Новости Оскола » Blog Archives » Сократить места, поднять цену!
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Сократить места, поднять цену!

31.05.2012

Обучение подорожает, а количество бюджетных мест уменьшится

Назначение нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова началось со скандального заявления о том, что в России необходимо сокращать не вузы, а бюджетные места в них. «Дело не в количестве вузов. А в том, сколько студентов там обучается за счет государства. Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест», — заявил Ливанов. Но к этому сюрпризу добавился еще один – плата за обучение на коммерческой основе может вырасти в разы и достигнуть планки в 112 000 рублей. Вполне вероятно, что высшее образование перестанет быть массовым и доступным.

Евгений Таранцев — студент группы ПИ-09 МИСиС уже сейчас в год платит около 60 000 руб. Когда студентов предупредили, что стоимость обучения может вырасти в 2 раза, многие приуныли: такие суммы родители не потянут.

Я – база!

В платном образовании грядут серьезные перемены. Министерство образования и науки еще два года назад выпустило приказ № 1898. Его удавалось довольно долго игнорировать, но в этом году все прелести нового закона (он вступил в силу 1 января 2011 года) придется испытать на себе многим студентам и их родителям.

Если раньше вузы сами рассчитывали стоимость оплаты за обучение студентов на коммерческой основе, согласно новому документу учебные заведения обязаны установить стоимость обучения для платников не ниже суммы, которую тратит государство на обучение бюджетников по той же специальности. А эта цифра может доходить до 112 000 рублей ежегодно.

Вообще базовая стоимость обучения в ВУЗах — 60,2 тыс. рублей в год. Но если учебный процесс связан со сложным оборудованием, расходы, которые несет государство за обучение одного бюджетника, достигают 112 тысяч рублей. Само собой, что затраты на подготовку инженеров выше, чем на обучение гуманитариев. Согласно этой логике, самым затратным окажется обучение на платных технических специальностях: стать инженером, IT-шником, архитектором, актером, или фармацевтом будет доступно не каждому.

Кстати, если негосударственный (коммерческий) вуз, на который данный приказ пока не распространяется пойдет на открытие у себя бюджетных мест, ему также придется поднять стоимость обучения.

За гранью понимания

Мы поинтересовались у директора СОФ НИУ «БелГУ» Тамары Беликовой: отразится ли введение нового закона в действие на количестве студентов? Но она сказала, что пока не может прокомментировать ситуацию. Как только головной вуз разберется в ситуации и сообщит об этом, тогда и будет смысл разговаривать о последствиях закона. Что же касается других вузов, то, например, в БГТУ имени Шухова стоимость обучения будет утверждена в конце мая — начале июня. К 1 июня будет известна и цена в

БелГСХА.

Ректоры головных вузов Белгорода оказались более словоохотливыми. В интервью СМИ первый проректор БГТУ им.Шухова Николай Шаповалов сказал, что приказы не обсуждаются, и стоимость обучения в вузе хотя и окажется для многих нереальной, будет утверждена на ученом совете. Запредельные суммы за учебу могут спровоцировать отток студентов в коммерческие вузы. Аналогичная ситуация и в Белгородской сельхозакадемии им. Горина. Пока учеба в этом вузе обходится в 30-48 тысяч рублей в год, но против приказа Минобразования Министерство сельского хозяйства, являющееся учредителем вуза, тоже вряд ли пойдет. Если будет приказ: поднять стоимость обучения – ее поднимут.

«За» и «против»

Новость о том, что число студентов, обучающихся на бюджетной основе планируется сократить вдвое, взбудоражила общество. Мнения по поводу того – добро это, или зло – разделились. Одни считают такие новшества чуть ли не апокалипсисом с катастрофическими последствиями, другие — обеими руками за предложение Ливанова.

Эксперты, вставшие на сторону Министерства образования и науки, говорят, что сокращать можно и нужно! Но не одновременно, иначе это спровоцирует социальный взрыв. Разве нормальна ситуация, когда вуз готовит специалистов не по профилю? Медвузы выпускают журналистов, политехи – управленцев, аграрные вузы – юристов? Такая ситуация – сплошь и рядом. Второй момент, тоже не лишенный здравого смысла: перспективность специальностей, которые получают студенты. Перенасыщенность экономистами, юристами и менеджерами на рынке труда просто запредельна. Так зачем плодить невостребованных людей? Неэффективные затраты нужно сокращать.

