Новости Оскола » Blog Archives » Школа особого назначения
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Школа особого назначения

11.05.2012

Опека и усыновление – без иллюзий

В последнее время социальная реклама все настойчивее призывает нас усыновлять и удочерять «ничейных» детей. «Чужих детей не бывает!» — внушают нам. А с экранов, со страниц газет на нас доверчиво смотрят детские лица: как тут не дрогнуть сердечку, как не поддаться «души прекрасному порыву». Остановитесь! Усыновление или удочерение, опека – шаг непростой, выверенный и эмоции тут, скорее, помеха. Ведь даже к родным детям, бывает, не знаешь как подступиться, а уж к приемным… И тут на помощь тем, кто решился стать родным не родному малышу (уж простите за тавтологию) приходит служба сопровождения семей «Любовь — детям».

Под крылом любви

Под «крылом» службы — 197 опекаемых детей и 33 мальчишек и девчонок из приемных семей. Службе этой всего три года, и действует она на базе Старооскольского  реабилитационного центра для несовершеннолетних. Специалисты службы сопровождают семьи, решившие взять на воспитание некровных детей. Таких родителей называют «замещающими». Им помогают решать психологические, педагогические и  юридические проблемы, а их, поверьте, бывает немало. О том, что такая помощь жизненно необходима, говорят благодарности родителей и тот факт, что в прошлом году служба получила грант в 650 000 рублей от Московского фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За помощью к специалистам службы обращаются часто, но бывают ситуации, когда рабочий день службы закончен, а совет нужен – позарез. Для таких ситуаций создали «Мобильную социальную службу», рассчитанную на экстренные вызовы. Что чаще всего волнует опекунов и приемных родителей? Как правило, бытовые вопросы: несделанные уроки, поздние прогулки, непослушание ребенка. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию, с родителями работает психолог. Родители должны понимать, что у каждого ребенка свой, особенный характер и, увы, далеко не всегда «сахарный». Психолог выявляет истинную причину конфликта, выясняет: кто прав, кто виноват. Лариса Крухмалева – руководитель службы сопровождения семей рассказала, что очень часто проблемы с ребенком начинаются в школьном возрасте. И семьи, переживающие кризис, когда рушатся отношения, когда вину за происходящее взрослые перекладывают на приемного ребенка, находятся под пристальным вниманием службы. В таких случаях, чтобы не допустить окончательного разрыва, работают со всей семьей, включая друзей и родственников. Может быть, благодаря такой всесторонней и оперативной поддержке, случаев, когда небиологические родители отказываются от ребенка, не было. «Собственно, служба сопровождения семей «Любовь – детям» и создана, чтобы не было вторичных возвратов детей», — говорит Лариса Васильевна.

«Почемучки»

Взять неродное чадо легко только теоретически. Поэтому родители, принявшие решение усыновить или взять под опеку ребенка, проходят подготовку в Школе замещающих родителей «Мама, папа, я — счастливая семья», которая длится 1,5 месяца. Мам и пап готовят по полной программе. Ведь по сути, родители не знают об этих детях ничего. Им показывают видеоролики с выступлением врачей специалистов, рассказывают о психологии ребенка, его развитии, болезнях и их предотвращении. Бывает, заглянув в карточку ребенка, родитель может испугаться и растеряться, не зная, что делать дальше. В школе подскажут. Найдутся тут ответы и на многие другие родительские «почему»? Также мамы и папы общаются здесь друг с другом, обмениваются опытом. Один из наиболее часто задаваемых вопросов: «А если вдруг объявятся биологические родители?». По словам Ларисы Васильевны, если родители отказались от деток, маловероятно, что они будут их искать и на что-то претендовать. Как правило, отдают малышей безвозвратно.

— Конечно, приемные родители сами решают: общаться ли детям с биологическими родителями или нет. По закону приемные дети имеют право поддерживать отношения с кровными родственниками, если общение не противоречит интересам ребенка и не запрещено решением суда,  Но мы советуем не торопиться, ребенку необходимо дать возможность привыкнуть и адаптироваться в новой семье, — говорит Лариса Крухмалева.

В большинстве случаев адаптационный период недолог. Малышу, чтобы привыкнуть, хватает 2-3 месяцев. Наверное, поэтому усыновители предпочитают именно таких деток. В возрасте 13-14 лет берут реже: психика-то уже сформирована. С таким ребенком больше хлопот. И подростков приходится устраивать в приемные семьи.

Не навреди

Взяв 14-15-летнего ребенка, приемные родители наивно полагают, что он все умеет. Абсолютно неверные представления! Воспитываясь в неблагополучной семье, он может быть беспомощным, словно младенец. Психолог Елена Павловская предупреждает, что нужно быть готовым к тому, чтобы заново учить подростка всему: переходить дорогу, заправлять кровать. На этой почве чаще всего возникают конфликты. Чтобы понять, не травмируя психику ребенка, готовы ли родители принять его таким, какой он есть, существует гостевое пребывание. То есть семья берет ребенка на время. Это особенно оправдано, если в семье есть еще дети. Они должны познакомиться и принять, либо не принять «чужаков».

При передаче детей в семью психологически готовят не только родителей, но и детей. Им рассказывают, что в новой семье свой устав, свои правила, с которыми придется считаться. И все же главное — доверие. Ребенок должен почувствовать, что он, действительно, нужен. То же самое должны почувствовать и родители.

Кристина ГОДОВНИКОВА

НЕДЕТСКИЙ ВОПРОС

Усыновление или опека над детьми неродными по крови – сложный и ответственный шаг, и далеко не каждый на него отважится. Кого-то пугает «плохая наследственность», кто-то боится проблем со здоровьем усыновленных, иные считают, что если уж брать ребенка, то до трех лет, а после этого срока детей перевоспитывать сложно. Могут ли старооскольцы принять чужого ребенка?

Анатолий Попов, 75 лет, пенсионер:

— Я положительно отношусь к усыновлению. Глупости, когда люди боятся принять чужого ребенка. Мне кажется, они просто не уверены в себе.

Валентина Бондарь, 61 год, пенсионерка:

— Я могла бы взять приемного ребенка. Если бы у меня была безвыходная ситуация, я бы усыновила ребенка и, думаю, была бы хорошим опекуном для него.

Оксана Сорокина, 18 лет, студентка:

— Думаю, что смогла бы усыновить ребенка. Но поскольку это был бы уже осознанный шаг, думаю, те или иные трудности не пугали бы меня.

Галина Перова, 57 лет, пенсионерка:

— Вообще, к усыновлению отношусь положительно, но сама бы ребенка не взяла. Это большая ответственность. И все-таки генетика немного пугает.

Марина Фисенко, 28 лет, домохозяйка:

— Ну… обстоятельства ведь бывают разные. Я, наверное, смогла бы усыновить ребенка, но только маленького возраста.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.