Новости Оскола » Blog Archives » Репетитор
Электронная версия газеты Новости Оскола

« ПредыдущаяСледующая »

Репетитор

02.10.2013

— Девочки, нужно работать с каждым ребёнком, нельзя сидеть на месте, — учила профессор ВГУ. – Нельзя говорить: ты должен сделать то-то и то-то. Это мы должны — обязаны учить детей общению. Школа выполняет социальный заказ. Заказ на грамотных специалистов, знающих иностранные языки. Именно они востребованы сегодня. Если кто-то строит уроки на одних переводах – этот «кто-то» остался в 50-70 годах. Сейчас время учителей другой формации. Если дети не хотят идти на ваш урок – виноваты только вы!

И вот мы с подругой, наслушавшись советов, приходим в одну из школ города на практику. Такие воодушевленные, готовые горы свернуть. За свои деньги печатаем пособия, внедряем современные методики и …понимаем, что это не нужно. Для учителей на уроках главное что? Дисциплина! А у нас, по их мнению «стоял галдёж». Нам дали понять, что работать по старинке куда спокойней, так что лучше бы нам не напрягаться. А «напрягаться» хотелось. И я стала репетитором.

И даром не нать

У Ирины (фамилию репетитор попросила не называть по причинам личного характера) наш сын занимается третий год. То, что к ней мы попали без «наводки», по объявлению – чудо. Обычно таких педагогов «передают» друг другу, как хороших парикмахеров и врачей – по знакомству. Запись к ним – на год вперёд. Но мы проскочили. И не перестаём этому радоваться. Ирина творит чудеса. Нелюбимый прежде «ин.яз» для многих, слышала, становится обожаемым предметом. Ирины уроки – увлекательнейшее приключение в Британию, Германию, с их историей, архитектурой, традициями. Грамматика — не скучная наука: её можно потрогать, ощутить, понять. Как-то в шутку спросила:

— Ира, а так вести занятия учат только репетиторов?

— Да нет. Такие уроки должны быть и в школах. Мы же не на тайных курсах всё это проходили – в ВГУ, на педагогическом факультете. Другое дело, знания надо внедрять, постоянно искать новую информацию, самосовершенствоваться, развиваться. На всё это нужно желание, время и деньги. Есть ли они у наших педагогов? Мы ведь когда пришли практикантками, что увидели? Всё то, что нам в вузе категорически запрещали. Нас учили не сидеть на месте, однако первое, что делала преподаватель английского, входя в класс – садилась. И потом почти не поднималась. Нам объясняли, что не переводы нынче важны – это прошлый век – а говорение. Но «иностранка» даёт ребятам переводить текст, а сама садится заполнять журнал. Для этого, как вы понимаете, нужна тишина. А нам внушали, что дети должны общаться. Собственно, так мы и вели уроки. Сдвигали парты, чтобы ребята видели друг друга, обсуждали, доказывали, спорили. Чтобы им было интересно. Итогом нововведений стал нагоняй: на уроках должна быть дисциплина. И вообще, нечего портить казённое имущество, двигать его туда-сюда. Нам посоветовали сбавить темп. Мол, «души прекрасные порывы» — это, конечно, хорошо, но! Вы уйдёте, а детям – не дай бог! — понравятся ваши уроки. И что делать? И директор может потребовать такого же подхода. И потом, эти пособия, 500 листов… вы печатали сами. У нас зарплата — 4 800 (шёл 2004 год). Лишние расходы не потянем. …Учителей за те слова нельзя винить. Они поставлены в такие условия, что собственно педагогика – уже подвиг.

ЕГЭ – профанация?

По словам Ирины, английский, в отличие от русского, менее стабилен. На него влияют мигранты, он упрощается, появляются новые формы, меняется лексика.

—  Смотрите, в английском есть два вспомогательных глагола «shall» и «will», но первый уже не в ходу. Однако в наших школах – в отличие от европейских – он живуч. Зачем детей учат тому, что не востребовано? Если только для сдачи ЕГЭ – тогда понятно. Экзамен же основан на переводе и чтении. Хотя в жизни потребуется другое – умение общаться. Собственно, и само владение языком проверяют говорением. По большому счёту ЕГЭ — профанация. КИМы из года в год появляются незадолго до экзамена. И дети идут с готовыми ответами. Это выгодно и педагогам. Если ЕГЭ сдан плохо, ни учителя, ни директора, ни губернатора по головке не погладят. Зато, как пить дать, чего-нибудь лишат. Единый государственный по английскому, ставший в 2013 году обязательным для сдачи в нашей области – головная боль не только выпускников (нет базы для этого), но и многих педагогов. В силу того, что сами они учились давно, новые требования им чужды. В ЕГЭ есть задание: написать эссе. Но не все могут объяснить: что это такое. Учителя привыкли к формату сочинений на 2-3 листа. Редкий педагог – честь таким и хвала! – учит кратко излагать мысли. А заочные олимпиады? Что это за олимпиада, если её нужно выполнять на дому? А задания в ней: «Где изобрели напиток «Ред Булл»?» В чём ценность вопроса? Какой кругозор развивают такие олимпиады?

Еще один момент – книги. Ирина говорит, что хороший учебник – не русскоязычных авторов, с ошибками, а адаптированный — стоит тысячу. Комплексный, на 99 уроков с дисками – слушать язык в оригинале обязательно! – 24 тысячи. А ведь в силу того, что английский меняется, учебники переиздаются каждые два-три года. И каждые два-три года нужно покупать новые. Школы таким финансированием не располагают. Дети почти не слушают иностранные аудиозаписи, не смотрят фильмы. Это говорит о том, что школы, в большинстве своём, не соответствуют современным требованиям. Кроме того, учитель должен постоянно самообразовываться (Ирина владеет английским и немецким, учит арабский, защищает кандидатскую), выезжать за границу — языковая среда важна. Но нам не то, что Европа, даже Крым не по карману. И не только педагогам. Многие родители убеждены, что ни они, ни их дети заграницу не попадут. Даже в Турцию. Нам далеко до Москвы в плане достатка.

Шкурный интерес

Не подумайте, что репетиторы шикуют, и раскатывают по заграницам. Вовсе нет. Ирина, к примеру, мечтает побывать в Британии, но такая поездка не по карману. За эту цену можно посетить не одну европейскую страну. Репетиторы не купаются в деньгах. Да, одно занятие стоит 400 рублей. Первый урок начинается в 9 утра, последний заканчивается в 20.30. Без перерывов. В субботу — 4 занятия. Подсчитаешь, кажется, денег – куры не клюют. Но нет. Занятия с крестниками и племянниками – бесплатны. Много средств уходит на учебники, пособия, распечатку домашних заданий, диски, курсы (Ира каждый год ездит в Воронеж и Москву повышать квалификацию). Если «педагог на дому» заболел, никто не оплатит ему больничный. Летом репетитор почти лишён дохода. Он готовится к новому учебному году, занимается самообразованием. В итоге при огромной нагрузке на руки остаётся немногим больше, чем у школьного педагога.

Но Ирина, даже свались на неё миллион, детей не бросит: «Это такое счастье – заниматься любимым делом! Общаться, узнавать что-то новое, самой делиться знаниями. Ведь я не только обучаю языкам, учу выстраивать дискурсивное пространство, добиваться целей, понимать: для чего нужен язык. Разве может быть что-то интереснее?»

Лариса УЛЬЯНЕНКО

P.S. Отзанимавшись год с Ириной, дочь приятелей, мечтавшая стать экономистом, решила в этом году поступать в «пед» на учителя английского.

Рубрики: Актуально   |   Наверх

Обсуждение закрыто.