Матушкины куклы
24.10.2013
В Старооскольском Доме ремёсел открылась школа магии и волшебства
«Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
– Слушай, Василисушка, последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её, всегда держи при себе и никому не показывай. А когда приключится у тебя горе, ты дай ей покушать и спроси у неё совета».
Куклы-обереги занимали в жизни наших предков-славян особое место. Этими куклами не играли. Их хранили до поры до времени в укромных уголках. Мать, делая такую куклу для своего ребёнка, вкладывала в нее частичку своей души. Такую-то куколку подарила мама Василисе Прекрасной – и матушкина кукла спасла девочку-сиротку от всех невзгод и принесла ей счастье.
Традиционные куклы в народных костюмах
Вот таких волшебных куколок и учила изготавливать старооскольских и белгородских мастериц Майя Сысоева – Народный мастер России, одна из ведущих специалистов-этнографов в традиционном ремесле изготовления кукол. Три дня подряд шли мастер-классы, и из рук женщин появлялись на свет разнообразные тряпичные куколки – защитницы и помощницы.
Каждая кукла Майи Сысоевой обладает своим характером
Деревенское кукольное царство бесконечно разнообразно. В каждой местности делали своих традиционных куколок. Отличались они в основном элементами одежды: одевали их в костюмы, характерные для данной местности. Впрочем, способы изготовления тоже порой были весьма оригинальны: к примеру, в Роговатом делали так называемых «зольных» кукол – головку игрушки скатывали из влажной печной золы, а потом обтягивали тканью. А в Курской области были известны куклы — «лихоманки», защищающие семью от болезней и «зерновушки», в середину которых насыпали зёрна нового урожая – любые, от гороха до ржи, конопли и фасоли.
Условно народных кукол можно разделить на игровые и обрядовые. Игровые – понятно, а обрядовые делятся на множество групп, самые известные из которых – аграрные и похоронные. Первые приносили богатый урожай, вторые служили вместилищем души покойного. Их хранили сорок дней, а после сжигали. Сейчас мастерством изготовления таких кукол владеют единицы, да и не очень это нужно в современной жизни, а вот игровая кукла по-прежнему жива. Но порой мастерицы-кукольницы сами творят новые традиции, придумывая то «пасхальных», то «неразлучных свадебных» куколок и уверяя, что каждая из них непременно принесёт удачу. Хорошо это или плохо? На этот вопрос Майя Анатольевна отвечает философски:
— Людям во все времена нужна была сказка. Какие-то традиции отмирают сами собой: понятно, что в наше время уже невозможно вернуть крестьянский уклад и возродить аграрные традиции. Но природа не терпит пустоты, и на смену старым приходят новые традиции. Вполне возможно, сейчас мы стоим у их истоков и сами творим новую кукольную историю. И какие-то сегодняшние забавные придумки будут изучать новые поколения этнографов.
А есть ли интерес у детей XXI века к безыскусным тряпичным куколкам, у которых и лица-то не всегда нарисованы? Ведь нынче каких только нет кукол: от модельных Барби до «живых» Baby Born, которых можно принять за настоящих детишек. Оказывается, интерес есть, да ещё какой: учитель технологии школы №17 Ольга Королёва говорит, что в её кружке «Народная кукла» двадцать девчонок. Занимаются с огромным удовольствием, сами предлагают оригинальные идеи, ходят на все выставки, чтобы научиться чему-то новому. С нетерпением ждут, когда Ольга Николаевна откроет им секреты древнего ремесла, которому она научилась у Майи Сысоевой. Значит, как и раньше, маленькие тряпичные куколки — ниточка, связывающая прошлые и будущие поколения – будут сидеть в укромных уголках или на почётных местах, защищать своих хозяек, приносить в дома удачу, любовь, добро и достаток.
Наталья ЧЕРНОВА
Обсуждение закрыто.