Новости Оскола » Blog Archives » Театральная одиссея Савицкого
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Театральная одиссея Савицкого

10.04.2013

Новому актёру нашего театра нравится всё, кроме…

Глядя на Николая Савицкого, невозможно поверить, что ему уже за 70. У него подтянутая фигура, звучный голос, ясный взгляд, умение чётко и образно формулировать свои мысли и взгляды.
Артистом его называли с детства. Он выступал на всех утренниках и праздниках — пел, читал стихи, участвовал в самодеятельных постановках. При этом мечтал стать лётчиком, потому что жил в Новосибирске рядом с заводом имени Чкалова, который выпускал самолёты. Но, вернувшись из рядов Советской армии, узнал, что в родном городе открылось театральное училище, словно под заказ! Как было упустить такой случай? Поступил с лёгкостью, учился с удовольствием. Новосибирский театр «Красный факел» считался одним из лучших в СССР, его называли сибирским МХАТом. Там работала блестящая плеяда актёров, многие из которых стали педагогами Николая, дали ему не только знания, но и понимание сути актёрской профессии.

Непоседа по характеру, Николай сменил не один театр: работал в Алма-Ате, Владимире,  Калинине, Севастополе, Кишинёве. А когда в Молдавии началась политическая заваруха, оказался в Белгороде.

Поначалу работал в театре, но не сошёлся характером с директором, ушёл на ВГТРК «Белгород». До 2000 года работал там диктором и внештатным корреспондентом.
В 1995 году,  озвучив  в эфире новость о том,  что тогдашний мэр Старого Оскола Иван Афанасьевич Гусаров хочет организовать в городе театр, создать его с нуля, Савицкий сразу же сообразил, как надо действовать.

—  Я позвонил ему и сказал: «Иван Афанасьевич, вы представляете, с какими трудностями вам придётся столкнуться? Нужно переманить откуда-то актёров, дать им хорошую зарплату, неизвестно, как сработаются чужие люди из разных театров. А я знаю, что в Севастополе есть молодёжный, мобильный коллектив, которым руководит мой приятель Виктор Оршанский. Они давно мечтают всем составом перебраться в Россию». Ивану Афанасьевичу эта мысль понравилась,  Оршанский тоже ухватился за эту идею. Севастопольцы приехали на гастроли – город посмотреть и себя показать. И публика, и пресса приняли их восторженно, все вопросы согласовали очень быстро. Так в Старом Осколе родился театр.

Савицкий начал работать в нём заместителем директора по общим вопросам, но бытовые условия, которые город тогда предоставил работникам театра, его не устроили. Через год он вернулся в Белгород, где у него был какой-никакой, но свой угол – комната в общежитии. В 2000-м его пригласил на работу худрук Московского областного камерного театра Валерий Якунин.

— Я начал осваиваться в Москве, всё свободное время ходил по театрам. Однажды, гуляя по Тверскому бульвару недалеко от МХАТа, увидел на афише знакомую фамилию —  Валерий Гатаев, народный артист РФ, прославившийся в советское время ролью Фрола в сериале «Тени исчезают в полдень». Я же работал с ним в Калинине! Дождался окончания спектакля, мы встретились, поговорили про жизнь. Он говорит: «А чего  бы тебе не подать документы нашему руководству? Вдруг получится?» Гатаев познакомил меня с завтруппой, я отдал ему свои материалы, он показал их художественному руководителю — Татьяне Дорониной. На следующий день  звонит: «Татьяна Васильевна предлагает вам показаться вместе со студентами школы-студии МХАТ». Пришёл я на этот показ – ребята молодые, красивые, кучкуются, переговариваются о чём-то. И я среди них, как инородное тело. Но я абсолютно не волновался, потому что был уверен  — не пройду. Согласился на эту авантюру с одной только целью – повидать живьём великую Доронину.

Сидит передо мной жюри — весь ареопаг, генералитет, такие строгие, академичные,  важные. Начал читать, смотрю – у них интерес в глазах появился, стали переглядываться, перешёптываться. И Доронина так внимательно смотрит. Я «под занавес» ещё и под гитару бардовскую песню спел.
И вот, показали мы все свои номера, вышел к нам завтруппой и сказал: «Ребята, телефоны мои у вас есть, потом свяжемся, а вы, Николай, останьтесь. Татьяна Васильевна предлагает вам прийти в такой-то день для личной встречи».

Вот на этой встрече я уже волновался, когда увидел её так близко, услышал её характерный, с «фирменным» придыханием, голос, обращённый лично ко мне: «Оформляйтесь на работу, потом идите в режиссёрское управление и вам дадут роли, которые вы должны выучить к началу будущего сезона». Думал, будет несколько  эпизодических ролей, а мне дали толстенную пачку листов. А там и Островский, и Горький и Метерлинк и все роли — большие. Пришлось отменить все планы на отпуск и с утра до ночи учить эти тексты.

