Новости Оскола » Blog Archives » «Не жалейте меня, я прекрасно живу»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Не жалейте меня, я прекрасно живу»

26.09.2012

На участке капитана полиции Ивана Руденко –  шестеро бомжей. Всех их Иван Юрьевич знает как облупленных, каждого призывает покончить с антиобщественным образом жизни. Но разве свой ум вложишь в чужую голову, да ещё и в пьяную?  Иван Юрьевич предоставил «Новостям Оскола» необходимые «явки и пароли». И теперь читатели могут узнать – как доходят нормальные люди до такой жизни, как живут, как умирают, могут ли вернуться к полноценной жизни в обществе.

— Я вам всю правду расскажу, у меня на сердце будет легко, — делится  один из подопечных участкового, Михаил Рогозин, а попросту – Михал Михалыч, «сосновский ветеран», как называют его приятели-собутыльники. —  Работал на цемзаводе, на канатной фабрике… Люди меня уважали. А потом, попросту сказать, забухал. И водка меня сгубила. По пьянке брата я убил. Родного. Случайно, не хотел… Жена ушла от меня – кому ж пьяница нужен? И детям не нужен. Мне не помогают они, я их и не сужу. Чем я им могу помочь, чему научу? Позор, а не родитель. Девять лет уже на улице. Не боюсь ни тюрьмы, ни могилы. Сожительница вот у меня есть, Галка. Тоже из наших – пьёт, ворует, таскается с кем попадя. Хотя и молодая, с 1977 года, а уже конченая.  А мне от жизни ничего не надо, разве что вот это (показывает бутылёк муравьиного спирта).

— Ходил я в храм, продолжает Михал Михалыч. —  Случайно, можно сказать, попал. За белой церковью, что на новом городе, несколько лет назад сажали кукурузу, ну я за кукурузой туда ходил и зашёл заодно в церковь. Батюшка вышел, дал целую сумку продуктов мне и сто рублей ещё дал. Хороший, видно, человек. Но больше я туда не пойду. Церковь – место божье, таким, как мы, там делать нечего.

Аптечный спирт — единственная радость в жизни Михал Михалыча

Среди «коллег» Михал Михалыча есть и образованные люди. К примеру, Владимир Ульянов даже пытался получить высшее образование. Умом его природа не обделила. Но пристрастие к спиртному сгубило и его жизнь. Жены и детей у Владимира не было и нет. Мать боролась за сына до последнего, но тоже опустила руки. В минуты редкого просветления Владимир возвращается домой, но надолго там не задерживается. И промежутки между запоями становятся всё реже и всё короче.  Летом Владимир живёт в заброшенном доме за «Октябрём» — в бывшей аптеке Турминского. Ни окон ни дверей в здании нет, кругом – грязь, разруха, экскременты. На зиму перебирается туда, где теплее – в подъезды жилых домов. Такое соседство не может понравиться добропорядочным гражданам, и Владимиру приходится кочевать из одного подъезда в другой, оставляя по себе у жильцов недобрую память.

Бывшая аптека Турминского — один из «приютов» бомжей

Заканчивают жизнь бомжи печально. Там же, на улице Ленина, стоит заброшенный дом. Его хозяин-алкоголик убит собутыльниками в пьяной драке,  в одном из притонов. В ещё одном заброшенном доме, на Демократической, неделю назад отправился в мир иной ещё один местный алкоголик. Не старый ещё мужчина умер своей смертью – от сердечного приступа, на куче грязного тряпья, среди развалин. И некому было даже вызвать к умирающему «Скорую помощь». Хотя в одном из сёл у него остались жена и дочь – семья тоже не выдержала беспробудного пьянства главы семейства.

По словам участкового, примеры возвращения алкоголиков к здоровому образу жизни единичны. Недавно одна из неблагополучных семей на его участке «завязала» с алкоголем. Причина – смертельное заболевание. Только СПИД заставил молодую семейную пару взяться за ум. И, к сожалению, это случилось слишком поздно. Ещё в одном случае вернуть пьяницу-мать на путь истинный помогло полугодовое лишение родительских прав. Чтобы не потерять детей, мать бросила спиртное и пьяные компании, устроилась на нормальную работу, привела в порядок донельзя запущенный дом.  Эта история – со счастливым финалом.

Официально привлечь бомжей к порядку крайне сложно. Максимум – административное воздействие за распитие спиртного в неположенном месте, за хулиганство. Та же история – с побирушками, которые каждое лето высаживаются «десантом» в Старом Осколе. Бойко лавируя в потоке машин, эти люди создают аварийные ситуации, клянчат деньги у водителей. Те предпочитают сунуть в загребущие ручонки десятку – не из милосердия, а в целях самосохранения. Бывали случаи, когда раздосадованные инвалиды выбивали костылями стёкла в автомобилях.

Поговорили мы и с одной из таких «бизнес-леди». Женщина-инвалид представилась Любой. Утверждает, что живёт впроголодь, денег не хватает даже на еду. Однако в ушах у «несчастной нищей» предательски поблёскивают золотые серьги. На вопрос о месте жительства женщина пояснила, что живёт в Липецкой области, а к нам в город приезжает на такси. Что говорить – бизнес явно процветает… А бороться с иногородними побирушками полиция и вовсе не имеет возможности – по закону граждане России могут приехать в любой город страны. Бывает, что приезжают целыми семьями, с детьми. Тогда участковые направляют их данные в управления социальной защиты населения по мессу жительства, чтобы нищим оказали помощь. Но как оказывать помощь тому, кто в ней не нуждается и не хочет принимать протянутую руку?

Реально выбраться из трясины пьянства человек может только по собственному желанию. И как раз выбравшиеся порой оказывают реальную помощь товарищам по несчастью. Бывшие наркоманы и алкоголики создают реабилитационные центры, в которых помогают несчастным вернуться к нормальной жизни. Принцип работы этих центров довольно прост: страдающих зависимостью людей увозят как можно дальше от мест жительства, где нет «дружков», всегда готовых налить стакан или поделиться дозой. Работают такие центры на самоокупаемости. Известные объявления «Всегда трезвые грузчики» принадлежат как раз одному из таких реабилитационных центров. Несколько месяцев трудотерапии дают необходимую основу для дальнейшей трезвости. Жаль только, что многие предпочитают, поправив здоровье, опять вернуться «на дно».

Наталья ЧЕРНОВА

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.