Новости Оскола » Blog Archives » Мы — жители Уранополиса
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Мы — жители Уранополиса

16.05.2012

Почти четыре часа мы обсуждали «вечные ценности» с клириком храма Александра Невского отцом Николаем (Дубининым). Втиснуть все, о чем говорилось в формат полосы – нереально, но рассуждения о самом-самом мы все же постараемся вам передать.

Об уроках православия…

Мы поинтересовались: не повторяем ли мы дореволюционную ошибку? Насильственное изучение Божьего закона вызвало устойчивую неприязнь. Внешне страна жила по христианским канонам, а внутри вера была слаба. Об этом, кстати, еще до революции предупреждали и славянофил Хомяков, и Иоанн Кронштадтский  и Достоевский. Отец Николай убежден, что основы православия должны преподавать, во-первых, люди искренне верящие в Бога, или хотя бы уважающие веру, а во-вторых, у них должно быть специализированное образование. «Лучше ничего не сказать о Боге, чем говорить равнодушными устами. Без опыта личной веры сказанное будет ложью», — считает священник. Что касается упреков, что ученики на уроках православия почти не посещают храмы, а священники не ходят в школы, клирик развел руками: «Так ведь не зовут! В вузы – да, там я частый гость, много общаюсь с молодежью, она пытлива, ищет правды, очень доволен ею».

О рае и аде…

Интересно, что в отличие от остальных религий, в христианстве практически нет описания ни ада, ни рая. Во всей Библии можно встретить всего несколько предложений о загробной жизни. Например, апостол Павел скупо говорил о Царствии Небесном: «Был восхищен до третьего неба и+ не могу словами передать увиденное». То есть это явление такого порядка, которому не то, что в русском — человеческом языке нет аналогии! Рай нельзя описать примитивно по типу банановых плантаций, как у Свидетелей Иеговы- это состояние единения души с Творцом, в котором подлинно пребывает Бог. Ад же, напротив, максимальное отдаление от Бога. И в этом весь его ужас. Подарив человеку жизнь, Господь вручил нам приглашение в Царствие свое, пригласил быть своим чадом, но мы им не воспользовались, жили греховно, и ворота рая для нас оказались закрыты. Между душой и Богом – стена из наших грехов. И пребывание в аду – терзания души от сознания, что она лишена связи с отцом Небесным. Ад –внезапное осознание, что человек променял приглашение в вечность на суету жизни, а может и просто равнодушие к Богу. Муки ада в том, что наступает понимание: к чему звал Сам Творец, и к чему человек не захотел пойти.

О грехах…

Православие, помимо остальных, насчитывает семь смертных грехов: гордыня, блуд, убийство, воровство, чревоугодие, сребролюбие и уныние. Почему смертных? Если их не бороть, не побеждать, грехи обретают нас на плачевную участь, приводят к духовной гибели личности. Искупить грех можно покаянием и изменением образа жизни. Само слово «покаяние» переводится с греческого, как «перемена ума, мышления». Ни толстые свечи, ни механическое исполнение обрядов, а перемена жизни по заповедям Христовым будет адекватной мерой для спасения души. Не для того Христос умер на кресте, чтобы мы раз в год принесли кулич или вербу посвятить, …Убийца (а аборт – тоже убийство), отнявший чужую жизнь, пусть подарит Господу свою, обновленную, раскаянную и  этим спасется. Если же человек умер, не раскаявшись, его грехи могут отмолить родные. Ведь логика заупокойных молитв и заключается в том, чтобы отмолить грех родственников. Пусть они не были благочестивыми, но мы за них помолимся: «Прими, Господи мой труд, за труд моих родных». …Не надо думать, что Бог жесток, что перед Царствием своим ставит некий фильтр, он, скорей, будет думать: как оправдать нас, чем, как осудить. Помните, Бог есть любовь! И не забывайте, что мы – лишь гости на этой земле. Наш дом – в вечности. И поэтому мы все – жители Уранополиса (греч.) – города неба.

О Библии…

Библия неоднократно переводилась и переписывалась: можно ли ей доверять, если присутствует «человеческий фактор»? Могли появиться соблазны подправить Книгу, как правят исторические события в угоду правителям. Отец Николай долго рассказывал, какими методами выявлялась истинность Библии, и сколько было подтверждений того, что все, написанное там – правда (одно из доказательств современности – кумранские свитки 4 века до н.э., найденные в 20 веке). Если в двух словах: подлинность и правдивость Библии подтверждена не субъективно, а с научной точки зрения. На сегодня миру известно более 2200 древнейших фрагментов и отрывков Библии, найденных в самых разных уголках света, при сличении которых не находят разночтений! Этот феномен в науке о древних текстах – текстологии – так и назван: «феномен Библии».

