Новости Оскола » Blog Archives » Сократить места, поднять цену!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Сократить места, поднять цену!

31.05.2012

Обучение подорожает, а количество бюджетных мест уменьшится

Назначение нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова началось со скандального заявления о том, что в России необходимо сокращать не вузы, а бюджетные места в них. «Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест», — заявил Ливанов. Но к этому сюрпризу добавился еще один – плата за обучение на коммерческой основе может вырасти в разы и достигнуть планки в 112 000 рублей. Вполне вероятно, что высшее образование перестанет быть массовым и доступным.

Евгений Таранцев — студент группы ПИ-09 МИСиС уже сейчас в год платит около 60 000 руб. Когда студентов предупредили, что стоимость обучения может вырасти в 2 раза, многие приуныли: такие суммы родители не потянут.

Я – база!

В платном образовании грядут серьезные перемены. Министерство образования и науки еще два года назад выпустило приказ № 1898. Его удавалось довольно долго игнорировать, но в этом году все прелести нового закона (он вступил в силу 1 января 2011 года) придется испытать на себе многим студентам и их родителям.

Если раньше вузы сами рассчитывали стоимость оплаты за обучение студентов на коммерческой основе, согласно новому документу учебные заведения обязаны установить стоимость обучения для платников не ниже суммы, которую тратит государство на обучение бюджетников по той же специальности. А эта цифра может доходить до 112 000 рублей ежегодно.

Вообще базовая стоимость обучения в ВУЗах — 60,2 тыс. рублей в год. Но если учебный процесс связан со сложным оборудованием, расходы, которые несет государство за обучение одного бюджетника, достигают 112 тысяч рублей. Само собой, что затраты на подготовку инженеров выше, чем на обучение гуманитариев. Согласно этой логике, самым затратным окажется обучение на платных технических специальностях: стать инженером, IT-шником, архитектором, актером, или фармацевтом будет доступно не каждому.

Кстати, если негосударственный (коммерческий) вуз, на который данный приказ пока не распространяется пойдет на открытие у себя бюджетных мест, ему также придется поднять стоимость обучения.

За гранью понимания

Мы поинтересовались у директора СОФ НИУ «БелГУ» Тамары Беликовой: отразится ли введение нового закона в действие на количестве студентов? Но она сказала, что пока не может прокомментировать ситуацию. Как только головной вуз разберется в ситуации и сообщит об этом, тогда и будет смысл разговаривать о последствиях закона. Что же касается других вузов, то, например, в БГТУ имени Шухова стоимость обучения будет утверждена в конце мая — начале июня. К 1 июня будет известна и цена в

БелГСХА.

Ректоры головных вузов Белгорода оказались более словоохотливыми. В интервью СМИ первый проректор БГТУ им.Шухова Николай Шаповалов сказал, что приказы не обсуждаются, и стоимость обучения в вузе хотя и окажется для многих нереальной, будет утверждена на ученом совете. Запредельные суммы за учебу могут спровоцировать отток студентов в коммерческие вузы. Аналогичная ситуация и в Белгородской сельхозакадемии им. Горина. Пока учеба в этом вузе обходится в 30-48 тысяч рублей в год, но против приказа Минобразования Министерство сельского хозяйства, являющееся учредителем вуза, тоже вряд ли пойдет. Если будет приказ: поднять стоимость обучения – ее поднимут.

«За» и «против»

Новость о том, что число студентов, обучающихся на бюджетной основе планируется сократить вдвое, взбудоражила общество. Мнения по поводу того – добро это, или зло – разделились. Одни считают такие новшества чуть ли не апокалипсисом с катастрофическими последствиями, другие — обеими руками за предложение Ливанова.

Эксперты, вставшие на сторону Министерства образования и науки, говорят, что сокращать можно и нужно! Но не одновременно, иначе это спровоцирует социальный взрыв. Разве нормальна ситуация, когда вуз готовит специалистов не по профилю? Медвузы выпускают журналистов, политехи – управленцев, аграрные вузы – юристов? Такая ситуация – сплошь и рядом. Второй момент, тоже не лишенный здравого смысла: перспективность специальностей, которые получают студенты. Перенасыщенность экономистами, юристами и менеджерами на рынке труда просто запредельна. Так зачем плодить невостребованных людей? Неэффективные затраты нужно сокращать.