Противники сокращения бюджетных мест приводит другие доводы, свидетельствующие, что от нововведения будет больше вреда, чем пользы.. В пример они приводят Скандинавию, Южную Корею, США, Германию и другие успешные страны, где высшее образование получают 80-90% выпускников школ. И это оправданно, поскольку даже рабочие специальности становятся высокотехнологичными и человек «от сохи», без фундаментального образования с новинками технического прогресса не справится.

Многие аналитики уверены, что вследствие сокращения бюджетных мест, в вузы будут поступать не те, кто жаждет получить знания, а те, у кого есть деньги. Стоит учесть и такой фактор, что сокращение студентов-бюджетников может спровоцировать рост политической активности среди учащихся и приведет к протестным настроениям.

«Лишние люди»?

Дмитрий Ливанов полагает, что инженеров в стране – избыток, а рабочих наблюдается явная нехватка. Поэтому потоки выпускников школ нужно переориентировать на училища и техникумы. Но между тем, аналитики утверждают, что не  хватает не только рабочих, но и инженеров. Особенно высококвалифицированных. Более того, об этом год назад заявил помощник президента Аркадий Дворкович: «Государство намерено вплотную заняться подготовкой инженеров и поднять престиж «технарей». Видимо, теперь приоритеты Государства поменялись, и образованные люди ему нужны в куда меньшем количестве. Да и факты о том, что государство нуждается в рабочих руках неубедительны – слишком низкие у рабочих зарплаты. Например, старооскольский центр занятости предлагает следующие перспективы рабочему человеку: электрогазосварщик – зарплата от 8800 до 18000 рублей, электрик участка – з/п 15000 рублей, электромонтер – з/п 7-18 тысяч. С учетом условий работы, понятно, что выпускники предпочтут теплое местечко какого-нибудь менеджера за те же деньги.

Кристина ГОДОВНИКОВА

КСТАТИ

Место Дмитрия Ливанова, бывшего ректора Национального исследовательского технологического университета — МИСиС займет оскольчанка Алевтина Черникова (директор старооскольского филиала МИСиС).

БУДЕМ НЕУЧАМИ?

По поводу высказываний нового министра и повышения цены на образование в вузах мы задали старооскольцам два вопроса. Нужно ли сокращать бюджетные места? И смогут ли люди ежегодно выкладывать по 112 000 рублей за образование?

Ольга Кормилицына,  63 года:

-Думаю, бюджестные места не нужно сокращать, лучше вузы. Бюджетных мест и так мало, а вузов ненужных много. Что касается оплаты, по 112 тысяч люди не смогут отдавать за учебу. Это нереальная сумма, она по силам только богатым.

Наталья Шубина, 35 лет:

— Я, конечно, совсем не приветствую решение сокращать бюджетные места. По-моему, уж лучше сократить количество вузов. А по поводу стоимости обучения в 112 тысяч рублей… Это очень и очень много! Кто сможет столько заплатить?

Нина Толмачева, 56 лет:

— Мне кажется, не стоит сокращать бюджетные места: их и так мало. …Думаю, по 112 тысяч люди не смогут платить. Сейчас многие перебиваются с хлеба на воду. Разве могут они себе позволить такие деньги выплачивать каждый год?

Лариса Монахова, 42 года:

— Бюджетные места нельзя трогать. …Если же сумма за обучение повысится, немногие смогут платить такие деньги. Ну, кто-то может быть и сможет, ну, а те, у кого по двое, трое детей – вряд ли.

В ТЕМУ

Опросив 14 студентов из разных вузов, мы попытались выяснить: собираются ли они работать по специальности и устраивает ли их качество образования? Из 14 старооскольцев шестеро планируют работать по специальности. Пятеро не хотят оставаться в профессии. Двое сказали, что пока точно не могут ответить на этот вопрос, а один респондент ответил, что его дальнейшее место работы — как получится.

Что же касается качества обучения, из 14 человек шестерых студентов оно устраивает. Четверых — нет. Еще четыре оскольчанина затруднились с ответом: в нынешней системе обучения есть и плюсы, и минусы.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.