О вере…

Часто произносят фразу «У меня Господь в душе, и посредники в виде церкви не нужны». Может ли быть вера «в душе»? «Думаю, эта фраза самая опасная для души, –говорит священник. — Она успокаивает совесть, человек может вообще не молиться и не жить по Божиим нормам и заповедям жизни, и думать, что Бог у него в душе. Один святой сказал: «Не обманывайтесь – вера без дел, мертва!» И если нет реальной жизни по Божиим заповедям, нет молитвы, нет покаяния – такая вера мертва, бесплодна. Человек, не признающий причастие и исповедь, отрицает и то, что Христос сделал для нас. Он обесценивает страдания Христа на кресте. Для него Христос как бы не приходил и не умирал на кресте. Может ли быть истинная вера без этого?»

О Боге…

Отец Николай рассказал, что посещая квартиры, он видит в них разные иконы, но иногда  нет главной – Христа. У людей складывается впечатление, что святые, как и врачи, каждый имеет свою узкую специализацию: Николай Чудотворец помогает тем, кто в пути, к Матронушке идут бездетные… Но ведь и Матронушка, и Николай верили в Бога и Сына его, поклонялись им. Почему же у нас Господа и Христа заменяют лики святых? Мы и в церковь, заметьте, ходим порой не к Богу, а к «угодничку», к «блаженной»… Но не могут быть святые ВМЕСТО Бога, только ВМЕСТЕ с ним.

О богатстве…

Есть расхожая фраза о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай. Почему православие так нетерпимо к обеспеченным? «Вовсе нет, — ответил Николай Дубинин. – Для Бога и церкви и богатые, и бедные – все равны. Если только не страдают сребролюбием. Бывает ведь, что бедный трясется над своим, пусть даже ненужным скарбом, а богатый, порой, отдает все в пользу неимущих. Главное не то: богат ты или беден, важно, чтобы деньги не поработили душу. Что касается верблюда и иглы… Эта фраза вырвана из контекста и означает вот что… В древнем Иерусалиме в стене были узкие ворота, даже не ворота – щель, через которые можно было попасть на базар. И верблюдам с поклажей, чтобы оказаться по ту сторону стены, приходилось протискиваться сквозь эту щель, в народе называвшуюся «игольным ухом», а буквально становиться на колени. И богатый может попасть в рай, показав свое смирение, встав на колени перед Богом. Вот и все. Христос говорит: где богатство ваше, там и сердце ваше. Вот что главное».

Три воли…

Права ли другая поговорка, утверждающая: что Бог не делает – все к лучшему? По мнению священника, лишь отчасти.

В мире не только воля Бога есть, но и воля диавола, и воля человека. …Иногда спрашивают: почему Бог не спас того или иного человека? А просим ли мы Его об этом… Почему же Господь должен защищать, если Он нам не нужен? Аналогичный вопрос задали священнику в Америке по поводу 11 сентября, когда самолет врезался в башни-близнецы. США — страна, где царствуют пороки. Гомосексуализм, запрет на слова «Христос», «Рождество» в школах, однополые браки, наркотики – люди, опомнитесь, вы сами гоните от себя Христа! И он, по «многочисленным просьбам» уходит из жизни этого народа. Но свято место пусто не бывает, и вместо воли Господа приходят иные силы – темные. Стоит ли удивляться, что обрушиваются «33 несчастья»? …Что же касается фразы «без воли Божьей ни один волос не упадет с головы», то она тоже вырвана из контекста и означает лишь, что ничто не проходит мимо Бога, он все «видит, все замечает», образно — даже падение волос. И страдания человека обязательно зачтутся.

Про лавочки…

Почему в католической церкви для верующих установлены лавочки, а у нас приходится стоять? Когда мысли заняты телесными неудобствами, о спасении души думаешь гораздо меньше. На это клирик ответил, что к Богу мы приходим каяться в грехах. Ведь даже в кабинете начальника мы, как правило, стоим, выражая почтение. А уж когда просим прощения за грехи, нужно проявить смирение и перетерпеть неудобства.

Про аборты…

В попытках отговорить женщин от абортов постоянно наблюдаю такую картину: заходят беременные в молитвенную комнату (они есть при больницах, ред.), крестятся, плачут и …идут убивать свое дитя. Спрашивается: если идете на аборт, зачем лицемерить? Зачем, идя к сатане, еще и бога за руку хватать? У нас три «кита» абортов. Самое частое объяснение детоумерщвлению: мне сейчас ребенок не нужен. Не менее «популярны» такие мотивации: моя жизнь пострадает и мне он будет мешать. Видимо, тут два фактора — эгоизм и отношение к младенцу в утробе, как к «комку слизи». Последнее — очень опасное заблуждение шлейфом тянется еще с советских времен.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.