Противники сокращения бюджетных мест приводит другие доводы, свидетельствующие, что от нововведения будет больше вреда, чем пользы.. В пример они приводят Скандинавию, Южную Корею, США, Германию и другие успешные страны, где высшее образование получают 80-90% выпускников школ. И это оправданно, поскольку даже рабочие специальности становятся высокотехнологичными и человек «от сохи», без фундаментального образования с новинками технического прогресса не справится.

Многие аналитики уверены, что вследствие сокращения бюджетных мест, в вузы будут поступать не те, кто жаждет получить знания, а те, у кого есть деньги. Стоит учесть и такой фактор, что сокращение студентов-бюджетников может спровоцировать рост политической активности среди учащихся и приведет к протестным настроениям.

«Лишние люди»?

Дмитрий Ливанов полагает, что инженеров в стране – избыток, а рабочих наблюдается явная нехватка. Поэтому потоки выпускников школ нужно переориентировать на училища и техникумы. Но между тем, аналитики утверждают, что не  хватает не только рабочих, но и инженеров. Особенно высококвалифицированных. Более того, об этом год назад заявил помощник президента Аркадий Дворкович: «Государство намерено вплотную заняться подготовкой инженеров и поднять престиж «технарей». Видимо, теперь приоритеты Государства поменялись, и образованные люди ему нужны в куда меньшем количестве. Да и факты о том, что государство нуждается в рабочих руках неубедительны – слишком низкие у рабочих зарплаты. Например, старооскольский центр занятости предлагает следующие перспективы рабочему человеку: электрогазосварщик – зарплата от 8800 до 18000 рублей, электрик участка – з/п 15000 рублей, электромонтер – з/п 7-18 тысяч. С учетом условий работы, понятно, что выпускники предпочтут теплое местечко какого-нибудь менеджера за те же деньги.

Кристина ГОДОВНИКОВА

КСТАТИ

Место Дмитрия Ливанова, бывшего ректора Национального исследовательского технологического университета — МИСиС займет оскольчанка Алевтина Черникова (директор старооскольского филиала МИСиС).

БУДЕМ НЕУЧАМИ?

По поводу высказываний нового министра и повышения цены на образование в вузах мы задали старооскольцам два вопроса. Нужно ли сокращать бюджетные места? И смогут ли люди ежегодно выкладывать по 112 000 рублей за образование?

Ольга Кормилицына,  63 года:

-Думаю, бюджестные места не нужно сокращать, лучше вузы. Бюджетных мест и так мало, а вузов ненужных много. Что касается оплаты, по 112 тысяч люди не смогут отдавать за учебу. Это нереальная сумма, она по силам только богатым.

Наталья Шубина, 35 лет:

— Я, конечно, совсем не приветствую решение сокращать бюджетные места. По-моему, уж лучше сократить количество вузов. А по поводу стоимости обучения в 112 тысяч рублей… Это очень и очень много! Кто сможет столько заплатить?

Нина Толмачева, 56 лет:

— Мне кажется, не стоит сокращать бюджетные места: их и так мало. …Думаю, по 112 тысяч люди не смогут платить. Сейчас многие перебиваются с хлеба на воду. Разве могут они себе позволить такие деньги выплачивать каждый год?

Лариса Монахова, 42 года:

— Бюджетные места нельзя трогать. …Если же сумма за обучение повысится, немногие смогут платить такие деньги. Ну, кто-то может быть и сможет, ну, а те, у кого по двое, трое детей – вряд ли.

В ТЕМУ

Опросив 14 студентов из разных вузов, мы попытались выяснить: собираются ли они работать по специальности и устраивает ли их качество образования? Из 14 старооскольцев шестеро планируют работать по специальности. Пятеро не хотят оставаться в профессии. Двое сказали, что пока точно не могут ответить на этот вопрос, а один респондент ответил, что его дальнейшее место работы — как получится.

Что же касается качества обучения, из 14 человек шестерых студентов оно устраивает. Четверых — нет. Еще четыре оскольчанина затруднились с ответом: в нынешней системе обучения есть и плюсы, и минусы.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

    16 комментариев на запись “Сократить места, поднять цену!”

  1. Сергей пишет:

    По мнению президента, стране не хватает квалифицированных рабочих. По мнению рабочих, стране не хватает квалифицированного президента.

  2. Buktor пишет:

    Я за повышение качества высшего образования и скорее ЗА предложенные меры сокращения бюджетных мест и повышение оплаты. Но что-то мне подсказывает что качество от этого не сильно вырастет.