Начался сезон, первым был назначен ввод на роль Хлеба в «Синей птице». Я специально после репетиций ходил в дом-музей МХАТа, где собран весь материал об истории этого спектакля. Совершенно неожиданно обнаружил, что он был поставлен ещё в 1908 году Станиславским, Сулержицким и Москвиным. Это добавило мне вдохновения. Роль, над которой я работал, играли такие известные в советское время актёры как Вячеслав Невинный, Николай Озеров (в будущем – знаменитый спорткомментатор). Представьте: я надеваю костюм, на котором пришита бирка «Николай Озеров». И вот я под наблюдением всех столпов, которые освятили этот спектакль, выхожу на сцену. Конечно, воображение моё играло.

Ещё я обнаружил, что в первые годы существования этого спектакля, Фею в нём играла Маргарита Савицкая. Это же мой сценический псевдоним по фамилии матери! Стал разбираться – оказывается, Маргарита родилась в тех же краях, где и моя мама, нашёл её письма — и почерк на мамин похож. Прямых связей я не отыскал, но всё равно вдохновлялся этой мыслью…

С Хлебом у Савицкого всё получилось, он начал работать над другими ролями, остаться в знаменитом московском театре ему была не судьба: имел неосторожность нелицеприятно высказаться об одной из режиссёрских работ Дорониной в присутствии коллег. Естественно, ей доложили, и она перекрыла кислород, отменила все вводы.

Одиссея Савицкого продолжилась в популярном театре «У Никитских ворот».  История повторилась: Марк Розовский предложил пробоваться вместе со студентами. И опять он  прошёл под аплодисменты худсовета. В этом театре Николай сыграл значительные роли,  но скитаться по съёмным квартирам уже не было сил. И когда  пришло уведомление из белгородского управления соцзащиты, что как вынужденный переселенец он имеет право на получение жилищного сертификата, конечно, ухватился за эту идею руками и ногами.

— Собственная квартира в Белгороде стоит того, чтобы  распрощаться с Москвой, — вспоминает Савицкий. — Когда после долгих бюрократических проволочек, хождений по мукам я всё-таки её получил, сразу же позвонил Семёну Михайловичу Лосеву, о совместной работе с которым в Севастополе у меня остались самые тёплые воспоминания. Я видел несколько последних его работ, в том числе показанный в Москве спектакль «Женя, Женечка и катюша». Меня очень тронуло, что избалованная столичная публика стоя аплодировала старооскольским артистам.

В октябре прошлого года я решил попробовать свои силы в этом замечательном театре, равных которому в стране почти не осталось. Тяжеловато, конечно, работать в другой эстетике, в другой технологии актёрского воспитания. Эта молодёжь уже несколько иная. Здесь меньше академичности, более камерный стиль. Периодически ловлю себя на мысли, что выпадаю из ансамбля, приходится жёстко себя контролировать.

Работать в этом коллективе, конечно, очень интересно, но не знаю, долго ли я продержусь. Меня с первых дней поразила бедность,  в которой живут актёры и существует сам театр. Мне есть с чем сравнивать: ни в одном из городов, в которых довелось жить и выходить на сцену, я не встречал такого равнодушия к театру со стороны городских властей. Я постоянно провожу параллели между Щепкинским театром в Белгороде и в финансовообразующем городом области. Какой  потрясающий контраст! Актёры областного центра как сыр в масле катаются,  губернатор приходит на каждую премьеру, два раза за последние 10 лет сделан шикарный, многомиллионный капитальный ремонт. А здесь нет элементарных условий для работы. Ну как же так? Старооскольский театр — своего рода аномальное явление как проявление Курской Магнитной Аномалии. Лосев творит чудеса. Кто ещё сможет набрать молодёжь буквально с улицы, совершенно случайных и сделать из них профессиональных актёров, владеющих музыкальными инструментами, поющих, танцующих, универсальных. Город должен гордиться этим коллективом, делать всё для его развития. На деле же – мизерные зарплаты, нет помещений для производственных цехов. А ведь там тоже работают уникальные профессионалы, что видно по костюмам и декорациям, которые они вынуждены изготавливать «на коленке». Актёры занимаются монтировками, подрабатывают, где только можно, чтобы не умереть с голода. Лосев болезненно переживает все эти трудности, необходимость ежедневно бороться за выживание вместо того, чтобы все силы отдавать творчеству. А если вдруг ему надоест эта борьба, то исчезнет и театр, рассыплется это золотое дерево…

С актёром беседовала Лариса ЧАЩИНА

Рубрики: Uncategorized   |   Наверх

Обсуждение закрыто.