Новости Оскола » Blog Archives » Четыре лапы, пятый — нос
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Четыре лапы, пятый — нос

19.06.2013

Андрей Манаков в кинологи пошел из-за привязанности к животным

Андрей Александрович — позитивный молодой человек, увлеченно рассказывающий о своих «подопечных» и о работе. Животных он любил всегда, потому и выбрал профессию кинолога. Андрей умеет находить к питомцам нужный подход и получает удовольствие от своей работы. Начинал он с должности милиционера-кинолога отдельного батальона ППС. Когда появилась возможность перейти работать в кинологическую группу, незамедлительно изъявил такое желание. Сегодня Андрей — младший инспектор-кинолог УМВД России по г. Старому Осколу. Он лихо справляется с премудростями этой профессии. Освоив ее, молодой человек понял, сколько сил, упорства, трудолюбия и мастерства нужно вложить в собаку, чтобы сделать ее полноценным помощником. Ведь работа кинолога не заключается лишь в тренировке собак, как думают многие. Это еще и дежурство в следственно-оперативной группе, раскрытие преступлений. Помимо того, на плечах хозяина лежит уход за верными напарниками: покормить, вычесать, подлечить. Стоит отметить, что не последнее место занимает желание кинолога работать со служебными собаками.  Андрей без четвероногих друзей – просто полицейский, они без него – просто собаки. Вместе же они – крепкое кинологическое трио. Молодой человек уверен, что в этой профессии не обойтись без таких личных качеств  как добросовестность, выдержка, большой заряд энергии, спокойствие, бесстрашие. Ведь собаки хорошо чувствуют человеческую слабость, потому кинолог должен уметь побороть страх, внушить уважение питомцу, заставить слушаться.

Немецкая овчарка Гера послушно выполняет
команды хозяина

Тяжело в учении…

В питомнике служебно-розыскного собаководства  четвероногие подопечные – немецкая овчарка Гера и лабрадор Чук – Андрея Манакова ждут с нетерпением. Они активные, ухоженные – любо-дорого взглянуть. Своих «сослуживцев» кинолог никогда не называет сухим канцелярским языком – спецсредствами. Для него собака – друг. А чтобы направить ее звериный ум и чутье в нужное русло, необходимо правильно воспитать. Дрессировкой немецкой овчарки, которой сейчас четыре года, кинолог занимался самостоятельно — в Ростовской школе служебно-розыскного собаководства. На это ушло полгода. Вообще, начинать общий курс можно хоть с «пеленок» — научить собаку выполнять простые команды: «сидеть!», «лежать!», «ко мне!» и т.д. А вот со специальным этапом торопиться не стоит. Самый подходящий возраст – когда животному исполнится  год. Тогда собачья психика уже сформирована. Лабрадор Чук достался Андрею от другого сотрудника. Но к новому хозяину он притерся довольно быстро и понимает своего наставника не то, что с полуслова – с полужеста. Этого питомца смело можно назвать «ветераном»: собаке 12 лет. За это время у нее уже было два выезда в Чечню.

Андрей Манаков любит животных,
и они отвечают ему взаимностью

Лабрадор Чук в поиске спрятанного учебного реквизита

Всему свое место

Насмотревшись сериалов, многие считают, что собака умеет делать все. Отнюдь нет. Если только это не экранизированный Мухтар или комиссар Рекс. В реальности одна собака выполняет какую-то определенную специфическую задачу: ищет наркотики, оружие или только ходит по следу и так далее.

Лабрадор Чук, например, натаскан на поиск взрывчатых веществ, оружия, наркотиков. Гера также образцово выполняет свою работу. Она  «специализируется» по линии ОРП (общерозыскной профиль): натренирована по следовой работе, помогает в обыске местности. В этом нелегком деле оказывается, важен еще и собачий темперамент. Для поиска взрывчатки отбирают более спокойных «нюхачей», а для общеразыскных работ лучше подойдут хвостатые коллеги, которые смогут преодолевать многокилометровые расстояния.

— В пример возьмем ту же квартирную кражу. Человек вышел из дома, выкинул перчатки, в которых совершил преступление куда-нибудь в кусты. Приезжает кинолог, выпускается собака по розыску. Сперва она обнаруживает запаховый след преступника. Затем идет обыск местности. Собака находит вещь, которая впоследствии отправляется на экспертизу. При задержании преступника она послужит доказательством. С Чуком мы в частном секторе находили героин, причем в темное время суток. Сначала в доме был проведен обыск. Ничего не нашли. Начали прочесывать местность. На территории двора —  болото. Там-то в камышах собака и обнаружила 2 пакета, в которых был героин, шприцы и т. д — рассказывает мой собеседник.

Повторение — мать учения!

Чтобы «универсальные солдаты» оставались в «тонусе» и не теряли наработанных навыков, дважды в неделю Андрей Манаков проводит со своими питомцами курс дрессировки, на что уходит около 3-4 часов. Для собаки это в первую очередь  игра: хозяин прячет предмет, а пёс должен его отыскать. За свою добросовестную работу собаки получают не денежное довольствие, а лакомство. Кстати, ходят легенды о том, что собаку «подпитывают» наркотиками. Вот почему она их находит. Андрей Александрович развеял этот миф. На деле, чтобы научить питомца искать взрывчатые вещества или наркотики используется прекурсор (учебный реквизит — имитатор запаха наркотических средств и взрывчатых веществ, — ред.). Только и всего. Во время обучения вместе со спрятанным предметом кладется учебный реквизит. Собака в первую очередь ищет свою спрятанную игрушку, но потом привыкает, к тому, что вместе с ней лежит прекурсор. Постепенно у нее происходит дифференцировка запахов. На последнем этапе предмет убирается вообще. Собака ищет лишь учебный реквизит.

Так выглядит прекурсор

Даже в наш современный век научно-технического прогресса роль четвероного друга незаменима: не изобретено еще прибора более чуткого, чем нос собаки.

Кристина ГОДОВНИКОВА

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.