Новости Оскола » Blog Archives » По главной улице с оркестром…
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

По главной улице с оркестром…

27.02.2013

Ж.П.ПетрухинОт отца Жану досталось имя, отчество и фамилия. Его отец Павел был известным на весь город переплётчиком фотоальбомов, газет, книг. Виртуозно владел балалайкой. Был хлёсток на язык, смазлив и неравнодушен к женскому полу. Слыл интеллигентом, нередко удивляя оскольчан какой-нибудь необычной выходкой или собственной придумкой. И то ли в честь философа Жан-Жака Руссо, то ли в честь персонажа романа Виктора Гюго «Отверженные» Жана Вальжана он нарёк своего первенца французским именем.

Мальчик родился в семье Павла и Ольги Петрухиных семнадцатого мая 1940 года. Единственный в городе ресторан, на улице Ленина, в котором работала буфетчицей Ольга Дмитриевна, всю неделю «обмывал» «маленького француза». Колоритный, широкогрудый и густобородый цыган Николай, ресторанный аккордеонист, и переплётчик-балалаечник угощали гостей не только водкой, но и дуэтной музыкой.

А потом целый год Павел носился со своим сыном, показывая первому встречному маленького Жана. Когда же кто-то из жителей его пытался упрекнуть в иноземщине, Павел покровительственно хлопал его по плечу:

— Сам ты иноземщина, деревня! Жан – это русское имя Иван, понял? Больше книг читай!
В июне 1941 года Павел, прихватив с собой балалайку, ушёл в действующую армию. Встретил там ППЖ, женился и забыл свою оскольскую семью. Поплакала, погоревала Ольга Дмитриевна, статная кареглазая красавица с маленьким сыном на руках, и настроилась жить разведёнкой. Жан рос подвижным, любознательным и смышлёным.

Однажды, заглянув в ресторан к матери, он остолбенел прямо у входа в зал, откуда доносилась музыка, так не похожая на патефонную. И он увидел бородатого цыгана, извлекающего из перламутрового аккордеона, казалось, все ранее слышанные Жаном звуки. И Жан зачастил к маме, по делу и без дела, лишь бы насладиться музыкой, рождаемой белыми клавишами и чёрными кнопками.

Вскоре он уже не мог без музыки: мелодии аккордеона звучали у него в голове и на рыбалке, и в школе, и даже на уроках французского, который ему давался лучше всех в классе.  Жан стал сначала уговаривать мать, а затем требовать купить ему аккордеон. Он даже грозился убежать с беспризорниками, коих было не счесть и в городе, и на железнодорожной станции. И убежал. День провёл в овраге в раздумье. Всё взвесил. Жалко стало мать. Не хватило духа бросить школу, стать вором, кормить вшей и скитаться по миру. А где слушать музыку?

И он возвратился домой. А мать заняла денег у родственников и купила сыну полуаккордеон у одного инвалида, вернувшегося из Германии. Она попросила цыгана Николая прослушать сына. Тот по-мужски серьёзно пожал Жану руку и сказал:

— Да у тебя, паря, пальцы-то музыкальные! А слух сейчас проверю. Ну-ка, растяни аккордеон!
Жан взял инструмент и стал кое-что наигрывать из репертуара цыгана. Николай слушал, прятал в усах и бороде свою улыбку, гримасничал, когда проскакивала фальшивая нота. Он поглядывал на Ольгу Дмитриевну, иногда подмаргивал, поднимая большой палец вверх. Затем остановил Жана и сказал:

— Ольга Дмитриевна, да у тебя сын путёвый. Смотри, уши как у композитора Яна Сибелиуса. Полголовы закрывают. Слух, вероятно, абсолютный, как у меня. А о пальцах я уже сказал.

Мать поблагодарила Николая, а он погладил Жана ладонью по голове, будто благословлял на святое дело:

— Из тебя выйдет толк, только возьми аккордеон как положено: планки справа, басы – слева. Но ты научился играть даже вверх ногами. Стало быть, ты – дока!

И взял цыган инструмент, прошёлся пальцами по клавишам: засмеялся, заплакал аккордеон, зашумел ветром, защебетал соловьём, зарокотал морем. Жан только успевал ловить мелодии и следил за работой пальцев музыканта. А потом робко спросил у Николая:

— А где вы учились?

— Нигде. Я, брат, как и ты, самоучка. Слухач. Играть по нотам могут научить в музыкальной школе. Но играть душой – это от Бога. И ты – от него.

И стал Жан играть на аккордеоне. До многих секретов игры доходил сам. А в те годы, по себе знаю, ни свадьба, ни день рождения, ни проводы в армию, ни посиделки не обходились без «живой» музыки. А когда по экранам прошёл фильм «Солдат Иван Бровкин», молодёжь ещё больше потянулась к гармошке, баяну, аккордеону, подражая главному персонажу любимого фильма. Жану Павловичу доверили вести уроки пения в школе и заниматься с хоровым коллективом учащихся, когда он ещё учился в восьмом классе. Он с весельем и отвагой готовил репертуар, репетировал и выступал с концертом.

