Новости Оскола » Blog Archives » Это что же за критерий такой?
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Это что же за критерий такой?

12.06.2013

Фантазия нашей власти не имеет предела, вот придумали новый подход к оплате труда — «средний по региону». Вот такой критерий, когда зарплата учителя, как бы и где он ни работал, не должна быть меньше, чем средняя зарплата по региону.

Но возникает вопрос. Почему учитель в Белгородской области должен за свою работу получать заработную плату не меньше, чем средняя по Белгородской области, а московский учитель — не меньше, чем по Москве? Сначала разделили всех на богатых и бедных, потом на наших и не наших, теперь по регионам? А потом что, по городам, микрорайонам, улицам, деревням и сёлам? Куда катимся? А как же Конституция РФ и её 19 статья, где прямо сказано: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы… места жительства…»?

А какая равность у учителя Старого Оскола и Москвы, если одному за его работу платят в среднем 22 тысячи рублей в месяц (такая средняя была по школам города в IV квартале 2012 года), а второму — 57 тысяч? И где тут принцип «равенства прав и возможностей работников», записанный в Трудовом Кодексе? А как же статья 132 Трудового кодекса, где тоже прямо сказано: «Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается». Где тут про «средний по региону»?
Вот, например, преподаватели государственных вузов, у которых работодатель — Министерство образования и науки РФ. В одних средняя заработная плата преподавателей 40-50 тысяч в месяц, что не совсем достойно, у других 16-20, что совсем недостойно.

Вызывает огромное недоумение сама постановка задачи — довести в 2013 году зарплату учителя в России до средней по региону, а к 2018 году – удвоить относительно региональной. Необходимо признать, учитель государственной школы, преподаватель, доцент, профессор государственного вуза – это люди, выполняющие важнейшую государственную задачу. Тогда почему они не государственные служащие?

Они должны иметь такое же право на достойную оплату труда, что и любой чиновник в Министерстве образования и науки. Помнится, была 18-категорийная шкала квалификации служащих. Почему бы не вернуть ее и не применить к оценке труда учителей школ и преподавателей вузов? Начинать её нужно с норматива оплаты труда первой категории в сумме не менее 180 рублей в час с шагом сетки, допустим, в 10%. И пусть у начинающего учителя будет оклад в 30 тысяч рублей в месяц, ну а доцент должен зарабатывать на свою ставку не меньше 60 тысяч, соответственно и профессор не менее 80 тысяч рублей в месяц. И всё это повременно!

Нельзя переводить учителя, преподавателя, доцента, профессора на сдельщину. Получил твой ученик грамоту — на тебе тысячу рублей надбавки. Победил на конкурсе — ещё добавочку. Творчество не запихнуть в рамки статистической отчетности. Допустим, работает профессор с десяток лет, ничем не выделяется, а потом родит что-нибудь такое, нобелевское. Нужно на это рассчитывать, а не загонять образование в рамки – раз в год ВАКовскую статью и какое-нибудь учебное пособие, раз в 5 лет – учебник с грифом и монографию. И неважно, что там написано и кто эти статьи читает. Главное — выполнить «показатель». Так мы рождаем не творческих работников, а околонаучных чиновников. Они всегда выполнят все показатели и будут впереди.

Ну а про «средний по региону» лучше всего, когда-нибудь, я думаю, расскажет народу Михаил Задорнов. Из своей серии: «Ну, тупы-ы-ы-е!»

В.П. МАЛАШЕНКО,
профессор СТИ «МИСиС», д.э.н., член Союза журналистов России

В ТЕМУ

Список источников опровергающих концепцию «средний по региону»

1. Конституция Российской Федерации

2. Трудовой Кодекс.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права…Запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений…

Статья 21. Основные права и обязанности работника. Работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
И ни слова про место жительства.

Статья 22. Основные права и обязанности работодателя. Работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Статья 132. Оплата по труду. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. И ни слова про регион.

КСТАТИ

Ряд губернаторов отрапортовали – у нас, мол, почти все учителя зарабатывают не меньше, чем «средний» житель региона. «Почти» — это на всякий случай. Мало ли, что. Но, как говорил один персонаж из известного фильма, многие, однако, засомневались. Вот, например, в Белгородской области. Если рост заработной платы (данные из статистического ежегодника. Белгородская область 2012) в образовании в 2010 году по отношению к 2009 увеличилось на 3,9%, то уже в 2011 по отношению к 2010 — на 12,2%. Прогресс явно виден, хотя средняя заработная плата в образовании очень далека от средней по региону и отстаёт от неё почти на 35% (по региону -17 667,6, в образовании – 13 089,3). Интересный факт. Численность учителей в области относительно 2005 года стала меньше на 6,1 тысячи (было 18,0 тысяч, стало 11,9). В 2005/2006 учебном году на каждого учителя приходилось в среднем 9 учеников, в 2011/2012 стало – 12 учеников. То есть нагрузка на учителя возросла почти на 30%. Выросла и заработная плата в образовании с 5 297,8 рубля в 2006 году до 13 089,3 в 2011 – в 2,47 раза, а в среднем по региону она увеличилась в 2,12 раза, что лишь на 16,5 % больше, чем рост зарплат в среднем по региону (зарплата по региону выросла с
8 336,9 рублей в месяц, до 17 667,6 рубля). Так что выходит зарплата учителей, никак не могла стать равной средней по региону.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.