  3. Александр пишет:

    Buktor, а вот скажите, сократив количество бюджетных мест, что будет достигнуто. изучите историю, уважаемый. Толстой, Ломоносов — список можно долго продолжать, они образованные люди, но никто в нашей истории из подобных людей не был богатым.
    Сократив бюджетные места, в институтах будет полная коммерциализация, будут сыночки и дочки богатеньких родителей только там учиться и кататься на лексусах да мерсах. а урод он как был он так и есть, в голове все равно ничего нет. со школ надо было начинать, ввод егэ сделал массовое отупение студентов.закончить 4 года платных обучения в вузе на бакалавре — равносильно окончанию техникума, так лучше уж пойти в тот техникум, там действительно научат работать. а грош цена будущим специалистам институтов

  4. Buktor пишет:

    Давайте сразу разделим «образование» и «корочку». Вот эта статья про корочку и про те заведения которые её выдают. К сожалению, сейчас у нас сложилась ситуация, когда высшее образование размыто мелочной жаждой наживы и продолжается это уже на протяжении 20 лет. Бешеное количество частных вузов и филиалов которые начали множится в начале 90х это машины по выкачиванию денег и не более того. Планка образования опущена ниже некуда. Проверил на собственном опыте. Выпускник ВУЗа — это в большинстве своём, неуч который просидел пять лишних лет на шее у родителей, специальности не обучен и государством не востребован.
    Очень показателен тут старенький уже фильм «На дне знаний» Специального Корреспондента (на youtube или vkontakte можно легко найти), который как раз таки очень ярко показывает всю эту неприглядную картину.

    В 60 годах (во времена расцвета науки и промышленного бума) в СССР было 400 ВУЗов и 1,5 миллиона студентов. Сейчас их у нас подсаженных на нефтяную иглу и с полумёртвой наукой 1100 ВУЗов с 7 миллионами студентов http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/education/# и это в то время когда в школе учится всего 13 миллионов человек (2010 год)!

    Давайте поднимать престиж высшего образования! Я считаю что для этого, в качестве ОДНОЙ ИЗ МЕР, необходимо существенно ограничить количество студентов. Раз этак в 10.

    ps: Лев Толстой, кстати, был далеко не бедный человек и университет бросил не доучившись.

  5. Сева пишет:

    У Виктора я прочитал дельные мысли и доказательства и поддерживаю их. Тот кто действительно будет хотеть выучится и стать специалистом в своей области, тот пусть ищет выход и я уверен сможет его найти. Как раз нам, здесь в России и не хватает таких цепких и умных людей, которые своей головой дойдут до всего, и они как раз и более всего будут потом цениться на рынке труда и зарабатывать будут соотвественно своему вкладу, а не просиживать штаны на работе. Ну а дети богатых и так выучаться — на папины деньги, конечно (хотя бывают и исключения и них, у детей богатых).

  6. Шарик пишет:

    По поводу качества обучения в передовом ВУЗе Старого Оскола, руководитель которого(московский) стал новым министром образования. Недавно к нам на работу устроился студент 3-го курса. Как можно получать образование при очном обучении и при этом работать я лично не понимаю, ретроград наверное.
    Но спич не об этом. В наставники студенту дали ветерана предпенсионного возраста. Он был в шоке! Студент не знал элементарных вещей, которые наставник, между прочим, изучал в технаре! При этом студент не бездарь и не тупица, по конспектам Александра, бережно сохраненными с начала 70-х, он (студент) вполне успешно самостоятельно подготовился к зачету на присвоение разряда по своей рабочей специальности.
    И человек, в институте которого учат студентов таким образом, стал министром! Похоже, полный капец высшему образованию в этой стране.

