Хуже, но дороже
27.08.2024
— Подтвердить эту информацию я не могу, потому что официального уведомления о повышении тарифа в администрацию пока не поступало. Но знаю, что этот вопрос действительно рассматривается, поскольку себестоимость пассажирских перевозок возросла, – прокомментировал тогда Андрей Чесноков.
🖍Довольных нет
Затем периодически в соцсетях появлялась информация о грядущем повышении, за которой следовало либо опровержение, либо просто удаление новости. И до поры до времени стоимость не поднимали, но на днях стало известно, что с 1 сентября цена увеличится сразу на 10 рублей. В итоге проезд в Старом Осколе станет самым дорогим в Белгородской области — 32 рубля при оплате картой и 35 рублей, если платишь наличными. Людям ничего не объясняют, а просто ставят перед фактом. Перевозчики настаивают на этом, ссылаясь на растущие цены на топливо и расходные материалы. Водители увольняются, цены на топливо растут, часть автобусов простаивает из-за отсутствия денег на ремонт. Рейсов стало меньше: если в 2021 году их было 2 650 в день, то сегодня – лишь 1 637. Стандартные формулировки обоснования повышения оплаты за проезд – «давно не повышали», «цены на топливо выросли на 15-20%», «возим в убыток» и все примерно в таком же роде. Эти аргументы не убеждают. Да, за несколько лет выросли цены на топливо и запчасти. Да, заработки перевозчиков упали из-за снижения пассажиропотока на фоне оперативной обстановки, но ведь и у остальной части населения доходы не стали больше! Неудивительно, что это вызывает недовольство населения. Особенно когда тариф растёт, а сервис – нет.
Новые цены на проезд очень не понравились жителям города. Своим мнением они делятся в комментариях в социальных сетях.
— Жить стало тошно. В магазин зайти противно, цены адовые и качество такое же. Еще и транспорт дорожает?
— Да сделали бы сразу 50, чтобы в день по сотке отдавать, мы же миллионеры!
— Потом будет 35 рублей независимо от типа оплаты, как уже было раньше с 23 рублями по карте и 25 рублями налом.
По комментариям видно, что жителей возмущает не только сам факт повышения тарифа, но и то, что транспортное обслуживание день ото дня становится только хуже.
— Вы сначала научитесь подавать транспорт вовремя, а уже потом тариф подымайте, а не наоборот.
— Это было бы ещё оправданно, если бы при этом повысилось качество обслуживания, но с каждым днем уехать куда-то все проблемнее! Цену на проезд поднимаете, а маршрутки будут ли ходить? Или также по часу на остановках будем летом загорать, а зимой мёрзнуть?
— До 8 утра куда-то уехать сложно, очень большие промежутки между транспортом. Автобусы «ходят стадами» по 3-4 штуки одного и того же маршрута, а потом можно по 20 минут ждать, пока кто-нибудь приедет. Вечером вообще после половины десятого автобусов на большинстве маршрутов нет. Водители говорят, что поскольку они собственники, то на маршруте могут быть тогда, когда захотят. Хорошо, что появившиеся муниципальные автобусы №52 и №53 хоть как-то спасают ситуацию. А что делать в тех районах, где они не проезжают?
— Вот сейчас «ТрансАльянс» поднимает цену за проезд на своих маршрутах. А «52» и «53» будут ездить с билетиками по 25 рублей или найдут «объективные» причины, чтобы тоже поднять?
🖍Кто во что горазд
Когда-то во всех советских городах ездили одинаковые жёлтые «Икарусы». При плановой экономике они закупались централизованно. А потом началась неразбериха. Каждый регион сам решал свои транспортные проблемы. В Старом Осколе в свое время полностью отдали перевозки частникам и до сих пор живут в диком рынке 1990‑х. Частник выходит и сходит с маршрута тогда, когда посчитает нужным для себя. Состояние многих автобусов тоже вызывает негодование. Многие жители маршрутки называют «сараями на колёсах», в которые невозможно зайти с сумкой или коляской. Ведь это не дело, когда колени сидящего упираются в колени соседа напротив или, чтобы кому-то выйти, нужно высадить почти всех пассажиров. На их фоне московские низкопольные автобусы и трамваи с кондиционером, электронным табло и возможностью зарядить мобильник выглядят картинкой из будущего.
