Новости Оскола » Blog Archives » За веру, за Отечество
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

За веру, за Отечество

26.09.2012

 Современные казаки — кто они?

Все чаще и чаще на общественных мероприятиях мы стали замечать казаков. И это натолкнуло нас  на мысль приоткрыть для нашего читателя мир казачества, ведь мало кто знает что-нибудь о казаках. «Э-ээ…ну, это те, которые с саблями ходят…» — на этом знания многих исчерпываются. Исправляем ситуацию.

Чтобы просветить себя и читателя, мы обратились к представителю казачества, Фирсову Авдею Авдеевичу, который поведал нам много интересного.

— Казачество на данный момент – это общественная организация, которая в Старом Осколе насчитывает 54 человека, — начинает свой рассказ Авдей Авдеевич. – Вся старооскольская земля поделена на хутора. Это была моя личная просьба к атаману Белгородского казачьего отдела союза казаков России – Костюкову. Так легче управлять людьми, ведь разговаривать с пятьюдесятью казаками сложно: проще обсудить все с четырьмя. А они у себя «на месте» уже разберутся. Я атаман станицы старооскольской, мне подчиняются казаки Старого Оскола и старооскольского р-на. В каждом хуторе свой атаман, есть хутор Ивановский (атаман – Перелыгин В.), хутор Лапыгинский (атаман – Юмаков Д.) и другие.

В первую очередь – патриотизм

Работа казаков заключается не только в охране проведения массовых мероприятий (за помощью иногда обращаются правоохранительные органы), но и в обеспечении экологической и пожарной безопасности, — отвечает атаман на мой вопрос об участии казаков в делах, связанных с безопасностью населения.

–Ежегодно 4 ноября мы отмечаем большой православный праздник – День Казанской иконы Божьей матери. Традиционно (уже 3-й год) в Холковском монастыре проходит принятие присяги, где будущие казаки торжественно клянутся быть верными православию, Отечеству, казачеству» — продолжает атаман.

— А что же делать, если человек – атеист? А в казаки тоже хочет?

— Тогда вряд ли что-нибудь получится, отвечает Авдей Авдеевич. — Казак должен быть верующим, ведь, если знаете, последние два с половиной века казачество называется «Христово воинство». Это возрождается сейчас: прописывается везде «за веру, за Отечество…» (на шашках, в документах и т.д.)».

Воспитанием патриотизма среди молодёжи мы занимаемся и в игровой форме, попутно уделяем внимание изучению истории Руси. Недавно ездили на фестиваль, посвященный «Слову о полку Игореве»,  проходящем в Ростове. Мы уже четвертый год принимаем в нем участие. А в этом году впервые выступили в качестве организаторов этого мероприятия. Я полностью отвечал за боевое направление (был турнир по стрельбе из лука, историческое фехтование, метание сулиц, бугурты (групповые поединки).  Всему этому мы учим нашу молодежь: стараемся отвлечь от дурных занятий. Есть у нас в городе клубы «Тропа Трояна», «Скиф», «Руевит» и другие. Я  являюсь руководителем ассоциации клубов (всего их 6) в нашем городе. Мы занимаемся ролевым моделированием, исторической реконструкций, исконно русским рукопашным боем, историческим фехтованием. На исторических реконструкциях мы стараемся погрузиться в ту эпоху, которую воспроизводим. Например, в мае этого года мы неделю жили в лесу, и темой нашей реконструкции было «Взаимоотношения между людьми на Руси. XII век». Нас около ста человек приехало, многие из отдаленных уголков страны.

Как попасть в ряды казаков

 — Каждый желающий может вступить в наши ряды, но после испытательного срока – 3 месяца. С того момента, как новобранец заявляет о желании стать казаком, мы начинаем брать его на те мероприятия, в которых участвуем сами, и приглядываем за “новеньким”… — говорит мой собеседник и далее поясняет: — Если по истечении этого срока он проявил себя с положительной стороны и три казака готовы поручиться за него (их подписи должны быть  в документах), то человек становится казаком и готовится к принятию присяги. Эта процедура, на мой взгляд, необходима, ведь по одному нерадивому казаку будут судить обо всем казачестве, так что человек должен быть достоин права называться казаком…

Есть среди нас и родовые казаки. Но из поколения в поколение сейчас это сложно проследить, был «смутный» период, когда велось гонение на казачество и многие утаивали от своих детей принадлежность к «Христову воинству». Но память в некоторых семьях все же сохранилась. Есть у нас, например, казак, который по материнской линии происходит от запорожских казаков. Казаком может быть только совершеннолетний. Однако тут, как и везде, есть свои исключения. Один из старооскольских казаков, Георгий Вышкварка, уже на 17-ом году жизни имеет погоны младшего урядника. Такое явление – редкость, хотя несовершеннолетние дети казаков пользуются всеми правами, мы называем их «казачата».

— В Новом Осколе в одной из школ набран класс казаков (пока класс один, но многие родители уже изъявили желание открыть еще один, куда намерены отдать своих чад). Чья это инициатива?

— В Новом Осколе своя станица. Они нам не подчиняются. Это их инициатива. Но мы все находимся в одной большой организации – Союзе казаков России, — отвечает атаман.

Русская нация медленно погибает

Без трудностей в воспитании патриотизма не обходится. Власти поддерживают казачество только на словах.

— Было у нас помещение, где мы занимались с ребятней. Родители своих чад отпускали. Совсем малые дети у нас были. Но аренда была за наш счет, цена начала подниматься. У нас нет средств на это. Мы обращались с просьбой к главе администрации, написали заявление, приложили лист А4, весь испещренный подписями родителей. Без толку. Ничего не добились. Мы на полной самоокупаемости. Ну не можем же мы с детей деньги собирать? Мы не берем с них ни копейки. А у нас, казаков, у самих семьи, которые кормить надо, — говорит Авдей Авдеевич. — Три недели назад в Воронеже был совет атаманов (съезжались от Хабаровска до Калининграда). На обсуждении было семь вопросов, одним из которых был вопрос об отношении казаков к планированию семьи. Мы обеспокоены тем, что русская нация медленно погибает. Число абортов увеличилось жутко, а рождаемость снижается. У нас в Белгородской области рожают женщины азиатской и кавказкой национальности. А наши – нет. Мне один из товарищей написал, что был в Валуйском р-не на турецкой свадьбе. Русская деревня: название – Хохлово. И ни одного русского. Одни турки. Друг сказал: «Как будто в аул попал». И большинство наших деревень сейчас такими становятся. Разве это не повод к беспокойству? — говорит Авдей Авдеевич.

В руках у меня альбом с фотографиями. Первое фото – надпись у памятника казачества в Ростове: «Казак! Храни веру православную и Отечество свое». Листаю дальше. Вижу как казаков почтенного возраста, так и совсем молодых. Многие с шашками, саблями, в доспехах, в русских нарядах. А вот факельное шествие на день города. Это у Атаманского леса с главой администрации – Шишкиным П.Е. Огромное количество фотографий с различных турниров. От этих снимков веет чем-то старинным, хотя время-то наше! Лица молодые счастливые. Во всем прослеживается какая-то благородная гордость и преданность Отчизне, готовность ее защищать и любить…Такую, какая есть…

Ольга УЛЬЯНОВА

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.