С аттестатом зрелости Жан поехал в Белгород в культпросветучилище. Его случайно увидела в коридоре знакомая преподавательница и сказала:

— С твоим талантом, Жан, в нашем КПУ делать нечего. Иди в музыкальное.

И парень послушал совета, став студентом Белгородского музыкального училища сразу двух отделений: дирижёрско-хорового и народного, по классу аккордеона. Учился легко и параллельно работал концертмейстером культпросветучилища, обеспечивая материально свою студенческую жизнь. Он и матери нередко помогал рублём. Жан уже в 18 лет понял, что в жизни надо надеяться только на себя. И не только надеяться, но и добиваться поставленных целей.

На государственных экзаменах в училище присутствовал профессор консерватории имени Гнесиных. Услышав выступление хора выпускника Петрухина, он сразу предложил ему – единственному —  место студента консерватории.

Лестно было Жану слышать высокую оценку его профессионального мастерства, но он ответил:

— Я люблю музыку, но ещё сильнее люблю мою нездоровую мать. Да и рыбалку на оскольских озёрах ни на что не променяю.

— Жаль, юноша! У вас необыкновенное музыкальное дарование. Вы утопите свой талант в озёрах. А к нам нередко приезжают учиться музыкальные бездари. Желаю успехов.

— Спасибо, товарищ профессор! Я лучше подготовлю в «гнесинку» своих учеников, — не то в шутку, не то всерьёз ответил Жан.

На том и расстались.

Так Жан Павлович стал работать в губкинской музыкальной школе. Дети попадались всякие, но педагог находил ключи к сердцу каждого. Обаятельная улыбка, добрые глаза и весёлый нрав, накапливающийся педагогический опыт, трогательная наивность и незлобивость воспринимались каждой детской душой, как должное, и оставались там на всю жизнь.

В 1967 году он уехал из Губкина и стал преподавать в Старооскольской музыкальной школе №3. Начинается самый плодотворный период его творческой деятельности. Иногда он чувствует пробелы в своём образовании, и в сорок два года поступает в Воронежский институт искусств, который оканчивает в 1986 году. Теперь образованность, житейская мудрость, педагогическое чутьё и профессиональная практика связывается в один творческий узел при обучении юных музыкантов. Он создаёт оркестр народных инструментов и вокально-инструментальный ансамбль в своей родной музыкальной школе, а также городской «Оскол-оркестр». Сам занимается подбором исполнителей, репертуара и аранжировкой музыкальных пьес. Предметом особой ответственности, любви и гордости становится его детище — муниципальный оркестр народных инструментов.

Оркестр был желанным гостем не только у жителей города, но и у моряков-черноморцев, у северных соседей-финнов и побратимов-немцев. И везде – ошеломляющий успех. Растёт известность музыкального коллектива, всё выше и выше поднимается исполнительская планка. Уже следует приглашение на гастроли из Италии, Франции, Кипра.

Но финансовые трудности вынуждают Петрухина отказаться от зарубежных поездок. К тому же, требуют замены изношенные инструменты, концертные костюмы, современные пюпитры. Нередко даже нотная бумага для аранжировок становится проблемой. Жану Павловичу не удаётся пробить стену непонимания местных властей. Ответ один: нет денег.

Несмотря на сложности, музыкальный коллектив живёт напряжённой творческой жизнью, участвуя во всех городских мероприятиях. А Жан Павлович вместе с супругой Ниной Григорьевной, пианисткой из школы №3, вырастили двух сыновей-музыкантов: старший, Валерий, — солист музыкального ансамбля в США, а младший, Виталий, — преподаватель школы искусств №2. И всё же, несмотря на занятость, Петрухин не забывает о своей любимой рыбалке, о проведении областных семинаров руководителей музыкальных народных коллективов, об участии в областных и республиканских фестивалях народного творчества, никому не уступая первого места. А держать любительский коллектив в постоянном творческом тонусе – ох как нелегко, даже такому специалисту, как Петрухин.

А нагрузки растут. На активный отдых почти не остаётся свободного времени. Возраст берёт своё, но дирижёру не до врачей. И вдруг – инсульт.  Через полмесяца, 27 июня 2000 года, Жана Павловича не стало.

Двенадцать лет нет с нами опытного дирижёра и музыканта. Но десятки его бывших учеников, став педагогами, профессиональными музыкантами, несут прекрасное новым поколениям любителей музыки, участвуют в региональных конкурсах аккордеонистов и баянистов имени Жана Павловича Петрухина.

Юрий ГРАДИНАРОВ

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.