Новости Оскола » Blog Archives » «Мы были в расстрельных списках»
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

«Мы были в расстрельных списках»

26.06.2013

Оскольчанка вспоминает фашистскую оккупацию

— 22 июня мы встали рано. А народ уж у конторы толпится. Радио слушает. И все гудят: «Война! Война!» – вспоминает Антонина Захарова (в девичестве Прокудина). В 1941 году Тоне — младшей из шестерых детей председателя колхоза села Прокудино – исполнилось пятнадцать.

…В тот страшный день большую семью Прокудиных ждало ещё одно потрясение: из райвоенкомата приехали за только вернувшимся из армии Никитой — старшим братом Тони. Парень первым из односельчан отправился бить врага. За ним потянулись остальные. Осенью призвали на фронт ещё одного Прокудина – Гавриила. Не оставляла тревога и за другого брата — Александра, кадрового военного, сражавшегося с фашистами где-то за тридевять земель от родного дома.

— А потом пришли немцы, — продолжает Антонина Ивановна. – Ох, и боялись мы их! В Верхне-Чуфичево председателя совхоза расстреляли вместе со всей семьёй. И мы в расстрельных списках были. Спасибо, ночью кто-то из местных ребят залез через окно в избу, где у немцев комендатура была, и выкрал эти бумаги. Спрятались мы тогда у дядьки в погребе, да так там месяц и просидели. Слава Богу, не донёс никто фашистам. В дом к дядьке они заглядывали, но спасло то, что отец больной был. Да и дядя наш в первую мировую попал в плен, там немного научился говорить по-немецки. Он им скажет: больные мол, заразные – немцы и боятся к нам соваться. А потом фашисты и вовсе в город ушли, оставив только полицаев местных и старосту. Этот хоть и из нашего села был, да не наш, австриец. Он после первой мировой в селе осел. Но наши полицаи почти все хорошие люди были, не по своей воле пошли к врагам. И односельчанам помогали, как могли. Один только был дурак-дураком, молодой парень Афонька. Он к немцам добром пошёл. И вот мы как-то раз с учительницей нашей идем в поле за соломой, а он — навстречу. Здравствуй, говорим, Афоня! А он в ответ: «Какой я вам теперь Афоня? Я вам теперь – господин Афанасий!» Так и ушёл потом с немцами, больше мы его не видели…

Осенью 1942 года в Германию угнали сестру Антонины – Матрёну, а с ней ещё нескольких местных девчонок. И хотя боевые действия Прокудино миновали,  в оккупации было несладко. Всю живность, даже кур, фашисты забрали подчистую. Кормиться селянам приходилось тем, что выросло на огородах. Людей постоянно выгоняли на работу: то дорогу расчистить для проезда фашистской техники, то убрать на колхозных полях урожай и погрузить его для отправки в Германию.

Зимой 1943-го освободили село от врагов, и сразу пришла в колхоз разнарядка из райисполкома: определённое количество человек отправить на торфоразработки и лесозаготовки в Ленинградскую область.

— Вместе с другими девушками и женщинами из соседних сёл попали мы в посёлок Америка рядом со станцией Жихаревка, а оттуда – в лес, — вспоминает Антонина Захарова. — Жили в солдатских домиках. В нашей бригаде было десять девчонок и демобилизованный по ранению солдат. Меня, как самую грамотную, выбрали старшей. Приходилось ежемесячно через лес ходить на станцию за зарплатой.

Страшно было: возвращаться с деньгами приходилось затемно, однако ни разу никто не обидел, не попытался ограбить. Хоть и война шла, а всё-таки люди не озлобленные, как сейчас, не шли на преступления. …Там, в лесу, мы и встретили День Победы.

Отец каждый день ходил в ближайшую церковь – молиться, чтоб сыновья и дочери вернулись живыми. Как смеётся теперь Антонина Захарова – всё с себя сняли, последние штаны папа в церковь отнёс, так зато не зря! Дошли до Бога молитвы председателя: весной сорок пятого братья Прокудины встретились в Германии: живы-здоровы, ни одного ранения! Сестру в победной суматохе не нашли, а когда Матрёна вернулась в родное село, выяснилось, что жила она всего в пятидесяти километрах от того места, где пытались разыскать её старшие братья.

Трудности военного лихолетья давно остались в прошлом. Сейчас моя героиня живёт в большом доме, у неё двое детей, трое внуков и пятеро правнуков. Но на вопрос, что в жизни главное, отвечает: главное – чтобы больше не было войны. А с остальными трудностями справимся!

Анастасия МЕРКУЛОВА

Рубрики: Наш человек   |   Наверх

Обсуждение закрыто.