Новости Оскола » Blog Archives » Кто виноват, и что делать?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Кто виноват, и что делать?

03.05.2013

Как защитить свои права ученикам автошкол

Чтобы влиться в братство автолюбителей, необходимо обзавестись водительскими правами. В последнее время полноценными водителями желают стать в прямом смысле уже со школьной скамьи. Дело остается за малым — выбрать подходящую автошколу. С этим у нас, как в сказке: налево пойдешь —  автошколу найдешь, направо пойдешь — в автошколу попадешь. Выбор огромен. Реклама пестрит слоганами о высоком качестве обучения, обещает подготовить не только к сдаче теоретического и практического экзаменов, но и подготовить водителя к не самым безопасным отечественным дорогам. Но вот только жизненная практика такова, что случается всякое, в том числе ДТП с участием учеников автошкол.  Вопрос, кто же все-таки при этом несет ответственность — автошкола или ученик, стоит ребром и волнует многих.

От юриста

Дабы расставить точки над «i», мы переадресовали этот вопрос юристу Татьяне Шолковой. Как оказалось, ученик автошколы, совершивший ДТП, не несет никакой ответственности (даже в случае смертельного исхода). Человек, находясь на обучении, не является водителем.

Категория «водитель» раскрывается в ч. 1.2. Правил дорожного движения РФ, в ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и в ст. 1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно названным нормативно-правовым актам, водителем считается лицо, управляющее транспортным средством.

При обучении вождению водителем считается обучающее лицо. Соответственно, отвечать за происшествие будут инструктор и автошкола. Ученик ответит за ДТП лишь в одном случае: если обучение проводилось не на основе заключенного договора на обучение вождению, и инструктор при этом находился не на работе. В данном случае обучаемый является просто частным лицом, которое без водительских прав село за руль и управляло автомобилем. Следовательно, вся ответственность в полной мере будет возложена на так называемого ученика. Другое дело, если человек обучался в автошколе, рядом с ним в машине находился инструктор, тогда вся ответственность (административная и/или уголовная)  будет возложена именно на него и на автошколу (имущественная).

Действительно, тех практических часов, которые даются в автошколе, не всегда хватает, поэтому приходится прибегать к помощи частного инструктора. Но при этом у него в обязательном порядке должно быть свидетельство на право обучения вождению транспортным средством и транспортное средство, оборудованное дублирующими педалями. Инструктор должен быть зарегистрирован в качестве ИП и  в период обучения обязан придерживаться всех без исключения правил, которые установлены для автошкол. В общем, для того, чтобы на водителя-новичка не была возложена ответственность за ДТП,  он должен иметь статус «ученика», то есть обучаться вождению на основе заключенного договора с автошколой или с частным инструктором. Если же вождение проходит со знакомыми, с работниками автошколы, но без договора, то вся полнота ответственности за совершенное ДТП ляжет тяжелым грузом именно на обучаемого.

Стоит отметить, что автошкола должна неукоснительно соблюдать ряд требований – инструкторы должны быть обучены, автотранспортные средства специально оборудованы и др. А если сотрудник автошколы допустил к обучению личную машину ученика, то это тоже является нарушением. И в случае ДТП, совершенном на личном автомобиле ученика, но при обучении в автошколе, ничего не меняется — ответственность будет распределяться так же, как если бы обучение проходило на машине автошколы. Если новичок при обучении нечаянно повредит автомобиль, то требования оплатить ремонт также являются неправомерными, так как в этом случае опять-таки водителем является инструктор и вся ответственность возлагается на него.

Око востро!

При подписании договора с автошколой необходимо быть особенно внимательным: иногда они предлагают подписать договор о возложении всей правовой ответственности за ДТП на ученика. Безусловно, такие договоры являются недействительными (ничтожными) и правовых последствий не влекут. Изменить правовые основания возникновения ответственности стороны не вправе. Но в случае, если вы все же попались на крючок и уже подписали такой договор, повода для беспокойства нет. Такая бумага не имеет никакой юридической силы.

Если же вдруг автошкола что-то потребует, ссылаясь на договор, необходимо просить предъявлять претензии в письменном виде. Устные требования произвести любые выплаты со ссылками на якобы заключенный договор принимать нельзя. С направленной претензией лучше обратиться к юристу, который поможет сформировать позицию. В любом случае, добровольно соглашаться с требованиями, основанными на заключенном договоре, не стоит. Даже если автошкола будет угрожать судом, нет никаких сомнений, что суд такой договор во внимание не примет.

Знай!

В Старооскольском отделе ГИБДД отмечают: если ПДД нарушает ученик автошколы (управляя учебным авто, не пристегнут ремнем безопасности, не пропустил пешехода, нарушил правило остановки) административный протокол будет составлен  на инструктора – он несет ответственность.

Несоблюдение правил обучающимся вождению – это «недоработки» обучающего,  невнимательное, а может, и наплевательское отношение к подопечному. То же самое правило действует при ДТП, виновник в котором ученик.

К примеру, 16 апреля около двух часов дня на «кольце» в районе ЗАГСа столкнулись «Шевроле Лачетти», которая принадлежала одной из городских автошкол и за рулем которой находилась ученица, и «четырнадцатая». По предварительным данным, виновник  аварии — учебный автомобиль, так как его водитель не уступил дороги двигающемуся по «кольцу» ВАЗу.  На инструктора был составлен протокол.

Кристина ГОДОВНИКОВА

В ТЕМУ

Периодически в Белгородской области  проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Учебный автомобиль». В его рамках сотрудники ГИБДД проверяют техническое состояние учебного транспорта (работу тормозной, рулевой систем, остаточную высоту рисунка протектора шин).
В декабре прошлого года на одну из ведущих автошкол города завели административное дело за самовольную установку дополнительных педалей сцепления и тормоза на частную легковушку – то есть на авто была и графическая реклама данной автошколы, и дублирующие педали, и вождению на нем обучали. Однако данное ТС не было зарегистрировано соответствующим образом.
Также, в период данной операции особое внимание уделяется соблюдению ПДД обучающимися при управлении транспортом.

АВТОФАКТ

В специальную графу ДТП, произошедшие по вине учебных авто, не выделяют. Однако, ведется учет дорожных аварий, совершенных начинающими водителями (стаж до 3 лет), в которых пострадали люди.

Так, в 2012 году в Старом Осколе начинающие водители стали виновниками 29 дорожных аварий, в которых погибли 7 человек и 31 получили травмы различной степени тяжести. За четыре неполных месяца 2013 года из-за нарушения ПДД водителями со стажем до трех лет произошло 4 ДТП, в них было ранено 8 человек, погибших нет.

Темперамент, возраст (наиболее «аварийным» возрастом для молодых водителей признан интервал от 20 до 24 лет) и даже социальный статус автомобилиста – все это серьезно влияет на частоту попадания в дорожно-транспортное происшествие. Начинающие водители без опыта, причем независимо от пола, – самые «аварийно-опасные». Ведь они не обладают достаточным умением управлять транспортным средством и не имеют необходимого опыта в распознании опасности при изменении дорожной обстановки. Поэтому основными причинами совершения ДТП с их участием являются несоответствие скорости конкретным дорожным условиям, несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда пешеходных переходов, а также требований сигналов светофоров.

Обсуждение закрыто.