Идеология разрушения
19.12.2012Хоть и сменили главу министерства образования, а «чудеса в решете» продолжаются. Да и министерство укомплектовано в большинстве своём не специалистами-педагогами, научными работниками, а управленцами, так называемыми «эффективными менеджерами», способными лишь за счёт финмахинаций добыть себе в карман лишнюю «копейку». Зато не подготовлено ни одной грамотной программы, ни качественного закона об образовании.
Отдельные издания умной прессы пестрят статьями критики учебных программ по русскому языку и литературе. Авторский коллектив за энную сумму разработал примерную программу «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2012». Этот документ в самых общих чертах обозначает результаты образовательного процесса (личностные, предметные, метапредметные), а уж каким способом и из какого материала он получен – никто не знает. В каких школах он обкатывался в порядке эксперимента, и каков его результат – тоже без ответа. Может, авторы программы и знают, но для учителя литературы даже такая неполная рекомендация важна, поскольку она содержит главное – список произведений, обязательных для изучения.
Поисковик даёт краткую пояснительную записку следующего содержания: «Примерная настоящая программа по литературе является ориентиром для составления рабочих программ по учебному предмету и определяет инвариантную (обязательную) часть содержания образования, за пределами которого остаётся возможность выбора вариативной составляющей. Рабочие программы на основе рекомендательной могут использоваться в учебных заведениях различного профиля и разной специализации». Лаборатория, родившая эти программы, сама разработала для себя инструмент анализа и рецензирования представляемых на конкурс пособий. И решения, давать им ход в школу или нет, будет принимать она, не позволяя ни одному автору-составителю учебников выскочить за пределы программы.
Все рекомендуемые авторы расставлены по алфавиту, приведу лишь несколько фрагментов: Островский «Гроза», Пастернак «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Доктор Живаго», «Единственные дни», «Зимняя ночь», «Ночь» и ещё четыре произведения; Пелевин «Generation «П»»; Платонов «Котлован», «Усомнившийся Макар»; Пушкин «Брожу ли я средь улиц шумных…», «Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «Когда за городом задумчив я брожу» и ещё семь произведений.
Хронологии никакой, а жанровости – тем более. Толстому дали пять часов, а Пелевину – десять. Разве сможет содействовать формированию «духовного облика» молодёжи вульгарная и абсурдная философия романа Пелевина «Чапаев и Пустота», перемежающаяся с ненормативной лексикой? Ведь не нашлось места в программе базового уровня Белинскому, Лескову, Чернышевскому. Налицо дерусификация школьной программы. В программе – «зелёная улица» творчеству диссидентов, для которых советская власть была «притчей во языцех».
Считать классикой пелевинский роман «Generation «П»» — это зеркало современного образовательного абсурда. Только абсурд этот оказывается хорошо продуманной системной работой по разрушению образования.
Юрий Градинаров.
Обсуждение закрыто.