспособные люди, которые хотят и могут работать, не у дел. Клеймо «инвалидность» делает их невостребованными. Но Денису, одному из многих, повезло. В октябре прошлого года в Центре занятости ему сказали, что есть предприниматель — женщина, которая будет устанавливать систему навигации в свои маршрутки. И ей нужен человек, который бы следил за передвижением автобусов. Узнав, что у Дениса проблемы с опорно-двигательным аппаратом и он – инвалид, предприниматель, а им оказалась Валентина Поданева, не испугалась, а оборудовала у него дома рабочее место: приобрела новый монитор и ноутбук.
-Я хочу взять на работу еще двух инвалидов,- говорит Валентина Алексеевна.- Хочется людям делать добро. В администрации пообещали помочь с помещением, чтобы разместить их всех в одном месте. Со временем организую доставку инвалидов на работу и с работы, чтобы они не чувствовали себя оторванными от общества. И пусть себе работают.
В данном случае в выигрыше оказались оба. Денис доволен, что получил работу, а предприниматель, что хорошего работника.
— Вообще инвалиду на работу устроиться очень сложно,- считает Денис, — самому практически невозможно. Только если через Центр занятости. Хотя есть такая работа, которую люди с ограниченными возможностями могли бы делать. Например, набор текстов. Есть организации, где подобной работы хватает. Но не проработан вопрос доставки инвалидов–опорников или колясочников на рабочее место. Я знаю инвалидов, которые Интернет — сайтами занимаются, дизайном, которые хотят работать, но предложений нет, они не востребованы. И вынуждены «вариться» в собственном котле, выживать, кто как может.
Другой староосколец (назовем его Юрий) тоже инвалид детства. Сейчас ему 36. После школы успел окончить училище в Губкине. В 20 лет получил вторую нерабочую группу инвалидности по неврологическому заболеванию. Устроиться на работу и с такой группой пытался, но везде получал вежливый отказ — не положено по закону. Живет на пенсию по инвалидности. Чтобы не пропасть со скуки занимается самообразованием, пытается создать свой сайт, является активным пользователем. Говорит, что очень сложно без общения, страшно осознавать, что ты никому не нужен. Ни работодателям до тебя нет дела, ни государству.

Лариса АЛЕКСАНДРОВА

Рубрики: Городское   |   Наверх

Обсуждение закрыто.