Новости Оскола » Blog Archives » Душевное увлечение
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Душевное увлечение

10.01.2013

 В Старооскольском художественном музее до 15 января проходит выставка декоративно-прикладного и народного творчества «Живая нить традиций: вчера, сегодня, завтра»

На выставке представлены работы мастеров, выполненные в различных жанрах и видах декоративно-прикладного творчества — это ткачество и лоскутное шитье, сухое и мокрое войлоковаляние, лозоплетение и резьба по дереву, бисероплетение  и роспись по дереву, вышивка гладью и крестом, текстильная кукла и глиняная игрушка, кружевоплетение и вышивка лентами, керамика и декупаж, ковроткачество и вязание.  Одной из участниц этой большой и разнообразной выставки стала Нина Ивановна Величко, представившая на выставке работы из бисера. Беседа с Ниной Ивановной вышла интересной и содержательной.

Первые опыты

— Родилась я в Воронежской области, хутор Шувалово. – рассказывает Нина Ивановна. – Впервые рукоделие вошло в мою жизнь в 10 лет. Это было вязание крючком. И первый опыт, как полагается, был неудачным. Удачнее сложилось обучение вязанию носков на спицах. Интересно, что крючка боюсь до сих пор, никак не складываются мои отношения с ним.

В девятом классе бабушка моей подруги увлекла нас вышивкой крестом. Бабушка была настоящей украинкой, и она заинтересовала нас именно вышивкой традиционных украинских орнаментов в красно-черных тонах. В доме подруги все было необыкновенно красивым – расшитые «задергушки» (занавески) на окнах, наволочки на подушках, скатерти, рушники. Вообще, тогда вышивка и вязание очень интересовали девочек, поскольку в условиях дефицита это помогало украсить себя, свою школьную форму, проявить индивидуальность. Поэтому мы соревновались  кто во что горазд – украшали воротнички, манжеты вышивкой, вязали крючком кружево.

Вышивка увлекла настолько, что уже после школы, работая в Воронеже, могла любую очередь отстоять, чтобы купить моток мулине. Дефицит неоднозначно влиял на жизнь людей. С одной стороны, трудно было что-либо достать, с другой – он способствовал росту увлеченности кройкой, шитьем, вязанием, вышивкой, развитием разного рода рукоделия.

Бисерные мотивы

Вскоре я поступила в Саратовский геолого-разведочный техникум по специальности топограф. В Саратове в первый раз я увидела украшения из бисера – это были традиционные мордовские нагрудные украшения в желто-оранжевых цветах, которые стоили по советским меркам очень дорого – больше, чем моя повышенная стипендия. Я не могла оторваться от этой бисерной красоты: ничего подобного  раньше не видела.

В следующий раз бисерные украшения я увидела во время прохождения практики, которую мы проходили в Якутии. В одном из якутских универмагов меня поразили традиционные якутские торбоза (высокие сапоги, сшитые чаще из оленьих шкур мехом наружу) и кухлянки (рубашка из оленьей шкуры, также мехом наружу), расшитые бисером, что было одной из особенностей национальной одежды якутов. У меня и сейчас хранится якутский меховой медальон, украшенный деревом и бисером.

 Ночь — время рукодельничать

Окончив техникум, я попала в экспедицию «Севвосгеология» в поселок Хасын Магаданской области, где и работала до 1992 года.

На севере совсем другая жизнь, размеренная. Летом мы работали топографами, а зимой помогали геофизикам и геохимикам. Трудились с 9 до 18 часов. И обычно в 10-11 часов вечера народ укладывался спать, а для меня вся ночь свободна, сидишь до 4-5 часов утра, вяжешь, например.

Однажды у знакомых увидела салфетки, вязанные на спицах. Правда, для этого нужны были специальные деревянные спицы, чтобы кружево не соскальзывало. У меня были обычные, пришлось их немного усовершенствовать. Обычный ластик разрезала на кусочки, одела их на концы спиц, чтобы ничего не соскальзывало. А у знакомой взяла тетрадь по рукоделию, несколько ночей перерисовывала схемы. В те времена вообще бережно относились ко всякому роду схемам по рукоделию – их переписывали в тетради, собирали календарные листочки со схемами, вырезки из газет и журналов. Их берегли, как зеницу ока.

Долгое время я занималась макраме. А в 1991 году приятельница принесла три странички из из журнала «Наука и жизнь» со схемами украшений из бисера. С этого момента бисероплетение, которым я ранее только восхищалась, прочно вошло в мою жизнь.

Поделись секретом!

Вскоре старшая дочь пошла в первый класс. У нее была прекрасная первая учительница, которая ввела необычную традицию – один раз в неделю кто-нибудь из родителей учеников проводил занятия для детей и других родителей, рассказывая о своих увлечениях. От кого-то можно было услышать про удивительные минералы, от кого-то — про космос, кто-то делился секретами рукоделия. Я учила детей технике «макраме». Часто вместе с детьми занимались и родители, потому как всякое творчество было в почете.

В 1992 году нашу экспедицию закрыли, 900 человек остались без работы. Мне повезло. Меня взяли в школу на полставки, вести кружок «Макраме», который по-прежнему пользовался популярностью и у детей, и у взрослых. Однажды, в том же 1992 году увидела объявление о курсах макраме и решила сходить, узнать что-нибудь новое, новые приемы и техники. Муж еще посмеялся, что это кто-то из моих учениц, и оказался прав. Действительно, одна из моих учениц в тот тяжелый кризисный период решила немного подзаработать.

К новым местам

В нашем геологическом поселке стала постепенно замирать жизнь. Пока действовала экспедиция, мы жили одной большой дружной семьей, было на кого оставить детей в случае необходимости, если собирались по грибы, по ягоды, то, непременно, всем «околотком». В противоположность той жизни, сейчас часто не знаешь, кто живет в твоем подъезде. Оставшись без работы, люди стали покидать поселок, уезжать на большую землю.

В марте 1993 года и мы с мужем и детьми переехали в Старый Оскол, к родителям мужа. Так судьба привела меня в этот город.

Как и везде, на работу устроиться было тяжело. В 1994 году меня взяли на станцию юных натуралистов, учить детей фотографировать, проявлять и фиксировать фотопленку. В те годы сами готовили растворы, печатали фотографии. С появлением новых фотоаппаратов с новыми возможностями необходимость в подобном кружке отпала.

Бисера в 90-е годы в продаже практически не было. Поэтому, в основном, занималась макраме. В Старом Осколе бисер появился сначала на Болгарском рынке, затем открылся отдел в Детском  мире. В настоящее время найти бисер — не ь проблема, правда, качество иногда желает лучшего. У меня так и осталась любовь к нагрудным  украшениям, поэтому чаще всего именно их плету из бисера, хотя делаю и различные фигурки, в том числе, и объемные, цветы. Бисером оплетаю пасхальные яйца, вышиваю. По-прежнему веду в школах кружки по бисероплетению. Радует, что в последнее время наблюдается всплеск интереса к русским традициям, к рукоделию вообще.

От себя хочется добавить, что бисероплетение хорошо поддается людям усидчивым, терпеливым, трудолюбивым, тогда бисер заиграет в умелых руках самыми радужными красками. А в руках у Нины Ивановны бисер оживает, потому как она в свое увлечение вкладывает душу. Таким и должно быть настоящее хобби – ДУШЕВНЫМ!

Ольга ЧАРКИНА

«Ретро-коллекция» фотоаппаратов

Новогодние поделки из бисера

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.