Новости Оскола » Blog Archives » По наклонной
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

По наклонной

19.07.2012

Качество обучения будет еще ниже?

Отгуляли выпускные, итоги ЕГЭ разосланы по институтам – абитуриенты с трепетом ждут оглашения результатов. А институты с не меньшим трепетом выжидают: кого на этот раз пошлет им судьба. Ведь не секрет, что количество умников и умниц снижается. ЕГЭ в 2012 году в основную волну не сдали более 25 000 школьников — 3,25% выпускников. И хотя вузы в открытую винят в этом ЕГЭ, Единый Государственный отменять не собираются. И приходится вузам довольствоваться теми, «кого Бог пошлет».

«А я не хочу по расчету!»

В этом году поступающие снова выбирали «общество», юриспруденцию и экономику. Именно эти дисциплины востребованы выпускниками. В СОФ ВГУ внештатному корреспонденту «НО» Ольге УЛЬЯНОВОЙ подтвердили, что дети «сдают общество» и просто не способны пойти куда-либо кроме как на экономику и юриспруденцию. А ведь о том, что после института сложнее всего получить работу юристам и экономистам известно, кажется, всем. «На рынке труда их явное перепроизводство, поскольку в любом, даже непрофильном вузе укоренились юридические и экономические факультеты, – уверены сотрудники кадровых агентств. – Но таких выпускников работодатели не спешат приглашать, предпочитая специалистов с дипломами авторитетных учебных заведений». Также рекрутинговые агентства замечают переизбыток гуманитариев, особенно психологов. Аналогичная ситуация складывается и в Старом Осколе: профессии юриста и экономиста – самые желанные у выпускников 2012. Но если возможность трудоустройства призрачна, что толкает ребят на эти специальности? Престиж будущей профессии и нежелание идти в рабочие.

А между тем, именно спрос на квалифицированных рабочих постоянно растет. По данным Росстата, две трети вакансий на рынке труда приходится на рабочие специальности. «Дефицит сотрудников в сфере обслуживания, ЖКХ, общественного транспорта, не хватает среднего медперсонала», – констатируют в Высшей школе экономики. Минобрнауки прогнозирует, что в 2015 году количество выпускников вузов превысит потребности экономики на 364,7 тыс. человек, а дефицит специалистов с начальным профобразованием составит 312,6 тыс. человек.

Пусть меня не учат!

Ребят, однако, можно понять. Будь маляры и сварщики хоть тысячу раз востребованы, пока зарплата низкая, а условия труда – адские, в рабочие никто не пойдет. «Доля предприятий, где квалифицированные рабочие получают достойную зарплату и современные условия труда, крайне невысока, – говорят в ВШЭ. – Конкурс на такие заводы — до 17 человек на место. В остальных случаях рабочих приглашают на устаревшие предприятия, у которых проблемы и со сбытом продукции, и оплатой труда». Опросы свидетельствуют: молодежь согласна пойти на завод только за большую зарплату. Но не зря говорят: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Пока абитуриентов поступать в ССУЗы заставляют по мягкому сценарию – увещеваниями. Но сокращение вузов, бюджетных мест в них, поднятие платы за обучение непременно переориентирует поток абитуриентов в техникумы и ПТУ. Собственно, такая тенденция уже наблюдается. В 2011 году количество студентов техникумов и училищ — 5848,7 тыс., а в 2010 году – 6135,6 тыс. Впрочем идут туда не для того, чтобы стать электриком или машинистом. Более 90% молодежи стремится получить диплом вуза. Поэтому половина ребят, окончивших учреждения среднего профобразования, поступают в вузы. При этом четверть обладателей дипломов устраиваются на работу, не требующую высшего образования. То есть 25% студентов учатся зря.

На три с плюсом?

Но и те, кто грызут гранит науки не корочки ради, не всегда востребованы. Глава Минобрнауки признал, что высшее образование в РФ не дает профессиональных навыков. С этим согласны работодатели: выпускников вузов они оценивают на «три с плюсом», причем даже тех, кто окончил престижное заведение или имеет «красный диплом». Не более 25% вузов РФ дают образование на уровне европейского.

Низкое качество образования – один аспект. Но есть и другой – нежелание самих студиозусов корпеть над учебниками. «Около трети студентов признают, что учатся ради диплома, который для них важнее получения знаний», – говорится в исследовании ВШЭ.

С отуплением нас!

В колокола забили и педагоги. На Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы они выразили вотум недоверия новым стандартам образования, вступившим в силу 2 июля 2012 года. Учителя констатируют: выпускники из-за ЕГЭ глупеют. Однако Минобразования пересматривать новый «отупляющий» стандарт не планирует. Хотя в нем речь идет об объединении в один предмет русского языка и литературы, которое учителя восприняли как катастрофу. А ведь и без этого педагоги констатируют: «Еще никогда на филфак не приходили такие тупые студенты, не умеющие связать двух слов». Нужно вернуть сочинение как обязательный предмет, считают словесники. Но кому их мнение интересно?

По стандарту

На новые федеральные государственные образовательные стандарты для старшей школы страна перейдет через восемь лет, однако некоторые школы смогут учить по ней уже с 2013 года. Стандарты определяют шесть профилей. Предметы внутри каждого из них делятся на обязательные и по выбору. К числу первых отнесли: русский и литературу, иностранные языки, математику, историю, физкультуру и ОБЖ. В каждой области знаний ученик должен выбрать хотя бы один предмет. Физика, химия и другие предметы станут факультативными. Старшекласснику положено выбрать не менее девяти обязательных предметов. При этом государство гарантирует 37 бесплатных часов в неделю, а все, что ученик захочет изучать «сверх нормы», может преподаваться на платной основе. В стандарты вводят и третий обязательный ЕГЭ — иностранный язык.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.