Традиции в куклах
24.10.2024
🖍Национальный колорит
Нынешняя экспозиция отличается от предыдущих. На этот раз взору старооскольцев представлены куколки, которые приехали из Казани. За стеклянными витринами как одиночные татарочки, так и целые композиции. Среди них много семейных — мама с ребенком, коллекция «Сельские жители», куклы «Эби и бабай» (бабушка и дедушка) и другие интересные работы. В последней, к примеру, представлены старейшины семейного рода, одетые в традиционном стиле. Удивительны городская и сельская татарки. По костюму в старые времена можно было определить достаток. Одни барышни одевались в платья из дорогой жаккардовой ткани, другие носили одежду из обыкновенного ситца. Многие экспонаты – из частных коллекций мастера: бабушкин платок, нагрудное украшение, обувь, рушники…
— Это очень трогательно, все бережно передано для того, чтобы мы могли увидеть и оценить, — говорит Елена Ислентьева, организатор выставки и коллега Альбины Нурутдиновой, с которой познакомилась во время мастер-класса «Кукла на бумажной основе» на фестивале лоскутного шитья «Душа России» в 2016 году в Суздале.
Представлены на выставке и работы реконструкции элементов костюма, выполненные Альбиной, к примеру – калфак, самый популярный головной убор татарок. На голове закреплялся с помощью специальной ленты – повязки с концом конусообразной формы с кисточками. Калфак замужней женщины более сложной формы и имел больше цветов. Также он должен был прикрывать не только голову, но и шею, плечи, спину замужней татарки. Шили из дорогого бархата, парчи. Украшали вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.
— Мастерство художника демонстрируется не только на куклах, но в изделиях, которые мастерица сама носит на различных мероприятиях, посвященных национальному костюму, — говорит Елена Ислентьева.
🖍Мир традиционного костюма
Мастер погружает в красивый мир традиционного костюма, соединяя художественное прошлое народа с настоящим и будущим. Зрители могу увидеть уникальную коллекцию этнографических групп татар XIX — начала XX веков. Работы изготовлены по заказу татарского ресурсного центра. Многие из моделей создавались по экспедиционным работам института языка, литературы и искусств.
Елена Ислентьева напомнила, что Россия – многонациональная страна. Впервые на нашей площадке так широко представлен рассказ о татарском национальном костюме. Это комплект предметов одежды. К примеру, основу костюма составляли шаровары и рубаха-платье. Штаны «с широким шагом» кроили по-особенному. Два широких отреза ткани шли на штанины, а третья полоса вшивалась между ними. У татар штаны носили как мужчины, так и женщины из-за кочевого образа жизни. Мужские рубахи конца XIX века шили из загнутого поперек полотнища, с ластовицами и без шва на плечах. Они отличались длиной до колена и большой шириной. Разрез у татарских рубах прямой. Одежда не опоясывалась. По крою женские рубахи почти не отличались от мужских, но были длиннее – почти до щиколотки. В середине XIX века состоятельные татарки могли позволить себе рубахи из легкого шелка, тонкой парчи … Незаменимым атрибутом женских рубах с традиционно глубоким грудным разрезом был нагрудник-манишка. Еще один элемент одежды – изю. Эти нагрудники были разной формы, декорировались нашивками, вышивками, монетами, бусинами и т.д. Отличалась у татар также верхняя одежда, головные уборы, обувь, ювелирные украшения. Женщины носили кольца, браслеты, накосники (чулпы) и др. По последним можно было определить достаток семьи. Украшения передавались по наследству.
У татарской одежды особенный орнамент. В приоритете – цветочно-растительные мотивы, которые мастерски перевоплощаются в узорные композиции. Все это мастер из Казани воплотила в своих работах. Они хорошо известны как в Татарстане, так и за его пределами. Альбина Нурутдинова – участник конкурсов, мастер-классов и выставок разных уровней. В этом году в рамках международной выставки-форума «Россия» в Москве на ВДНХ Министерство культуры РТ совместно с Таткультресурсцентром представило «Елку Татарстана». Работали над игрушками для зеленой красавицы мастера народных художественных промыслов республики. Куколки в национальных костюмах, выполненные Альбиной, тоже украсили елку. В январе, там же на ВДНХ, Нуртдинова провела мастер-класс «Брошь-тюльпан – символ Татарстана». Уже в июне давала мастер-классы на II Всероссийской детской Фольклориаде. Это масштабный фестиваль детского народного творчества, принявший более тысячи юных участников из 80 регионов страны – от Магадана до Калининграда, хранителей традиций, артистов детских фольклорных, хореографических, народно-певческих и инструментальных ансамблей. А теперь своим творчеством Альбина Нурутдинова поделилась и со старооскольцами.
❗Тем, кто не успел на открытие выставки, не стоит переживать. Работы талантливого мастера можно посетить до 8 ноября. Вход – свободный.
Василиса ДЕНИСОВА
Комментариев пока нет.