Новости Оскола » Blog Archives » У Спаса всего в запасе
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

У Спаса всего в запасе

23.08.2012

Август в самом разгаре, и настало время праздников Спаса. Христианские праздники переплелись с языческой культурой нашей страны, стали ее частью и приобрели особую специфику.

Первый Спас начал свою жизнь в Византии. В этот день  — день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня — начинается Успенский пост. В Византии в этот день принято было освящать улицы и дворы, чтобы отогнать болезни. Попав же на нашу родину и переплетясь с нашими обычаями, 14 августа стало Медовым Спасом, или Спасом на воде, ибо в этот день принято открывать новые колодцы, чистить старые. Ещё на Руси первый Спас называли Маковым – с этого дня начинали убирать мак и печь праздничные пироги. Считалось, что маковые зёрна, собранные в этот день, весь год защищают жилище от нечистой силы.

Следующим по порядку идет Яблочный Спас, или Преображение Господне, 19 августа. С этого дня начинается встреча осени. Славяне верят, что если соблюдать пост и не есть яблок до Спаса, то детям, соблюдавшим правило, на том свете раздадут гостинцы. Детям, нарушившим пост, гостинцев не будет. Потому считалось грехом есть яблоки перед Яблочным Спасом родителям, потерявшим детей. Считается, что в этот день им положено освятить яблоки и отнести на могилку ребенка. В традиции это праздник называется Виноградным Спасом, но в наших местах виноград к этому времени  не  поспевает. Зато поспевает горох, отсюда ещё одно название праздника – Гороховый Спас.

Последним в очереди (19 августа) идет третий Спас – в честь нерукотворного образа Христа. По евангельскому преданию, на холсте, которым Иисус отёр своё лицо, осталось изображение Его лика. В память об этом на Руси вышивали образ Спасителя на воинских знамёнах. Этот праздник всегда был особо почитаем на Руси, поэтому одно из народных названий — Спас на холстах. С этого дня принято было торговать вытканными холстами. Хлебное имя третий Спас получил потому, что после Праздника Успения Богородицы заканчивалась жатва хлебов. Хлеб был главным на столе в этот день, его выпекали из новины — муки нового урожая и освящали в церкви. С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов, потому этот праздник называется Ореховым Спасом. Раньше этот праздник был не самым шумным, ибо все были заняты работой в полях и заготовками на зиму.

Константин СТРИГУНОВСКИЙ

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.