  7. Гарик пишет:

    Совсем в тему прочитал об образовании в Китае — http://www.gazeta.ru/science/2012/05/31_a_4607705.shtml
    Очень странное ощущение оставляет статья. Вроде бы льет воду на мельницу министру — высшая школа в Китае платная. Но насколько различается подход к сути проблемы! Наш министр говорит, что надо отменить бесплатность образования, тогда студенты начнут брать кредиты и искать работу, чтобы отдавать долги. А что в Китае? Университеты — платные, но государство обеспечивает систему стипендий и льготных кредитов, позволяющих получать специалистов, нужных государству. Нашему спецы не нужны? Кто из наших банкиров готов без гарантий государства предоставлять какие-нибуть льготы? Патриотов не наблюдается, а государство не собирается обещать ничего, не говоря уж о каких-то делах.
    Кстати, в Китае существует госпрограмма обучения студентов за границей. Их отпускают на обучение без всяких обязательств, но стимулируют возвращатся домой — после возвращенияя предоставляют работу, жильё, стартовый капитал для начала своего бизнеса. Вы что нибуть похожее у нас слышали? В результате в Китае из 1,9 млн уехавших вернулись домой больше трети! А из не вернувшихся очень многие поддерживают с родиной весьма теплые отношения, чему свидетельство постоянно появляющиеся сообщения о скандалах в свере промышленного шпионажа.

  8. Лада пишет:

    Известный анекдот.
    Встречаются два студента-отличника: MIT (Массачусетский технологический институт, 77 лауреатов нобелевки) и МГТУ (знаменитая бауманка, колыбель большей части кадров для космонавтики). Американец — меня после окончания ждут в Майкрософте, русский — если повезёт, я смогу устроится менеджером в Макдоналсе.

  9. Buktor пишет:

    Лада, анекдот уже лет 10 как не актуальный.

  10. Лада пишет:

    Может быть и так.
    У меня растет сын. Учителя на него практически махнули рукой — в 8 классе он решает задачи ЕГЭ уровня С по физике (его любимый предмет), химии,математике. Поступил в зфтш мфти, выигрывает или занимает призовыее места на городских олимпиадах по этим и еще некоторым предметам. В беседе с подругой, живущей в Москве, я «выразила озабоченность его будущим» — сможет ли он в нынешних условиях получить образование и найти работу. Она махнула рукой: не бери в голову, получит образование, приедет в столицу, здесь менеджеры всегда нужны, со временем сделает карьеру. На фига тогда ему те физика с химией?
    С тем, что надо сокращать количество липовых вузов и филиалов я согласна, но платное образование… Нам, например, (да и не только нам) его не потянуть. Что касается студенческих подработок, у меня мнение однозначное — они не мешают учебе, только если связаны с будущей профессией.
    Поэтому я посоветовала сыну засунуть свои грамоты и учебники куда подальше, и все силы бросить исключительно на изучение языков, или просто наслаждаться жизнью, чтобы потом не было мучительно обидно

  11. Сева пишет:

    Смотрю я довольно часто на этих молодых «менеджеров» в Москве (у меня там дела свои) и меня смех раздирает. Вроде институты накончали, книжки умные читают, Интернет бороздят вдоль и поперек, а у большинства ни ума, извините, большого, ни кругозора, ни даже в таком случае здоровья нету (Это есть такие молодые люди, которые много качаются — ради здоровья, конечно и это идёт в ущерб из мозговой деятельности (некогда задуматься о сложных вещах). В тягость такие типа «менеджера» фирмам столичным на самом то деле. Пользы мало. И их просто терпят — типа, ай, молодой, подрастёт, станет лучше.
    И желаю сыну Ладе поэтому заниматься больше спортом (в Москве ох как пригодится) и почаще заходить и читать и слушать (подкасты там есть, то есть передачи в записи) такие радиостанции как Эхо Москвы, Радио Свобода, Би Би Си и и голос Америки, иногда что-то интересное сообщает и пишет. Еще есть в сети телеканал «Дождь», очень рекомендую для общего развития. Втянется, тогда начнет анализировать, сравнивать и делать выводы, что как оно в жизни на самом то деле. Удач, ему в первопрестольной! Может что путного и достигнет в жизни (если стараться будет, …очень!). Я лично там когда бываю,то выкладываюсь на все 100%.

