Новости Оскола » Blog Archives » Свинина исчезает с рынков
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Свинина исчезает с рынков

24.07.2013

Чума разоряет фермеров и продавцов мяса

Что для городских жителей африканская чума? Очередная страшилка из телевизора. Услышав новость о заболевших свиньях, мы пропускаем ее мимо ушей. Но когда с рынков Губкина и Старого Оскола исчезает свинина, тема сразу становится актуальной: как же мы без сала и шашлыков? Похоже, «как» не знают пока и наверху. Но директивы спущены: свиньи на личных подворьях Белгородчины – персоны нон грата.

Хоть в петлю…

С фермерами и продавцами мы столкнулись в администрации Старооскольского округа. Недовольные заполонили фойе первого этажа и коридор.

— Нас тут человек 70, — говорит продавец, представившийся Андреем. – Многие не только из Старого Оскола, но и из Губкина. Мы готовы выйти на митинг, обратиться на телевидение, к президенту. Другого выхода нет: нас фактически разоряют. Мы оплачиваем места на рынках, аренду холодильников, отчисляем налоги и соцвзносы, но торговать не можем. Власти не велят! И, ладно бы, это было оправдано! У нас нет никаких очагов болезни. Где мы, и где Воронеж? Губкин и Старый Оскол – это четвертая степень защиты. Все меры предосторожности мы давно соблюдаем. Прежде чем свинина попадет на прилавок рынка, она пройдет три кордона проверок. Машины при въезде на территорию свинокомплексов обеззараживают. За 17 лет, что стою на рынке, не было ни одного случая продажи некачественного мяса.
Вся эта история с чумой кажется нам подозрительной. Почему строгие меры касаются только «мелочевки», а крупных производителей не трогают? Не потому ли, что так устраняют конкурентов? Ведь нам сейчас агрохолдинги мясо перестали продавать, но фуры, груженные их продукцией преспокойно разъезжают по другим регионам. Значит, там заразы не боятся? Мы же покупаем свинину на Белгородчине и здесь же ее реализуем. Не выезжаем в другие области. Почему тогда нам перекрывают кислород? Мы уверены: наши убытки оборачиваются прибылями для крупного бизнеса.

— В прошлом году я взял 750 тысяч кредита, — возмущается фермер из Губкина. – Чтобы поднять хозяйство добавил своих денег столько же. А в итоге должен всех свиней пустить под нож? Кто мне компенсирует убытки? Да, свинину у нас выкупают, но по 60 рублей за живой вес (отпускная цена – 75 рублей, прим. ред.). Живой вес поросенка около 140 килограммов. Только на одном поросенке мы теряем порядка 2 тысяч рублей. А у нас кредиты! С чего я буду их погашать? Как семью кормить? Таких, как я много. Есть фермеры, которые выращивают по 200-300 голов, а есть и те, кто держит тысячу свиней. Для них лишиться хозяйства – разориться. Хоть в петлю лезь.

Меж двух огней

Для администраций Губкина и Старого Оскола нынешняя ситуация – нож по сердцу. Они фактически оказались меж двух огней. С одной стороны – постановление губернатора, согласно которому они должны действовать, с другой – озлобленные фермеры и рыночники. Очевидно, что распоряжение областных властей вызовет отторжение и раздражение населения. Меры, которыми предполагается остановить африканскую чуму – крайне непопулярные. Но ослушаться область? Невозможно. Да и угрозу, в отличие от фермеров и перекупщиков, власти отнюдь не считают вымышленной.

Что предлагается? Свиней оставить только в крупных агрохолдингах. Мол, там степень защиты – ого-го какая и заразе проникнуть сложно. Там и ветеринары, и санитарный надзор, и вакуумная упаковка. А у частников… тут никакой гарантии нет. Да что там гарантии, хорошо, если хозяева скотине банальные прививки делают. В общем, если болезнь в регион и придет, то основными разносчиками, по мнению властей, могут стать именно частники. А посему, пусть сдают свинину за компенсацию в 60 целковых. Ежели откажутся… что ж, в области вполне могут ввести Чрезвычайное положение. И тогда хрюшек все равно утилизируют, но уже безо всяких компенсаций.

Что в этой ситуации остается делать главам администраций? Уповать, что все обойдется. И проводить разъяснительную работу. Объяснять, что, хошь – не хошь, из двух зол, хоть и меньшее, но выбирать придется. Под меньшим подразумеваются фермеры и частные подворья, под большим – агрохолдинги. Если африканская чума придет в крупные хозяйства – пиши пропало! Убытки будут многомиллиардными. На российском рынке от 18 до 25% свинины из Белгородской области. Это вам не хухры-мухры!