— Цены задираете? Соответственно и условия проезда в ваших маршрутках стоит пересмотреть! Утром пассажиров «набивают», как селёдку в бочку. Чтобы одному выйти, нужно выйти всем стоящим пассажирам, а на это теряется ценное утреннее время.
— В Воронеже транспорт дешевле и «плечи маршрутов» больше. Может, на выход попросить данную компанию «ТрансАльянс» с рынка? Не пора ли вам, ребята, место освободить? Найдите замену фирме, которая себя уже изжила!
— Прошу обратить внимание на маршрут №34, в котором утром невозможно уехать. В час пик многие остаются ждать следующего автобуса, лишь бы дети смогли уехать в школу. Это просто ужасно! Нередко приходится ходить пешком до ИЖС «Научный центр», а это зимой не так легко.
С пригородными маршрутами дело обстоит еще хуже. Автобусы пригородного транспорта уже рассыпаются. И иногда складывается полное ощущение, что эти машины двигаются только с помощью молитв пассажиров и водителя. В один из зимних дней маршрутка не смогла продолжить своё движение от остановки Олимпийский. Водитель безуспешно пытался реанимировать автомобиль в течение 40 минут. Все это время пассажиры мерзли в ожидании чуда. Маршрут №116, тоже «ПАЗик» — в 9 утра постоянно переполнен. Люди просят остановиться и выйти подышать воздухом, иногда от духоты теряют сознание. А в морозную погоду автобус неоднократно в дороге глох. На замену ему ничего не приезжает. В час пик вместо бедного вышеупомянутого автобуса №116 периодически приезжает маленькая «ГАЗель», в которой люди вдавливаются во все поверхности, кто-то едет на одной ноге, кто-то висит на одной руке. На маршрут №569 выпускают «ГАЗель», которая в 8 утра постоянно переполнена. Давка просто нереальная! Интересно ли это «ТрансАльянсу»? Если только с точки зрения повышения стоимости за проезд. С 1 сентября на пригородных маршрутах за пределами Старого Оскола стоимость за 1 км пути будет составлять 3 рубля 52 копейки при безналичной оплате и 3 рубля 85 копеек при оплате наличными.
🖍Пойдем пешком?
На фоне новости о повышении стоимости за проезд в автобусах, прилетела другая, не менее тревожная, о возможном упразднении важного для старооскольцев транспорта — трамвая. Опасения у людей были и раньше, но на этот раз они подтверждаются информацией с портала «Госзакупки» на строительство автобусных остановок на магистрали 1-1, вдоль которой ходит трамвай. А теперь решите задачку: сколько будет стоить проезд автобусом на работу, если от «Были» до ОЭМК расстояние 20,6 км?
Практически во всем цивилизованном мире общественный транспорт является убыточным. Только в Азии с ее уникальной плотностью населения, высоким уровнем доходов, жесточайшей регулировкой автомобилизации населения и очень активным заработком на непрофильных активах (в Гонконге, к примеру, многие станции метро изначально строились как торговые центры) операторы общественного транспорта выходят в плюс без посторонней помощи. В остальном мире общественный транспорт себя не окупает.
Мы в этом вопросе ни в чем не отличаемся от остального мира: наш общественный транспорт также убыточен в своей массе. Хотя, конечно, возникает вопрос о том, почему маршрутчики годами работают на маршрутах, если они им в убыток? Но тут можно вспомнить и наличный расчет с отсутствием контроля числа проданных билетов, и черную зарплату водителей, и, как следствие, экономию на налогах, расходах на техническое и медицинское обслуживание и прочее. Были времена, когда непопулярные решения о росте цены билетов должны были принять и утвердить депутаты местного Совета. Сейчас все гораздо проще, но от этого не легче. Пока же все упорно идет к тому, что будем ходить пешком. Может, здоровее будем и ближе к природе…
Марина ЯСКОРСКАЯ
Комментариев пока нет.