  12. Сева пишет:

    И как доказательство, Лада, что на том же Эхо Москвы, есть что почитать и для ума и для души, даю ссылку на материал, что как отец с совестью извняется за своего сына-подонка и стукача, который, кстати, и своего отца предал в свои то 30 лет. Читайте, думайте, делайте выводы…

    http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/896441-echo/

  13. Лада пишет:

    Сева, и что ему делать в столице? В менагеры-то даже успешные он не стремится. Обшаривает сайты в поисках специальностей инженерно-технических или научных на стыке математической физики, математической химии или физико-химии, чтобы потом определиться с вузом и факультетом. Но за обучение-то платить нечем! И чем ему помогут указанные сайты? «Эхо» я сама люблю. И на них, и на многих российских новостных и научно-познавательных он бывает (сугубо научные пока ему не по зубам). Я его страницы давно уже отслеживать перестала — история, особенно «забытые эпизоды», геополитика, классическая музыка, научные парадоксы, методы решения задач. На спорт сил не остается — он увлечен …баяном. Конкурсы, концерты.. Спорт — только дома и в парке пробежки. Он и не в столице выкладывается на 146%. Достаточно посмотреть на кучу книг у него перед диваном и на столе и кучу закладок в них — те же справочники и задачники (даже летом), Гете, Блок, Толстой, Булгаков, Олди, биографии музыкантов и композиторов, Ницше, сказки Вольтера …. пара справочников по экономике, Гумилев (Лев, этнолог)… (Плюс гантели, эспандер, кипа нот и баян). Но проблему нашу это не решит.

  14. Лада пишет:

    Я заканчивала филиал одного из крупных московских вузов (не в Осколе). В наше время это было серьезно. Часть курсов читали приезжие профессора из альма-матер, и чтобы сдать им экзамен надо было что-то знать, а хорошо сдать — если речь шла о пятерке — начинали гонять по всему курсу, и прошлые семестры вспоминать приходилось, и задачи позаковыристее подсовывали. Все наши «штатные преподы» вели практическую работу НИР по заказам предпрриятий и катались в головной вуз, где теоретические разработки были. Еще наше руководство с удовольствием принимало на работу ТАЛАНТЛИВЫХ «диссидентов», которые вынуждены были по некоторым соображениям уйти из столичных а также харьковских уральских или новосибирских вузов. Их лекции — это было что-то. Хоть по философии, хоть по теории надежности электронных систем или баллистике ЛА. Еще были молодые преподы недавно закончившие аспирантуру МАИ, ЛГУ, корабелки ЛИАП и т.п с отличием или близко к тому, защитившиеся. Сначала мы, студенты, (особенно девушки) думали что они — «свои люди», и халява плиз. Увы, не срабатывало. Нет, и у нас можноо было худо-бедно отучиться на троячок и получить корочку. Но уровень преподавания все же был солидный. Старшекурсников преподы привлекали к работе. Понятно, что часть расчетов и выкладок делалась для диссертации наставника, но опыт приобретался хороший. Я так работала с 3 курса. Регулярно заходила в кассу — Руководитель сдал очередной этап НИР заказчику, указал процентовку студентам — прибавка к стипендии всегда неплохо. Разработка методичек для младших курсов — еще доплата. Ближе к выпуску могли организовать практику не производственную, а в столичном ВУЗе, типа стажировки у научного руководителя. Вобщем у нас учиться было можно. И научАться чему-либо. Через несколько лет после выпуска я офигела, когда мне предложили по совместительству с основной работой прочитать пару курсов на филиале. Оказалось, что ведущие преподы уехали — кто в первопрестольную, кто за бугор. Но у меня хоть красный диплом был, и то препод из меня был не ять. А вот еще десять лет спустя на должности ассистентов, и даже преподавателей брали вчерашних выпускников этого же филиала имеющих чуть ли не тройки в дипломе. Хоть я и ностальгирую по студенческим годам и родному филиалу, но на фига этот филиал в таком виде держать? Позорняк! Кого он выпускает? Корочки? Липы?

  15. Buktor пишет:

    Лада, удачи вам и вашему сыну на непростой жизненной развилке.

  16. Старооскольский технолог пишет:

    Если не вырывать слова Ливанова из контекста, а, наоборот, развернуть тему обучения в вузе более подробно, то в перспективе все выглядит не так уж и плохо. Создается непрерывный образовательный процесс подготовки специалиста: школа-вуз-предприятие. В школе профориентация ведется не для «галочки», а с участие вуза и предприятия, что к выпускному классу уже позволяет отобрать наиболее способных учеников, которым и предоставляется возможность обучения в вузе, но не за счет родителей, а за счет предприятия, с которым будет заключен контракт. Соответственно, студентов будет столько, сколько будет заявок от предприятий. И тогда обучение за счет предприятия получается выгоднее обучения за счет бюджета, так как гарантировано трудоустройство/ И, более того, возникает вопрос о нужности обучения зас чет бюджета, если предприятия сами будут оплачивать своих специалистов…