Вроде бы расклад предельно ясен, но согласятся ли с ним люди? Говорят, в деревнях масса недовольных. Подсобное хозяйство для селян – не роскошь, а средство выживания. Из 100 подворий, в 99 держат скотину.

— Вопрос непростой, — признают в администрации Старооскольского округа. – Безусловно, все понимают, что мясо выгоднее продавать на рынке, но сегодня это невозможно. Никто не позволит этого сделать. Ситуация усложняется тем, что в Воронежской области – откуда и идет чума, с превентивными мерами не торопятся. Мы в Роговатом сделаем все возможное, а соседи – нет. И что получится? Расстояние-то до воронежской Дмитриевки – всего километр. …Дай Бог, чтобы все закончилось без тяжелых последствий. Прохладная погода вроде бы нам на руку. Но если дело дойдет до крупных АПК, придется утилизовать тысячи животных на полигоне Прохоровского района.

Лариса УЛЬЯНЕНКО

P.S. Если ситуация в ближайшее время не изменится, фермеры и продавцы прогнозируют рост цен на свинину. Если сейчас, в среднем, она продается по 135 рублей, не исключено, что в дальнейшем нам придется платить по 165-170 рублей.

ЗНАЙ!

Про чуму

Африканская чума свиней, она же африканская лихорадка, болезнь Монтгомери — вирусная болезнь свиней, не опасная для человека. Инкубационный период – от 2 до 6 суток. При молниеносном течении болезни животные гибнут без симптомов. При остром — у них повышается температура до 42 °C, появляется одышка, кашель, рвота, паралич задних конечностей. Животные лежат, зарывшись в подстилку, вяло двигаются и быстро устают, появляются красно-фиолетовые пятна. Походка — шаткая, голова опущена, хвост раскручен. Смертность 50 — 100%. Переболевшие животные — пожизненные вирусоносители. Вакцины от чумы не существует. Затраты на ликвидацию последствий чумы колоссальны. При тотальном уничтожении свиней приходится тратить десятки миллионов долларов.

КСТАТИ

Бди!

Следственный комитет Белгородской области возбудил уголовное дело по статье “Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизоотии”. По версии следствия, с 8 по 12 июля в одном из частных домовладений села Ливенка Красногвардейского района произошел падеж свиней. Лабораторные исследования проб показали: животные погибли от африканской чумы. Ситуация осложняется тем, что рядом с очагом инфекции находятся крупные свинокомплексы.

В Старооскольском округе усилен контроль за работой двух ветеринарно-полицейских постов: в районе сел Каплино и Шаталовка, граничащих с Курской и Воронежской областями. Машины, приезжающие из этих регионов, досматриваются.

— Сотрудники полиции и ветеринарной службы несут службу круглосуточно. Их задача — не пропустить в область несанкционированную мясную продукцию. 18 июля на шаталовском посту остановили автомобиль, водитель которого пытался ввезти мясо из Воронежа. Поскольку документов на продукцию не оказалось, машину завернули обратно, — поясняет и.о. заместителя начальника полиции по охране общественного порядка УМВД России по Старому Осколу Александр Задеренко. — Кроме того, участковые, вместе с сотрудниками администраций сельских территорий,  вет­службой ежедневно проводят разъяснительные беседы, чтобы не допустить самовольного убоя свиней, переработки и продажи мяса свинины. Отработано 2438 домовладений округа.

Кристина ГОДОВНИКОВА

В ТЕМУ

Воронеж жжёт

—  Из-за вспышки африканской чумы свиней в 12 районах Воронежской области запрещена продажа мяса на рынках. Курская область запретила ввозить свинину из любой части этого региона.

— В Интернете прошла информация, что в Воронежской области свиней скупают у хозяев и заживо сжигают. «После дозы снотворного, животных складывают в котлован и поджигают, поверх кладут старые автопокрышки, — рассказывают очевидцы.

— Когда препарат уже не действует и животные приходят в сознание, сельчане наблюдают просто ужасающее зрелище. Горящие свиньи в агонии носятся по полю, визжат, а после гибели их туши по несколько суток лежат на солнцепеке. Обугленное мясо растаскивают птицы». Активисты одной из партий обратилось в генпрокуратуру с просьбой проверить законность таких действий.

— Воронежцы утверждают: «Ущерб населения власти обещают компенсировать, но никакого учета погибшим свиньям не ведут – их не взвешивают и не переписывают, не выдают документов, подтверждающих изъятие животных. В нарушение санитарных правил, специалисты не проводят обработку помещений от вируса, что делает бессмысленными все действия властей по борьбе с африканской чумой».

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.